Как закалялась сталь, или Как выжить педагогу в год педагога и наставника…
Год педагога и наставника, объявленный Президентом Российской Федерации в целях поддержания педагогических кадров, должен дать толчок к развитию кадрового потенциала и технологического суверенитета страны. Как отметил Владимир Путин, вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. «Особый статус педагога» отмечен и в федерального законе «Об образовании», но, видимо, ни послание президента, ни нормы федерального законодательства совершенно не интересны региональной системе образования, которая кое-как функционирует под руководством Михаила Орлова, который много что пустил на самотек… Вчерашний директор чувствует себя весьма вольготно и уверенно, моментами даже нагло, опаздывая на встречи с федеральными чиновниками, игнорируя пресс-конференции с аккредитованными журналистами, а на ключевые должности расставляет родственников, подруг и себе подобных. К счастью, образовательные организации не подчиняются ему напрямую, что пока еще спасает их от полнового развала. Не посчастливилось, однако, подведам. Особенно прославился Саратовский областной институт развития образования, судьбу которого периодически освещают ПОКА только региональные средства массовой информации. О когда-то перспективной структуре министерства образования, теперь по региону расползаются комические истории, связанные с помещичьим поведением ректора, с тотальным недоверием к сотрудникам, маниакально-тотальных проверках и слежках, горах объяснительных записок и совещаниях в приемной во время сна ректорского пса. Данные на всех уровнях обещания не привели ни к какому результату, что дает людям право обратиться в федеральные средства массовой информации и напрямую к Бастрыкину А.И., председателю следственного комитета, которой активно принимает участие в жизни нашего региона.
Есть обоснованные обстоятельства:
1. Региональная система образования давно работает со сбоями, если сказать мягко, а точнее – не работает совсем. Группка товарищей систематически публикует анонсы масштабных мероприятий, где мелькают одни и те же люди – «лидеры» региональной системы образования, которые четко понимают, как его развалить в максимально короткие сроки. Крепко отлаженное взаимодействие между министерством образования и Институтом дает безоговорочное право чиновникам от образования переложить свои функции на подведов: от создания приказов (которые они подписывают в течение месяца, бесконечно возвращая на доработку, несмотря на то что в штате министерства есть канцелярия, в чьи служебные обязанности входит данный функционал) – вплоть до передачи министерских логинов и паролей от систем, для выполнения их работы. При этом чиновники, не стесняясь, звонят напрямую «исполнителям» и оскорбляют за то, что те, кроме своей основной нагрузки, связанной с реализацией дополнительных профессиональных программ, тянут еще и работу министерства, по их мнению, не всегда качественно и в установленный срок выполняют министерскую работу. Сроки, которые отводятся учредителем на выполнение срочных поручений, периодически устанавливаются нереалистичные – «к утру», хотя сроки и обязательства в одностороннем порядке касаются лишь сотрудников ГАУ ДПО «СОИРО». Министерство теряет документы, опаздывает по срокам или вовсе забывает про обещанное, так, например, обещанный ответ от г-жи Нерозя Е.В. о реализации права сотрудников на предоставления свободного дня (вне института) на проведение научной работы до сих пор без ответа (закрепленное коллективным договором учреждения), а прошло уже без малого два месяца. Но время, как говорится, еще есть: обещанного три года ждут. Такой миропорядок был заведен давно, но в настоящее время все границы разрушены и две структуры полностью переплелись: Институт «гостеприимно» включил в свое штатное расписание работников министерства. «Мертвые души» – неплохая стратегия для пополнения и без того приличных зарплат чиновников, за счет работников Саратовского областного института развития образования. Взаимовыгодное сотрудничество, про которое говорила первый заместитель министра Нерозя Е.В., пытаясь «утихомирить» сотрудников, сводится лишь к прямой материальной выгоде министерства и их лояльности к выходкам ректора ГАУ ДПО «СОИРО» г-жи Губановой Е.В., которая сильно преуспела в вопросах сокращения штатного расписания. На сегодняшний момент на 192 штатных сотрудника осталось лишь 15 % преподавателя, имеющих ученую степень, что ставит под угрозу статус Института (по программе развития должно быть 75%). На сегодняшний момент количество уволившихся растет, а обещание заместителя министра, что с каждым принявшим решение будет вестись разговор, разумеется, был благополучно забыт. Г-жа Губанова изо всех сил создает такие условия, , что люди бегут, а министерство разводит руками, ссылаясь на сухие формулировки в заявлении об увольнении по собственному желанию. Очень интересно, было бы подписано заявление на увольнение с указанием причины из легендарного фильма «Служебный роман», потому что «моя начальница самодура»? Вряд ли.
