Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ
НОВОСТИ

Профессионально, авторитетно, независимо

22.05.2012, 12:28
Юлия Львовна Васильева о том, как улучшить предпринимательский климат и о возможностях консалтинговой компании «Синяя птица» и аудиторской фирмы «Южный ветер».
Поделитесь с друзьями:

На протяжении последних 20 лет наша страна переходит к рыночной экономике, стремительно меняя законодательную базу и «условия игры». А российский бизнес, приспосабливаясь к переменчивым обстоятельствам, находится в постоянном поиске возможностей для развития. Поэтому растущий интерес у предпринимателей вызывают услуги внешних консультантов по управлению. Более того, за последние два десятка лет и высшие государственные чиновники все активнее прибегают к услугам независимых экспертов, тем самым как бы транслируя их влияние на уровень государственной экономической политики. Требования, предъявляемые к консультантам: профессионализм, этичность и конфиденциальность — ограничивают круг достойных специалистов. И в нашем регионе есть организации, успешно работающие в этой сфере уже более 15 лет: консалтинговая компания «Синяя птица» и аудиторская фирма «Южный ветер», возглавляемые генеральным директором, к.э.н., Ю. Васильевой.

I
КК «Синяя птица» начинала свою работу в 1994 году как профессиональный участник рынка ценных бумаг, имея лицензию на брокерскую и дилерскую деятельность. Это направление принесло компании опыт, деловые связи, понимание рынка. Было реализовано несколько крупных проектов, связанных с выпуском и размещением облигационных займов, с приобретением контрольных пакетов предприятий. Вплоть до 2005 года «Синяя птица» работала как профессиональный участник рынка ценных бумаг, но консалтинг становился все более востребованным, и было принято решение отказаться от лицензии брокера и дилера, сосредоточившись на консультировании. Так профессиональные интересы совпали с конъюнктурой рынка услуг. А сформировавшаяся команда профессионалов благодаря огромному опыту в различных направлениях корпоративного управления и креативному мышлению оказалась в состоянии решать любую задачу, поставленную клиентом.

Юлия Львовна, многие эксперты называют кризис периодом новых возможностей. Что необходимо предпринять, чтобы выявить эти возможности для бизнеса?

— По мере усиления конкуренции все более важным фактором становится наличие у компании плана развития, направленного на максимальное использование своих сильных сторон и возможностей, обусловленных сегодняшней ситуацией на рынке. Определить приоритеты развития и подготовить план мероприятий по их достижению помогут эксперты, которые на основе диагностики внутренней и внешней среды предложат варианты развития, или совместно со специалистами компании выработают наиболее оптимальное решение, приемлемое для менеджмента и объединяющее весь коллектив.

Сегодня в целях дальнейшего успешного функционирования предприятия стоит задуматься об изменении или оптимизации организационной структуры. Особенно это необходимо при диверсификации бизнеса, его расширении, в случае выхода на новые рынки, освоения дополнительных производственных процессов, объединения или разделения бизнес-единиц. Если в своей компании вы замечаете тревожащие вас сигналы, следует задуматься об изменении организационной структуры. В такой ситуации специалисты КК «Синяя птица» проанализируют деятельность предприятия, цели и ценности собственников, определят стратегию и миссию компании. И на этой основе сформируют общую модель ведения Дела.

Но проектирование экономико-правовой и организационно-управленческой модели (и даже формирования инструментов закрепления новой структуры) недостаточно, чтобы считать организационный дизайн завершенным. Необходимо также провести работы по оптимизации систем стимулирования, бюджетирования и управленческого учета. И реорганизовать документооборот в соответствии с разработанными схемами.

Когда бизнес стремительно растет, а система управления в новых условиях хозяйствования остается на прежнем уровне, возникает проблема роста, начинается стагнация. И на этом этапе недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением конкурентных позиций. Благодаря тому, что в «Синей птице» работают специалисты разного профиля, мы можем помочь предприятию, «разложив все по полочкам», упорядочить документооборот, выстроить организацию, стратегию, и в целом найти дополнительные возможности для развития.

— Консультация специалиста нужна не только в период роста компании, но и в самом начале ее деятельности…

— Да, «как вы лодку назовете, так она и поплывет»: для начала необходимо выбрать приемлемую организационно-правовую форму будущего предприятия, что сложно сделать без квалифицированной юридической консультации. Затем формируется пакет учредительных документов — своеобразная визитная карточка, отражающая полную информацию о компании: наименование, место нахождения, учредители, порядок управления и другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц.

