|
10.01.2014, 12:06
Саратовская область стала одной из первых в Приволжском Федеральном округе, где в 2010 году была принята программа переселения соотечественников.
Поделитесь с друзьями:
|
В «информационной повестке» мирового сообщества «миграционный вопрос» в последнее время является одним из ключевых, как у общественных и научных деятелей, так и у политических спикеров. Особо актуален он для нашей страны. Российские эксперты разделились на две основные группы – на активных противников миграции в любом виде и осторожных ее сторонников, как единственного способа решения экономических и демографических проблем России.
Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «…демографическую проблему может решить «умная» миграционная политика, построенная на четких критериях и требованиях: в первую очередь за счет привлечения на постоянное место жительство в Россию наших соотечественников, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи».
Как решаются миграционные вопросы в Саратовской области, какую миграционную модель выбрало для себя региональное правительство и насколько она эффективно решает социально-экономические проблемы региона рассказывает в своей статье министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова.
Саратовская область – территория развития
Президентом России В.В. Путиным поставлены конкретные задачи, определяющие политику государства в экономике и социальной сфере на ближайшие годы. Саратовская область имеет свой план по их выполнению, где выделены наиболее перспективные направления экономического роста, механизмы реализации отраслевых задач. Работа органов власти, бизнеса, гражданского общества направлена на то, чтобы сделать наш регион успешным, экономически развивающимся, инвестиционно привлекательным, чтобы выпускаемая продукция ценилась как на внутреннем, так и на мировом рынке. И, пожалуй, главное – чтобы жители области имели достойный уровень жизни – получали качественное образование, медицинскую и социальную помощь, высокую зарплату – и могли по-настоящему гордиться своим регионом.
Для реализации всех этих задач у области есть серьезный экономический потенциал.
Промышленный комплекс региона является ведущим в экономике Приволжского федерального округа. Здесь представлено все многообразие отраслей, в том числе химическое производство, производство нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, стекольная промышленность. Рост объемов производства в регионе во многом определяет преобладание в структуре промышленности высокотехнологичных видов деятельности, таких как производство транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Большая роль отводится сегодня развитию металлургического производства и производства готовых металлических изделий.
Область обладает большим ресурсным потенциалом, а существенную долю в промышленном производстве занимает добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Также регион является энергетическим донором страны: более одной трети в структуре промышленного производства занимает производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды. Региональные предприятия энергетики обеспечивают электричеством потребителей Поволжья, Центральной России, Урала и Северного Кавказа.
Важнейшим конкурентным преимуществом саратовского региона является инновационный потенциал в лице науки и технологий. Не случайно Саратов среди 20 российских городов вошел в рейтинг инновационных городов мира.
Саратовская область входит в первую десятку среди регионов России по объему производства валовой продукции сельского хозяйства, на долю которой приходится 14 процентов ВРП.
Еще в середине девятнадцатого века Саратовский край называли «хлебной житницей Поволжья». Такое название область носила вполне заслуженно: несмотря на природные условия зоны рискованного земледелия, в Заволжье производили лучшую в мире пшеницу твердых сортов.
Сегодня регион входит в десятку ведущих субъектов России и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа по производству зерна, подсолнечника, молока, мяса и других основных видов сельскохозяйственной продукции.
Область способна не только обеспечить потребности своего продовольственного рынка в зерне, овощах, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, но и поставлять эти товары на рынки регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Регион активно ведет строительство жилья, в том числе эконом класса, которое в свою очередь невозможно без комплексного освоения территорий и создания социальной и коммунальной инфраструктур для комфортного проживания населения. Начиная с 2007 года, ежегодный ввод жилья в Саратовской области, превышает 1,0 млн. кв. метров. По объемам введенного жилья наша область за первые девять месяцев 2013 года занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе.
Выстроенная система отношений государства и строительного бизнеса позволяет активно пополнять государственный жилищный фонд и влиять на цену жилья не директивными, а рыночными методами. Цены на первичном рынке ниже только в 4 субъектах ПФО – Ульяновской, Пензенской, Оренбургской и Кировской областях. Цены на вторичном рынке жилья самые низкие по субъектам РФ Приволжского федерального округа.
Стабильная политическая ситуация в регионе, преференции и содействие бизнесу со стороны власти создают благоприятную почву для притока инвестиций.
В настоящее время на территории области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства. Это строительство металлургического комбината ОАО «Северсталь», завода по производству технических газов ООО «Эр Ликид Балаково», завода по производству заготовок для вагоностроения ЗАО «Балаково Центролит», завода по производству двухсистемных локомотивов Канадской фирмы Bombardier с участием ОАО «ВЭБ-Лизинг», комплекса изомеризации пентан-гексановой фракции и увеличению производительности установки ЭЛОУ-АВТ-6 по нефти до 7 млн. тонн в год ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», маслоэкстракционного завода мощностью 1800 т/сутки ООО «Волжский терминал» ХК «Солнечные Продукты», свиноводческого комплекса производственной мощностью на 108 тыс. голов свиней или 9360 тонн мяса в год ООО «КоПИТАНИЯ» и другие.
