17756511793 Бюджетный вычет. Сергей Харченко ждет поддержки от правоохранительных органов.
МНЕНИЯ

Бюджетный вычет. Сергей Харченко ждет поддержки от правоохранительных органов.

Бюджетный вычет. Сергей Харченко ждет поддержки от правоохранительных органов.
13.05.2014, 11:43
По итогам работы в 2013 году Счетная палата Саратовской области обнаружила нарушения финансовой дисциплины на 1,7 миллиарда рублей. О том, что именно изучает контрольное ведомство региона, в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" рассказал его глава Сергей Харченко.
Поделитесь с друзьями:

Комментарии 0

– Сергей Иванович, Счетная палата выявила нарушений на сумму более полутора миллиардов рублей. Бюджетополучатели стали чаще нарушать финансовую дисциплину или контролеры успешнее работать?

– На формировании общей суммы нарушений и недостатков, установленных Счетной палатой в 2013 году, заметно сказались результаты экспертно-аналитической работы – чуть более половины всего объема нарушений.

В прошлом году мы впервые применили комплексный подход к формированию программ и планов проверок. Прежде всего, исключили многократные проверки одного и того же распорядителя бюджетных средств в течение одного года по разным вопросам. Это позволило более эффективно использовать рабочее время как проверяющих, так и проверяемых. Число проверок снизилось, а вот масштабы их увеличились. В целом исследование стало более глубоким и тщательным, что отразилось на повышении  степени реализации результатов проверок в 2013 году по сравнению с прошлыми годами: восстановлено в бюджет 80 миллионов рублей, устранено финансовых нарушений на общую сумму 648 миллионов рублей.

– Можете назвать примеры наиболее крупных нарушений, выявленных Счетной палатой?

– К таким можно причислить неправомерное предоставление субсидий и социальных выплат министерством сельского хозяйства области на сумму 40 миллионов рублей. Неэффективное использование бюджетных средств при реализации областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010– 2015 годы". Тут наши специалисты установили нарушения на сумму 56 миллионов рублей.

В системе здравоохранения были выявлены факты нецелевого использования федеральных субвенций. В комитете здравоохранения администрации Саратова – на 29 миллионов рублей, в комитете по здравоохранению администрации Энгельсского района – на 12 миллионов, в Вольском районе – на 11 миллионов. В МКУ "Дирекция по организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения Балаковского муниципального района" – на 16 миллионов рублей.

При проверках министерства строительства и ЖКХ наши специалисты установили оплату недостоверных актов выполненных работ и неэффективное использование средств на сумму 24 миллиона рублей (при реализации целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"). Было также установлено нарушение сроков перечисления муниципальным образованиям средств Фонда содействию реформирования ЖКХ – на 92 миллиона рублей.

– Но вот нарушения финансовой дисциплины выявлены. Что делает Счетная палата дальше?

– Все наши выводы и предложения в обязательном порядке направляются на рассмотрение губернатору Саратовской области. В подавляющем большинстве случаев региональное правительство, областная дума и Счетная палата имеют единый подход к оценке выявляемых нарушений и к самим нарушителям финансовой дисциплины.

При наличии признаков состава правонарушений  информация по проверкам передается в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в прошлом году значительно повысился уровень реализации представлений и предписаний Счетной палаты. Например, по результатам наших проверок органами исполнительной власти области в 2013 году было восстановлено в бюджет 67 миллионов рублей субвенций, выделенных муниципалитетам на осуществление государственных полномочий по здравоохранению, и семь миллионов рублей субсидий на проектирование и строительство автомобильных дорог в Федоровском и Марксовском районах. После наших обращений были внесены изменения в областной бюджет и в бюджет территориального ФОМС.

Всего в 2013 году были устранены нарушения на сумму 568 миллионов рублей. Из них на 200 миллионов рублей – в областном бюджете и на 368 миллионов рублей – в бюджете ТФОМС.

– Насколько активно реагируют правоохранительные и контрольные органы на итоги ваших проверок?

– В прошлом году мы направили в органы материалы по 23 контрольным и экспертно– аналитическим мероприятиям. В результате было возбуждено восемь уголовных дел. В настоящее время уже вынесены обвинительные приговоры за мошенничество в отношении трех недобросовестных граждан, по другим делам готовится передача материалов в суд. В остальных случаях процессуальные проверки либо еще продолжаются, либо состав преступления не был установлен.

При проверке мы оцениваем факты и, если можно предположить признаки состава преступления, свои доводы и материалы мы направляем в прокуратуру области, которая передает их в соответствующий орган дознания или следствия. Если нам очевидна подведомственность вопроса, обращение направляем сами.

– Какие нарушения были выявлены вашими коллегами при освоении средств на реконструкцию саратовской набережной фирмой "Саратовгесстрой"?

– В 2011 году в комитете капитального строительства области Счетной палатой проводилась проверка использования средств бюджета, выделенных на реконструкцию саратовской набережной. В том числе рассматривался вопрос взаимоотношений заказчика с подрядчиком  ООО "Саратовгесстрой". Было установлено завышение стоимости контракта на проведение строительно-монтажных работ на сумму 809 миллионов рублей. Материалы проверки мы направили в Следственное управление СКР. Там провели необходимые процессуальные действия и поначалу даже возбудили уголовное дело по факту нецелевого использования средств в особо крупном размере – на сумму 117 миллионов рублей. Но в конце 2012 года дело было прекращено. Скорее всего, потому что не были доказаны преступные мотивы и цели.