2. «Свита делает короля» … Ни для кого не секрет, что г-жа Губанова пришла, не имея команды, и была вынуждена быстро обложиться не сильно грамотными, но исполнительными помощниками, вследствие чего г-жа Губанова то и дело попадает в неловкие ситуации, так как взявшие на вооружение методы ректора, сотрудники имеют набор аудиозаписей, в которых проректор дает указания оперативно подписать нелегитимные финансовые документы: главное вовремя, а не правильно. Так, в одном из структурных подразделений хранится карточка учебных поручений, утвержденная и подписанная на 1,5 штатную единицу с общим объемом часов на год – 76 часов, хотя в соответствии с нормами, должно быть 975 часов: разница очевидна. И никого совсем не беспокоят выплаты заработной платы в течение четырех месяцев в полном объеме за фактически не проведенную работу (все поправим позже, а если не сможем – спрячем!) Для полного развязывания рук осталась лишь одна сложность, которая практически разрешена. Распущен ученый совет образовательной организации – орган управления. Декларируемая причина – отсутствие кворума, истинная – он непременно должен быть «ручным и лояльным». Профсоюзный лидер, которая взяла под контроль решение данного вопроса, немного перепутала ситуации, встав на сторону ректора, а не сотрудников, которых должна защищать. Зачем, спрашивается, тогда нужен профсоюз?
3. Кадры решают все – когда-то сказал Иосиф Сталин, но даже не мог предположить, что так исказят смысл, который он вкладывал изначально: грамотность, исполнительность и сопереживание общему делу было в определении заменено на слаженность и лояльность, которые, оказывается, гораздо важнее, чем профессионализм и ответственное отношение к работе. Ключевые должности заняты людьми, которые, мягко говоря, некомпетентны, но от которых во многом зависят и показатели качества системы образования, и рейтинг губернатора и региона. Центр мониторинговых исследований и прогнозирования развития образования – стратегическая структура, от успешности работы которой зависят показатели министра, губернатора, да и региона в целом. Это не помешало великому «стратегу» разогнать грамотный коллектив и назначить его руководителем своего ставленника. Ничем не примечательный новый начальник получил максимум полномочий и лихо перепоручает свои функции другим структурным подразделениям, а не подчинившихся «вкладывают», но тут уж г-жа ректор в воспитательных мерах не сдерживается… Учитывая кадровый дефицит, г-жа ректор особо приближенным поручила «присмотр» сразу за тремя структурными подразделениями, притом что Трудовой Кодекс Российской Федерации ограничивает возможность совмещения/совместительства 1,5 штатными единицами. И тут – опять же молодец – со всей ответственностью подошла к нарушению действующего федерального законодательства. Но даже этот факт мало интересует учредителя, так как никто не хочет ломать сложившуюся систему. Об этом говорит и тот факт, что данные прилюдно обещания заместителем министра образования Нерозей Е.В. никто изначально не собирался выполнять: вполне странная, но понятная позиция для высших чиновников от образования. Единственное, что изменилось, это на каждый шаг издаются распоряжения, которые, опять же, нарушают права ставших абсолютно бесправными преподавателей.
4. Закон миропорядка: одни работают – другие получают и никакой путаницы… Так было всегда и каждая структура может «похвастаться» тем, что есть любимчики, а есть люди, которых держат на дистанции, но даже здесь повседневность доведена до обсурда. Постановления, правила, распоряжения, которые касаются регламентации образовательной деятельности, издаются тоннами, но касаются только избранных. В институте есть структурные подразделения, образовательная документация которых – фантом, её никто никогда не видел и вряд ли увидит. Почему? Да потому что у г-жи Губановой нет претензий к данному структурному подразделению: они мастерски научились делать карточки учебных поручений и расписания на четыре группы, а по факту организовать образовательный процесс в режиме потока, или сначала реализовать дополнительную профессиональную программу, а только потом сдать расписание, а почему нет? Если высшее руководство Института в упор не видит подлог и махинации с целевым федеральным финансированием. При этом г-жа ректор очень внимательно следит за иными структурами, чтоб почитали и исполняли распоряжения, которые она тщательно вычитывает «в ночи», видимо, на предмет грамматических ошибок, так как обязательные нормы федерального законодательства систематически интерпретируются странным образом, она слепо доверяет своим юристам, которые с большим трудолюбием пополняют обращения в трудовую инспекцию или вынуждая все новых и новых профессионалов покидать стены «института строго режима».