Отличился наш регион и на международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», презентовав четыре инвестиционных проекта, объединенных названием «Саратовская область: Экологически чистые инвестиции». Это реконструкция и модернизация одного из крупнейших в России завода по производству цемента в Вольске ОАО «Вольскцемент»; создание на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия «Горный» производственного комплекса по выпуску очищенного оксида мышьяка; создание на базе Хвалынского национального парка крупного туристско-рекреационного кластера; строительство нового аэропортового комплекса «Центральный» за пределами города Саратова.
Губернатор Саратовской области В.В. Радаев поставил амбициозную задачу – «Сделаем Саратовскую область территорией развития». Все экономические предпосылки для этого у нашего региона есть. Однако экономический рост и успех реализации инвестиционных проектов во многом будет зависеть от кадрового потенциала области, от наличия достаточного количества профессиональных трудовых ресурсов, от баланса спроса и предложения на рынке труда. А вот с этим, как и во многих российских регионах, в области есть определенные проблемы.
Как во многих регионах страны, так и в Саратовской области локальные рынки труда уже сейчас испытывают дефицит рабочей силы. В области наблюдается рекордно низкий уровень регистрируемой безработицы – 0,9 % от экономически активного населения. Это исторический минимум за последние 20 лет. Рынок труда характеризуются значительной диспропорцией спроса и предложения. В качестве примера, на 1 безработного рабочей специальности приходится более трех вакансий.
Демографические тенденции, наблюдаемые в Саратовской области в последние десятилетия, в первую очередь сокращение населения в трудоспособном возрасте, вызывают серьезную озабоченность по поводу возможности экономического развития только за счет местной рабочей силы.
От мониторинга к управлению
Саратовская область, наряду с показателями характерными для всей России, имеет ряд специфических особенностей, определяющих необходимость рассматривать ее, как территорию повышенного внимания к протекающим в ней миграционным процессам.
Регион имеет геополитическое значение для Российской Федерации – граница с Казахстаном составляет 565 км. В связи с этим область является транзитной для большого количества мигрантов.
Наш регион исторически сложился как многонациональный и поликонфессиональный. В Саратовской области проживает 148 национальностей, которые представлены всеми основными религиозными конфессиями.
На протяжении ряда лет в области наблюдаются отрицательные демографические тенденции. Из 38 муниципальных районов области лишь в трех наблюдался естественный прирост. За 2012 год естественная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал ее только на 25 процентов.
При нынешнем состоянии дел Федеральная служба государственной статистики прогнозирует снижение численности населения области к 2025 году до 2,4 миллионов. А к 2030 году она составит 2,3 млн. человек.
Еще одной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является старение населения. К 2025 году доля населения старше трудоспособного возраста вырастет на 4,7 процентных пунктов и составит почти 30 процентов от общей численности населения области. Доля лиц в трудоспособном возрасте к 2025 году наоборот – сократится на 5,4 процентных пунктов и составит 54,5 процентов. При этом темпы снижения числа лиц в трудоспособном возрасте в 2,1 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.
Демографические ситуация также характеризуется продолжающимся процессом урбанизации. 74,8 % населения области приходится на городские поселения. При этом продолжающийся миграционный отток из сельских районов в города области сопровождается естественным сокращением сельского населения.
В межрегиональной миграции Саратовская область теряет население. Вектора движения населения области смещаются в Самарскую, Нижегородскую области, Республики Башкортостан и Татарстан, в Московский регион, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в Краснодарский край, Уральский федеральный округ.
Все эти факторы требуют перехода от констатации региональной миграционной статистики к гибкому и разностороннему регулированию миграционных процессов, созданию быстро и эффективно работающих механизмов реализации региональных миграционных приоритетов.
По оценке экспертов, до последнего времени российская миграционная политика была политикой текущего времени и не была нацелена на перспективу. В России не существовало целостной системы взглядов на содержание и основные направления реализации стратегического курса страны в сфере миграции. Такое положение приводило к тому, что миграционная политика в целом и принимаемые нормативные правовые акты по ее реализации отличались крайностями: либо полная либерализация внешней миграции и взятие на себя непомерных обязательств перед мигрантами (первые редакции законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»), либо излишнее ужесточение позиции государства по отношению к мигрантам.