Тут ведь еще многое зависит и от уровня профессионализма тех, кто занимается делом. Но на выводы следствия мы повлиять не можем. Прокуратура же не отменила решение о прекращении расследования. Вероятно, на это у нее были свои основания. С нашей стороны контрольные мероприятия в отношении ООО "Саратовгесстрой" не завершены.  Мы обязательно будем проверять расходование бюджетных средств в 2012-2013 годах.

При формировании годового плана работы значительное число проверок Счетная палата проводит с учетом обращений Саратовской областной думы, правительства, губернатора. Включение в план работы 2014 года проверки реконструкции саратовской набережной связано с поручением законодательного органа.

– Недавно наше издание рассказало о нарушениях при строительстве и эксплуатации ФОК в Заводском районе Саратова.  Что вам известно об этом?

В отличие от прессы, у аудиторов не может быть субъективной, эмоциональной оценки события. В силу своей профессиональной специфики мы к делу подходим иначе. Прежде всего, разрабатывается методика оценки эффективности, обозначаются определенные показатели и критерии. И уже после расчета и анализа данных показателей дается оценка эффективности или неэффективности использования бюджетных средств.

–  Мы проверяли ФОК "Заводской" в 2012 году. В результате были выявлены нарушения на 110 миллионов рублей. Был установлен целый ряд нарушений при осуществлении технического надзора со стороны единой дирекции капстроительства, а также неэффективное использование бюджетных средств, приблизительно на 60 миллионов рублей. Еще девять миллионов рублей были перечислены за невыполненные работы.

– И как правоохранительные органы отреагировали на установленные вами факты?

– Материалы были направлены в правоохранительные органы, но, к сожалению, даже по факту оплаченных, но так и не выполненных работ уголовное дело возбуждено не было. Как и в случае с "Саратовгесстроем", прокуратура не стала отменять отказ следователей в возбуждении уголовного дела.

В кулуарах нам иногда объясняют отказы от возбуждения того или иного уголовного дела тем, что не каждое из них с очевидностью можно довести до суда. А вешать на себя  неперспективное или малоперспективное расследование никто не  хочет. Доказать же преступный мотив и цель пусть явно неправомерных решений  действительно бывает непросто. Особенно если решение принималось не конкретным лицом, а коллегиально.

– Большой общественный резонанс вызвала история с саратовским городским молодежным центром, который возглавлял Василий Артин. Стало известно, что более 80 процентов выделяемых центру бюджетных средств уходило на зарплату его менеджеров…

– Да, я слышал об этой истории. Но это не наша компетенция. На муниципальном уровне в Саратове действует свой контрольно-счетный орган. По численности он даже превышает региональную Счетную палату. Расходование муниципальных средств – это их полномочия. Мы проверяем только переданные из областного бюджета целевые межбюджетные трансферты, то есть субсидии и субвенции.

– А как получилось, что штат муниципального контрольного учреждения оказался больше штата Счетной палаты области?

–  Да, по заключению Счетной палаты России, численность сотрудников нашего ведомства сейчас закрывает лишь 50 процентов реальной потребности. Федеральные коллеги в своих расчетах исходили из общей численности населения области, количества муниципальных образований, объема регионального бюджета. В итоге получилось, что работать у нас должны 55-60 человек, а реально в штатном расписании числятся лишь 30 единиц. Из них шесть – это государственные должности (председатель, заместитель и четыре аудитора), а 21 единица – государственные служащие, непосредственно входящие в состав инспекций. Именно эти люди выходят на проверки, занимаются контрольной  работой, экспертизой. Мы называем их оперативниками. И еще три единицы технического персонала.

– Ваше ведомство занимается проверкой эффективности государственных закупок?

– Эту функцию нам вменили в обязанность с января 2014 года. Недавно Счетная палата России выпустила методические указания, мы их изучаем. Далее планируем утвердить стандарт финансового контроля и эффективности, а уже затем начнем аудит. Сама по себе оценка эффективности стартует со второго полугодия. Работники инспекции будут изучать информацию о закупках главных распорядителей бюджетных средств. Первые результаты появятся в конце 2014 года. Но наиболее активная фаза работы начнется в 2015 году, по результатам завершившегося финансового года. В этом специфика нашей работы – контроль осуществляется по факту уже исполненных бюджетных статей.

– Если глава дотационного муниципального образования покупает себе люксовую иномарку, как оценить эффективность расходования средств?

– Я бы не стал так упрощать ситуацию. В данном случае вы рассуждаете как обыватель. Дорогой автомобиль или не дорогой – для нас не это важно. В отличие от прессы, у аудиторов не может быть субъективной, эмоциональной оценки события. В силу своей профессиональной специфики мы к делу подходим иначе.  Прежде всего, разрабатывается методика оценки эффективности, обозначаются определенные показатели и критерии. И уже после расчета и анализа всех этих показателей дается оценка эффективности или неэффективности использования бюджетных средств.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Показать все
Все за текущий месяц Все за этот год Все за прошлый год
Найти по дате:
показать
Цирк
Социально-информационный портал «Лица»
© Издательский дом «Лица», 2009 – 2017
Письмо в редакцию         26.03.2017