Особую роль играет устав предприятия. Его, как Конституцию страны, обязан знать каждый сотрудник и особенно руководитель. Но зачастую составлением этого документа занимается не специалист, а ближайшая юридическая контора за небольшие деньги, или директор в свободное время. А между тем, учредительные документы выполняют не только внешнюю, представительскую функцию, они определяют отношения между учредителями, их долевое участие в формировании имущества, распределении прибыли, процессе управления. Таким образом, грамотно составленный документ позволяет в дальнейшем обезопасить предприятие и акционеров от конфликтов, споров, упростить процесс купли-продажи компании, а также избежать рейдерских захватов и недружественных поглощений.

— Если рассматривать ситуацию продажи бизнеса, какие сложности могут возникнуть? Какого рода помощь оказывают специалисты «Синей птицы»?

— В реалиях российского рынка сопровождение сделок — насущная потребность. Купля-продажа предприятия — это искусство! Один из сложнейших видов гражданско-правовых сделок. Каждый этап оформления — будь то стадия подготовки, организации или подписания документов — требует знания множества юридических нюансов, соблюдения формальностей. Опыт работы на рынке ценных бумаг помогает специалистам «Синей птицы» в проведении этих операций в интересах наших клиентов. К сожалению, бизнес в России ведется грубо, неэтично, а порой и небрежно. В процессе предпродажной подготовки специалисты выявляют недочеты в правовом статусе фирмы или ее финансовом положении, предупреждают будущего покупателя о возможных проблемах со стороны существующих контрагентов и кредиторов. Задача юриста состоит в том, чтобы сделка предприятия была абсолютно «чистой» с юридической точки зрения, и не влекла за собой негативных последствий ни для продавца, ни для покупателя.

Бизнесмен, пренебрегающий услугами сопровождения сделки, расплачивается позже, когда «вдруг» всплывают кредиты, долги, обязательства, ошибки юридического плана. Стоимость предприятия обычно измеряется миллионами, и проще обратиться к грамотным специалистам, чем потерять эти деньги или устраивать судебные тяжбы с бывшими собственниками. Как говорится, скупой платит дважды… а бывает и трижды.

— В настоящее время в России акционерная форма собственности является преобладающей. При этом участились рейдерские атаки, конфликты между руководством и акционерами. К примеру, ситуация на заводе «Электроисточник». Как может акционер обезопасить себя и своих наследников от подобных проблем?

— Помимо грамотного оформления и ведения всей юридической документации, лучшим способом защиты прав владельца и директора акционерного общества является правильное ведение своего реестра акционеров. В российском обществе пока не сформировано понимание важности этого документа. Но конфиденциальность и надежную защиту информации, в соответствии с требованиями действующего законодательства, может обеспечить только специализированная фирма-регистратор, имеющая лицензию на ведение этой деятельности. Регистратор, подобно сохраняющему финансы банку, а порой и лучше него, хранит реестры владельцев ценных бумаг акционерных обществ, тем самым защищая интересы своих клиентов в случае возможных проблем.

— Российские предприниматели традиционно неохотно обращаются к внешним специалистам-консультантам, ведь для многих из них бизнес — как любимый ребенок, которого неохотно доверяют чужим рукам...

— Привлечение внешнего ресурса и участие приглашенных экспертов всегда нужно рассматривать как возможность усилить интеллектуальный потенциал своей команды, используя при этом наиболее эффективные наработки. Цель компании «Синяя птица» — профессионально, авторитетно и независимо консультировать клиентов по любым вопросам управления. Наши сотрудники тоже любят свое дело и постоянно совершенствуют знания и навыки, чтобы оказывать клиентам реальную помощь в решении конкретных вопросов. Часто отсутствие стратегии и сильной управленческой команды может обернуться для предприятия миллионными убытками или миллиардной упущенной выгодой, поэтому экономить на профессионализме консультантов для бизнеса — все равно что экономить на здоровье «детей»: рано или поздно результат может стать непоправимым.

II
Контроль является неотъемлемой частью корпоративного управления. Именно поэтому, для осуществления этой функции, в 1996 году появилась аудиторская фирма «Южный ветер». На сегодняшний день она является одним из лидеров рынка в ПФО, зарекомендовав себя как надежный партнер в области корпоративного, финансового, инвестиционного управления, бухгалтерского учета, налогообложения и хозяйственного права. Компания является членом аккредитованной при Минфине РФ саморегулируемой организации аудиторов — НП АСС «Содружество». Новым направлением деятельности стал энергетический аудит, который на сегодняшний день обязателен для объектов государственной собственности, а с 2013 года будет обязателен для всех зданий и сооружений.

— Некоторые руководители воспринимают аудит как навязанную законом «обязаловку». Что на самом деле дает независимая проверка, и какие предприятия обращаются к Вам за этой услугой?