С одной стороны, благодаря миграционному притоку была частично компенсирована естественная убыль населения, подняты многие секторы экономики, в первую очередь, строительство, услуги, торговля и сельское хозяйство. С другой стороны недостаточный контроль и погоня за дешевой рабочей силой вели к росту численности нелегальных мигрантов, что провоцировало всплески ксенофобии и национальных конфликтов.
Сегодня миграционные процессы приобрели более системный характер, но, по-прежнему, остаются сложными и противоречивыми, имеют свою зачастую кардинально различающуюся специфику на Российском пространстве.
С целью дальнейшего развития и эффективного регулирования миграционных процессов в прошедшем году в стране появился долгосрочный стратегический документ, определяющий цели, приоритеты и целевые ориентиры государства в сфере миграции – Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.
Необходимость принятия подобных концептуальных документов на уровне регионов была обозначена на прошедшем в сентябре прошлого года Совете при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе, который проводился в Саратове.
Саратовская Концепция миграционной политики на период до 2025 года является результатом труда всех заинтересованных сторон – представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, научных организаций, общественников, бизнеса и просто неравнодушных граждан. Кроме того, при разработке концепции были проанализированы и учтены возможные последствия интеграционных процессов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также тенденции глобализации и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию. С помощью Евразийского сетевого исследовательского центра при Поволжском институте управления им. П.А.Столыпина на проект были получены отзывы от коллег из стран СНГ.
Основной целью Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года определен миграционный прирост населения, обеспечивающий стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Эта цель согласована с основной целью региональной Концепции демографической политики, в которой соответствующая численность населения закреплена в качестве целевого ориентира. Вместе с тем, по прогнозам министерства здравоохранения области и госстатистики за счет естественной прибыли населения эта задача выполнена не будет. Для обеспечения в регионе такой численности населения миграционная прибыль должна составить в среднем ежегодно не менее 7 тысяч человек.
Задача эта может быть решена только при условии устойчивого экономического развития региона и создания необходимых благоприятных социально-экономических, в том числе жилищных условий, не только для мигрантов, а в первую очередь для населения области, чтобы сократить его отток в другие территории.
Для достижения основной цели в соответствии с Концепцией предполагается проведение селективной миграционной политики, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области. При этом в число приоритетных задач входит сохранение национально-культурного баланса населения в муниципальных образованиях Саратовской области, его максимальная защищенность и комфортность проживания.
Интересным отличием саратовской концепции от других миграционных стратегий является то, что в документе четко определен тип мигранта, который нам необходим. Им является гражданин в трудоспособном возрасте с профессиональным образованием, наличием опыта работы по полученной профессии и специальности, с уровнем знания русского языка не ниже среднего, готовый к принятию культурных, исторических ценностей народов Российской Федерации, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий детей.
Учитывая, отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран бывшего Советского Союза (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий, и доля которых в миграционном составе преобладает. При этом предпочтение будет отдаваться бывшим соотечественникам.
При разработке проекта концепции нами была проведена типологизация районов. В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные районы были объединены в три группы: благополучные, депрессивные (частично депрессивные) и приграничные (имеющие геополитическое значение). На основе данного анализа в концепции выстроены приоритеты миграционной политики по выравниванию демографических характеристик районов.
Реализация положений концепции осуществляется через разработку нормативной правовой базы, и в первую очередь целевых программ, направленных на повышение эффективности реализации региональной миграционной политики. Одна такая программа уже успешно работает. Вернее отработала, и в июле этого года принята новая до 2015 года. Это Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Приезжают те, кто действительно нужен области
Саратовская область стала одной из первых в Приволжском Федеральном округе, где в 2010 году была принята программа переселения соотечественников. Всего в рамках предыдущей программы в область переехало 4045 человек, ожидается прибытие еще около тысячи. По количеству переселившихся в область соотечественников мы заняли первое место в Приволжском Федеральном округе.
Прибывшие – это в основном молодые люди в возрасте 25-35 лет, с высшим и средним специальным или техническим образованием и опытом работы, активные и целеустремленные в достижении поставленных целей, уважающие Российскую культуру и традиции, хорошо знающие русский язык. Отрадно, что к перечисленным характеристикам можно добавить наличие детей у основной части прибывших.
Именно поэтому область была крайне заинтересована в скорейшем принятии новой программы переселения. И она первой среди других регионов была утверждена 20 июля текущего года на федеральном уровне.
В качестве «индикатора» эффективности мероприятий новой программы был использован социологический опрос 800 участников первой программы. По его итогам были откорректированы мероприятия, уже показавшие свою результативность в предыдущей программе, и включены новые направления работы с переселенцами.
С 15 августа в министерство занятости, труда и миграции области уже стали приходить первые анкеты соотечественников. Сейчас в министерство поступило 512 анкет соотечественников.