5. Закон как дышло: как повернул – туда и вышло… Фраза, ставшая уже крылатой и наиболее ярко характеризующая ситуацию в Институте. Вышла целая серия распоряжений, напрямую нарушающих Федеральный закон № 273 «Об образовании». Ректор ввела регламентации проведения семинаров, которые проводят преподаватели института в соответствии с «золотым стандартом», который совместно разработали лидеры регионального образования (г-жа Губанова и ее верный паж – Геращенко С.А.). Последний – молодой перспективный ставленник министра образования и «любимец» ректора, частый гость на всех совещаниях, планерках, федеральных мероприятиях, «важная» персона региональной системы образования с «качественным» юридическим образованием, в ходе получения которого, видимо, совсем не штудировал федеральные нормативные документы, поскольку совсем забыл, про ст. 47 Федерального закона «Об образовании», в которой прописано «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)». Опять же целевое финансирование – вопрос, давно решенный в финансовом мире, но и тут есть своя особенная «экспертная» позиция. В 2022 году федеральные целевые деньги спустили под оплату коммерческого проекта «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк», навязанного сверху педагогическому сообществу, и опять же все концы в воду, а уж к визиту проверки «найдут виноватого». Абсолютно самонадеянная позиция привела к тому, что нагло распиливаются не только региональные деньги, но и федеральные… Предполагаем, что данный факт сильно заинтересует контрольно-ревизионное управление…
6. Оплата труда или поощрение… Несмотря на то что социально-экономическое положение в стране нестабильное и высокий уровень инфляции побудил на всех уровнях говорить о недопустимости снижения заработной платы, ректору снова все равно: то, что изначально определено трудовым договором, меняется каждые три месяца и никогда не известно заранее, что спровоцирует руководство изменить процент стимулирования за качественное выполнение своих должностных обязанностей или не своих. Разумеется, лояльность тоже поощряется – систематическими премиями или выплатами, даже предписание правительственной комиссии не выполнено до сих пор: «проблемы овец волка не волнуют». Заработная плата руководителей структурных отличается в разы. Систематически обещанные премии виртуозно забываются до новых волнующих встреч, да и размер почасовой оплаты то же варьируется в разы, например, для внутренних сотрудников данная сумма составляет 126 рублей, а внешним сомнительным экспертам доходит до 900 рублей за час.
7. А судьи кто? или важное о заказчиках услуг. Ситуация, наверное, не была бы столь волнительной, если бы в этой истории не были замешаны другие люди, муниципальные отделы образований и непосредственно слушатели дополнительных профессиональных программ. Первые не могут составить приказы, так как нет информации о том, в какие сроки какие ДПП планируются к проведению, не вывешен ни приказ МО, ни приказ Института, а календарно-тематический план имеет свойство перевоплощаться в считанные часы, преображаясь с заходом солнца. Возникает вопрос к юристам, которые либо не знают о существовании Постановление Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 «Об утверждении Правил размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», либо не считают нужным его исполнять. А слушатели вынуждены напрочь забросить свою профессиональную деятельность, чтобы «удружить» министерству в лице ректора Института, которая каждый раз выкручивает руки, ссылаясь на то, что министр будет крайне недоволен тем, что муниципалитеты отказываются восполнять свои профессиональные дефициты, а их повседневная деятельность и качество ее выполнения для будущего детей министра, видимо, не сильно печалит…
Наставники и педагоги в региональной системе образования – люди творческие и давно работающие за идею, но в сложившейся ситуации их вынудили заняться сбором компромата, который, безусловно, будет обнародован, а при правильном использовании прольет свет на бездействие, попустительство, халатность чиновников министерства образования, ректора в отношении педагогического состава ГАУ ДПО «СОИРО» и откроет новые и не менее интересные факты, иллюстрирующие работу региональной системы образования.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|
14.04.2023 в 10:52