![]() |
12.11.2025, 18:12
Поделитесь с друзьями:
|
Региональная прокуратура и ТУ Росимущества в Саратовской области не собирались реагировать на нарушения законодательства, проанализированные ИА "Взгляд-инфо" в расследовании "Господа островитяне".
Это следует из ответов, полученных на редакционные запросы, направленные нашим изданием в адрес главы надзора Сергея Филипенко и руководителя управления федерального ведомства Екатерины Мережниковой.
Это, считает редакция, лишний раз подчеркивает коррупционный характер схем, реализованной областным кабмином.
Хотя в результате действий чиновников регионального правительства был нанесен ущерб не только области, но и Российской Федерации.
Как поделили государственный берег
Месяц назад, 13 октября, на нашем сайте было опубликовано расследование, посвященное приватизации части активов государственного ООО "Чардым-Дубрава", а именно участка, которые занимала база отдыха регионального правительства. Схема увода госсобственности очень напоминала мошенническую.
Сначала, в июле 2015 года, ГУП "Чардым-Дубрава" преобразовали в ООО (соответствующее распоряжение подписал тогдашний губернатор Валерий Радаев), которое подчиняется уже не управлению делами областного кабмина, а региональному комитету по управлению имуществом. Причем директора там оставили прежнего - Андрея Визгалова.
В декабре того же года КУИ заключает с ООО "Чардым-Дубрава" договор купли-продажи земельного участка площадью 4,17 га, являющегося частью базы отдыха (основная ее территория - собственность РФ). Речь идет о той части курортного острова, которая смотрит прямо на село Чардым. Данный надел при продаже имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и был продан всего за 9047,91 рубля.
После покупки участка ООО "Чардым-Дубрава" нарезало его в общей сложности на 25 обособленных участков, удобных для строительства коттеджей. Больше половины из этих участков (13 единиц) оказались прямо на берегу Волги, на той стороне острова, который выходит к селу. Именно их в конце 2016 года - 2017 году продали в первую очередь. А из менее привлекательных наделов, расположенных на второй линии, реализовали в итоге всего два.
Все сделки с землей были проведены без конкурсных процедур и в обход Саратовской облдумы, которая утверждает прогнозный план приватизации регионального имущества и отчет о приватизационных сделках, представляемый КУИ.
В результате участки приобрели люди с достаточно известными в регионе фамилиями. Среди них, например, Валентина Любарская, мать Михаила Любарского, являющегося гендиректором двух крупных областных транспортных предприятий - АО "Пассажиртранс-1" и АО "Межгородтранс". Ее соседкой оказалась Елена Кравцова, которая тесно связана с Михаилом Любарским, - она является владельцем ООО "Пассажиртранс", собственником которого ранее был Любарский.
Еще один свой участок Елена Кравцова перепродала Татьяне Визгаловой, родственнице Андрея Визгалова.
В числе "островитян" оказался и директор расположенной там же ведомственной базы отдыха "Ветерок" Евгений Орехов, главврач поликлиники №2 Саратова Людмила Гурьева и Александр Гурьев, предположительно являющийся ее супругом.
В начале сентября 2018 года, когда все участки на первой линии, кроме одного, были проданы, губернатор Радаев подписывает постановление о передаче ООО "Чардым-Дубрава" в ведение управления делами областного кабмина, а еще через четыре года ООО и вовсе ликвидируют, а все его активы (включая 11 нереализованных частникам участков) передают в ГУ "Дом приема официальных делегаций правительства Саратовской области "Октябрьское Ущелье".
Одним из важных моментов в истории с уводом части правительственной базы отдыха стало то, что кабмин Валерия Радаева вместе с участком продал подведомственному ООО и федеральную собственность.
Дело в том, что уточнение границ участка в 4,1 га, который позже раскроили для строительства коттеджей, произошло в сентябре 2013 года. Именно тогда, то есть всего за год до объявления о грядущем преобразовании "Чардым-Дубравы" из ГУП в ООО, был изготовлен новый межевой план. А в ноябре 2015 года, то есть за месяц до продажи, формируется кадастровый паспорт этого надела. И в нем в границы территории, принадлежащей Саратовской области, включена и 20-метровая береговая полоса, в силу закона принадлежащая РФ. И теперь она значится как собственность СТСН "Островок", председателем которого является все та же Елена Кравцова.
В сентябре 2024 года по иску местного юриста Анатолия Рыськова облсуд обязал нескольких владельцев участков демонтировать возведенные на берегу гидротехнические сооружения (в виде подпорных стенок) и заборы, а СТСН - лестницу и некоторые другие металлические конструкции.
В судах звучала информация о том, что сам участок, проданный областным кабмином ООО "Чардым-Дубрава", образован неправомерно.