Основной целью программы является «организация и стимулирование процесса добровольного переселения в Саратовскую область соотечественников на основе создания на территории области необходимых условий для их проживания и трудоустройства с целью улучшения демографической ситуации и обеспечения возрастающих потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров».
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
увеличение миграционного притока населения;
сокращение дефицита трудовых ресурсов;
закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции;
организация информационного сопровождения процесса переселения соотечественников.
Наряду с «традиционными» для программ переселения задачами, в программе появились новые.
По прогнозу Министерства образования и науки РФ в ближайшие 10 лет число молодых людей в России, уменьшится почти на 7 миллионов. Опрос аналитического центра Юрия Левады показал, что 45% российских студентов и учащихся хотели бы перебраться на постоянное место жительства за пределы бывшего СССР. В связи с этим в качестве отдельной задачи Программы выделено «увеличение доли молодежи среди прибывающих соотечественников». Для решения этой задачи в первую очередь планируется работать с иностранными гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях региона. У данной категории есть целый ряд преимуществ: возраст, российской образование, они социализированы в Саратовской области. В настоящее время в саратовских ВУЗах обучается около тысячи человек из ближнего зарубежья. Целевым показателем данной задачи является «Увеличение численности молодежи с 20 % до 35% от общего числа участников Программы».
Территорией вселения в новой программе определена вся Саратовская область. В предыдущей программе, в нее не входили 4 муниципальных района: Энгельсский, Саратовский, Ровенский и Пугачевский районы.
Муниципальные образования Саратовской области неравнозначны по своим демографическим и миграционным характеристикам. Об этом уже говорилось выше. Наряду с благополучными приволжскими и центральными западными муниципальными районами, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области, выделяются группы районов с набором отрицательных демографических характеристик. Безусловно они являются приоритетными для заселения, хотя надо отметить, наименее востребованными у переселяющихся соотечественников.
Вместе с тем, при правильной организации информационной и организационной работы на местах, при активном подключении к данному процессу муниципалитетов эту проблему можно решить. В целях повышения привлекательности сельских районов программой предусмотрено оказание содействия муниципальными районами в приобретении участниками Программы земельных участков и жилья для постоянного проживания, а также трудоустройство переселенцев на вакансии с предоставлением жилья.
Вообще вопрос трудоустройства для переселяющихся соотечественников является одним из ключевых. Саратовская область нуждается в квалифицированных кадрах. Ежегодно создается около 18 тысяч рабочих мест, в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты, в базе данных вакансий центров занятости населения содержится информация о 30 тысячах вакансий. Вместе с тем, подобрать хорошо оплачиваемую, интересную и перспективную работу человеку переехавшему из другой страны не всегда легко.
Деятельность центров занятости населения по трудоустройству соотечественников в рамках предыдущей программы осложнялась тем, что федеральное законодательство в сфере занятости предусматривает для лиц, не являющихся гражданами РФ, только одну услугу – содействие в трудоустройстве. А ведь многим переехавшим гражданам необходимо адаптироваться на новом рынке труда, «подстроить» свои навыки и квалификацию под новые условия и требования российского работодателя. И многие выражали такое желание, в том числе в рамках социологического опроса.
Поэтому в новой программе наряду с традиционными мероприятиями по содействию занятости переселившимся соотечественникам предусмотрено новое мероприятие – обучении и переобучении (повышения квалификации) до получения переселенцами статуса безработного.
В результате планируется обеспечить работой не менее 70 процентов трудоспособных участников программы, что является оптимальным показателем, так как на оставшиеся 30 процентов приходятся студенты, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми и домохозяйки, предприниматели, граждане, состояние здоровья которых не позволяет работать.
За период реализации программы к нам приехали 40 многодетных семей. Эти семьи привезли с собой не только свои знания, опыт, желание трудиться на благо Саратовской области, но и инвестиции в будущее региона – своих детей.
Как сказал Президент РФ В.В. Путин "Многодетная, благополучная, традиционная семья должна вновь стать символом России". Саратовская область может стать флагманом этого процесса, благодаря социальной политике региона, направленной на приоритетность семьи и детства.
Со своей стороны для привлечения в область многодетных семей и понимая, что для семьи, приехавшей в другую страну с детьми, первым вопросом по прибытии будет вопрос «крыши над головой», в программные мероприятия включена компенсация части арендной стоимости жилья для многодетных семей.
Так как успех закрепления на нашей территории приезжающих соотечественников во многом зависит от возможностей быстрой и безболезненной их адаптации и интеграции в новое социальное пространство очень важно, чтобы всяческую поддержку переселяющимся соотечественникам оказывали непосредственно в территориях вселения.
Источник: http://www.saratov.gov.ru
|
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
|