— Аудиторская компания — не карающий орган, — рассказывает зам. генерального директора Д. Челышев.— Аудит — это независимая вневедомственная проверка бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств. Такая проверка проводится как в обязательном порядке, так и добровольно, с целью установления достоверности финансовой отчетности предприятий и соответствия совершенных ими операций нормативным актам.

Несмотря на ухудшение экономической ситуации и снижение числа предприятий, подлежащих обязательному аудиту, количество клиентов «Южного ветра» не сократилось, поскольку проведение независимой аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, имеет важное значение. Собственники, и, прежде всего коллективные — акционеры, пайщики, а также кредиторы получают возможность самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции компании законны и правильно отражены в отчетности. Поэтому искать и привлекать независимого эксперта должен не наемный топ- менеджер предприятия, а собственник, непосредственно заинтересованный в объективности и подлинности финансовых показателей.

Кстати, инициативный аудит и ревизия наряду с консультационными услугами пользуются большим спросом среди компаний Москвы, поскольку помогает подготовиться к выездной налоговой проверке и избежать санкций. Региональные бизнесмены, к сожалению, заблаговременно не привлекают внешних консультантов к работе с финансовой документацией, надеясь на бухгалтера предприятия, и нередко попадают в конфликтные ситуации, которых вполне можно было бы избежать.

— Если уже не удалось избежать налоговых споров, что необходимо предпринять компании?

— Прежде всего, провести ревизию после проверки фискальных органов, чтобы в максимально сжатые сроки обжаловать решение в высшей налоговой инстанции и в суде. За эффективной помощью и рациональными решениями в этой области, саратовские компании все чаще обращаются к налоговым консультантам. Специалисты «Южного ветра» помогут провести правовую экспертизу, защитить интересы клиентов в суде, вернуть излишне уплаченные налоги. Но лучше все же, принять превентивные меры, поскольку чем позже привлекаются специалисты, тем сложнее и дольше решается вопрос.

Налоговое консультирование необходимо как в период становления бизнеса (при выборе оптимальной системы налогообложения), так и позже (для оптимизации уже существующей структуры с целью унификации платежей). Каждый руководитель стремится сократить налоговые выплаты, но проводить эту работу следует только в рамках закона. Обычно в своем заключении аудитор дает рекомендации, и клиенты сами принимают решение, обратиться ли им к налоговому консультанту нашей компании.

— Многие руководители считают, что ведение бухгалтерского учета на условиях аутсорсинга поможет им избежать проблем при проверках ГНИ. Так ли это?

— Все зависит от того, как составлен договор на оказание услуг по бухгалтерскому и налоговому учету. Я придерживаюсь мнения, что каждым делом должен заниматься профессионал. И, конечно, приглашенный бухгалтер несет ответственность за формирование данных финансовой отчетности. Однако нужно помнить, что услуга аутсорсинга не может обходиться дешевле, чем фонд оплаты труда бухгалтерии. Предприятие обычно выигрывает не в деньгах, а в качестве учета и степени ответственности.

— Юлия Львовна, аудит и профессиональное консультирование способствуют оздоровлению бизнеса. А что на Ваш взгляд может способствовать оздоровлению предпринимательского климата всего региона?

— Что называется «у кого что болит»… Мы выступаем за создание Совета по аудиторской деятельности при Правительстве области. Подобные организации действуют во многих субъектах, например, в Ставрополье его возглавляет сам губернатор края. Аудит — это независимый контроль, одна из важнейших функций управления, определяющая дальнейшие решения. Проверку деятельности муниципальных и государственных предприятий осуществляют частные компании, но поскольку согласно 94-ФЗ, цена — главный критерий при выборе аудитора, качество работ снижается. Сложившиеся условия способствуют появлению и распространению «серых», «черных» аудиторских фирм, произвольно выписывающих заключения. В результате демпинга на торгах, в Саратове ведут работу компании из других регионов, не знающие специфики нашей области, а порой и отрасли.

Совет по аудиторской деятельности при Правительстве области позволит обеспечить «прозрачность» проведения тендеров, стимулируя на качественную работу аудиторские компании региона, создаст условия для их открытого общения и даст возможность услышать друг друга. Ведь мы также нуждаемся в определенных мерах поддержки нашего бизнеса, как и ввсе алое предпринимательство.

Создание и функционирование постоянно действующего Совета станет одной из наиболее действенных мер по устранению административных барьеров на пути развития и становления молодого бизнес-сообщества региона и послужит улучшению предпринимательского климата.

Источник: http://www.s-wind.ru/press/press-2012-01-13

Источник: Асия Базарбаева

ЛИЦА В КОНТЕКСТЕ

 

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         24.11.2024
0.25055885314941