Для того, чтобы понять это, не нужны даже заключения экспертов, - достаточно лишь посмотреть в Публичной кадастровой карте на выходящую к Волге, то есть прибрежную, границу оставшегося за СТСН участка.
Однако, несмотря на то, что суд привлек к участию в деле территориальное управление Росимущества в Саратовской области (его руководитель Мережникова до мая 2016 года являлась заместителем председателя регионального КУИ), а в качестве представителя органа, дающего заключение по делу, выступила областная прокуратура, исков о признании межевания и приватизации земли подано не было.
Заговор молчания
После выхода "Господ островитян" ИА "Взгляд-инфо" направило запросы в адрес руководителя ТУ Росимущества и прокурора области.
Екатерину Мережникову наше издание просило сообщить, анализировало ли ее ведомство законность межевания участка, который КУИ передало ООО "Чардым-Дубрава" и который последнее затем нарезало и стало распродавать, включая и принадлежащую Российской Федерации береговую полосу.
Также мы интересовались, направляло ли ТУ Росимущества в областную прокуратуру обращения с просьбой дать правовую оценку указанной ситуации и действиям должностных лиц регионального комитета по управлению имуществом и ООО "Чардым-Дубрава", а также намерено ли управление инициировать возврат в федеральную собственность берега Волги.
В подписанном Мережниковой ответе говорилось, что упомянутый земельный участок "находился в собственности субъекта Российской Федерации - Саратовской области и в силу законодательного регулирования разграничения государственной собственности на землю, установленного в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не относится (и не относился) к собственности Российской Федерации, в связи с чем у Территориального управления отсутствуют намерения инициировать возврат земельных участков, образованных из данного участка, в федеральную собственность".
"Территориальное управление считает возможным отметить, что само по себе нахождение земельного участка в береговой полосе не является основанием для его отнесения к федеральной собственности.
В связи с изложенным у Территориального управления не имеется оснований и полномочий для анализа ситуации по разделу и реализации участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 64:09:010101:104, и обращения в органы прокуратуры с целью получения оценки действиям должностных лиц регионального комитета по управлению имуществом", - пишет Мережникова.
Подобный ответ можно интерпретировать как следствие либо недостаточного уровня правовой грамотности, либо наличия заинтересованности.
Дело в том, что береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта (в данном случае - Волгоградского водохранилища), связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс, что следует из определения Верховного Суда РФ от 21.12.2015 № 308-ЭС15-13877.
Следовательно, 20-метровая береговая полоса, которую областной КУИ сначала приписал к областной собственности, а потом продал, в силу положений ст. 8 Водного кодекса РФ относится к собственности Российской Федерации.
В свою очередь, запрет на приватизацию подобных объектов был установлен еще до принятия Водного кодекса РФ. Он содержится в п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с ним приватизации не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Что касается запроса, направленного Сергею Филипенко, то в нем мы интересовались, давалась ли органами прокуратуры правовая оценка действиям должностных лиц регионального комитета по управлению имуществом и ООО "Чардым-Дубрава" по межеванию и реализации земельного участка в Чардыме, а также намерена ли облпрокуратура инициировать возврат в областную и федеральную собственность распроданной земли.
Оказалось, что после выхода публикации прокуроры не стали инициировать проверку, а начали ее только в связи с получением редакционного запроса.
"Прокуратурой области рассмотрен Ваш запрос о проверочных мероприятиях, проведенных по вопросу незаконной продажи земельных участков и захвата береговой полосы в Воскресенском районе Саратовской области.
Сообщаю, что по всем изложенным в письме доводам организованы проверочные мероприятия, которые в настоящее время не завершены", - говорится в ответе, подписанном и.о. начальника управления облпрокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства Олегом Гридневым.
Представитель надзорного органа также заверил, что редакция будет проинформирована "о принятых мерах прокурорского реагирования".
Еще более странной оказалась реакция приставов, которым на исполнение поступило решение суда о демонтаже сооружений, возведенных на берегу "островитянами". Взыскателю они направили решения об окончании производств (в случае с Евгением Ореховым - о приостановлении производства).
Но в действительности берег так и остался занятым (см. фото) - подпорные стенки, например, "островитяне" просто замаскировали, засыпав песком, да и то не везде, а ограждения разобрали лишь частично или вовсе оставили в первоначальном виде. Хотя производства были окончены именно по причине "фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе". Также в направленных взыскателю письмах содержалась стандартная фраза: "В ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что…". На этом предложение обрывалось, поэтому непонятно, что именно установил пристав, если вообще что-то установил.
С учетом сложившейся ситуации, в частности, с бездействием местных органов, ИА "Взгляд-инфо" намерено направить обращения к их руководству - генпрокурору Александру Гуцану, главе Росимущества Вадиму Яковенко и директору ФССП Дмитрию Аристову.
Источник: http://www.vzsar.ru
|
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
|