05.03.2015, 11:00
Поделитесь с друзьями:
|
Сейчас в обществе разгорелись жаркие споры по поводу создания государственных аптек, есть разные точки зрения на этот счёт. А причиной тому послужил некоторый рост цен на лекарства.
На данный момент ситуация на фармацевтическом рынке колеблется, как, собственно, и уровень цен. Эксперты отмечают как значительные подорожания на ассортимент, так и вовсе незаметные.
Я, проанализировав большое количество публикаций в СМИ и точек зрения экспертов, решил высказать своё видение на проблему фармацевтического рынка.
Моё мнение, прежде всего, основано на защите рыночных механизмов, которые мы с таким трудом создавали и которые могут быть разрушены созданием сети государственных аптек. Теперь обо всём по порядку.
Неделю назад президент Владимир Путин, подводя итоги совещания с правительством РФ, поручил правительству вместе с регионами до 15 апреля разработать ряд позиций, позволяющих понять целесообразность внедрения государственных аптек на российском фармацевтическом рынке. Путин обязал правительство провести мониторинг цен, в целях недопущения возрастания стоимости лекарственных средств первой необходимости, в том числе, низкого ценового сегмента, а также сильнодействующих обезболивающих препаратов.
Срок реализации поручения - до 20 марта, после чего правительство будет отчитываться по уровню роста/снижения цен ежемесячно. Кроме того, президент дал поручение Минздраву о разработке и внедрении системы мониторинга пути лекарственных средств от производителя до потребителя.
Такие меры принимаются для контроля над движением лекарственных средств, а также для невозможности их подделки.
Вышеназванные меры призваны, в том числе, остановить рост цен и спекулятивные настроения на рынке, что, в целом, должно позитивно отразиться на экономической ситуации в Российской Федерации.
Речь идёт о создании в России государственной аптечной сети, которая будет обеспечивать население доступными лекарствами, в том числе низкого ценового сегмента, а также сильнодействующими обезболивающими препаратами.
Надо сказать, я полностью согласен с озабоченностью нашего президента. Вне всякого сомнения, резкое подорожание лекарств заставило задуматься о внедрении дополнительных инструментов для обеспечения населения доступными медикаментами.
В числе возможных мер: создание государственной аптечной сети, ограничение закупок лекарств за рубежом, разрешение параллельного импорта и изменение подхода к регулированию наценки на жизненно важные препараты.
Но вопрос в другом: помогут ли эти инициативы сдержать рост цен?
Создание сети государственных аптек потребует больших затрат и приведет к неудобствам для населения.
Такое мнение высказала вице-премьер Ольга Голодец в интервью СМИ.
По ее словам, в правительстве России еще не сформирована позиция относительно целесообразности создания государственных и муниципальных аптечных сетей. Самые большие «за» и «против» по экономике вопроса. Она отметила, что создание подобных сетей приведет к неудобствам для населения, так как «люди привыкли к определенным аптекам, привыкли ходить туда, куда им удобно».
Здесь трудно не согласится с вице-премьером, действительно людям будет не совсем удобно искать государственную аптеку, когда они привыкли к шаговой доступности. А потом государственная аптека – не значит дешево, учитывая дороговизну создания сети.
Опрошенные СМИ эксперты неоднозначно относятся к идее появления в России государственных аптек. Большинство из них считают, что подобный ход не приведет к снижению цен на лекарственные препараты, но поможет более дешевым медикаментам вновь оказаться на полках.
По словам экспертов, аптека является последним звеном в товарной цепи, и при появлении государственной структуры, наряду с частными, рыночные механизмы продолжат также работать, никто из производителей не будет снижать цены для госаптек в два раза.
На сегодняшний день во многих регионах России и у нас в Саратовской области уже работают бюджетные аптечные сети. Однако это не мешает коммерческим аптекам выставлять цены на лекарства ниже, чем в государственных. Сетевые аптеки могут получать более выгодные условия от поставщиков за счет больших объемов, снижать цену на отдельные позиции, чтобы привлечь покупателей и так далее.
Государственные аптеки вряд ли смогут остановить исчезновение с рынка дешевых препаратов. Невозможность индексировать наценку на медикаменты из списка жизненно важных вслед за увеличением их себестоимости заставляет фармкомпании отказываться от их производства, а сети поднимать цены на другие лекарства, чтобы компенсировать потерю прибыли.
Если государство будет искусственно ограничивать цены в своей сети, то эта сеть в итоге станет убыточной и ее содержание ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет.
Это же понятный каждому студенту закон экономики. По моему мнению, возможно в настоящей ситуации более целесообразно не создавать дополнительные государственные аптеки, а наоборот, отдавать их функции коммерческим предприятиям.
Так же я считаю, что наиболее действенным способом сохранить в ассортименте аптек дешевые лекарства является изменение подхода к регулированию допустимой наценки. Сейчас она неодинакова, есть три группы препаратов ЖНВЛС в зависимости от зарегистрированной цены производителя : до 50 руб, 50 -500 руб, более 500 руб.
Для каждой из этих групп в каждом регионе устанавливается своя предельная оптовая и розничная наценка, размер которой определяется Комитетом по тарифам региона и ежегодно в случае необходимости пересматривается.
А нужна возможность установления дифференцированной наценки торговой сети. То есть для каждой категории лекарственных средств определяется разная для всей аптечной сети наценка.
Это позволяет в зависимости от сезона изменять наценку на ту или иную фармгруппу, оперативно реагируя на увеличение или снижение спроса.
А вообще рост цен на лекарства зависит на 70% от производителей.
Цены на закупаемые (в том числе по импорту) сырье, вспомогательные материалы, фармацевтические субстанции за минувший год резко подскочили и продолжают расти. Из-за курсовой разницы валют увеличились и накладные расходы.
В результате на многих отечественных фармпредприятиях сложилась ситуация, когда выпуск недорогих препаратов (в том числе из перечня ЖНВЛП) стал убыточным.
Bо многом возникший ценовой всплеск является прямым следствием зависимости российского фармрынка от западного.
Наша фармацевтическая промышленность отстала от зарубежных конкурентов на 20–25 лет. 90% нашего лекарственного рынка — это импорт.
Например, доля ГЛС российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам ноября 2014 г. составила 24% в стоимостном выражении и 55% в натуральном. Соответственно лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка – 76% по итогам месяца, и составляли 45% в натуральном объеме рынка.
И даже отечественные препараты делаются в основном из иностранного сырья.
Поэтому я считаю не в аптеках проблема, а в развитии производств.
Необходимо создавать собственную систему производства лекарств, охватывающую весь цикл, в том числе разработку и производство субстанций, с помощью мер налогового стимулирования, реализации на практике принципов частно-государственного партнерства, создания и внедрения механизмов, обеспечивающих связь науки и производства.
Государственные аптеки нужны в тех регионах и в тех городах, где плохо развита коммерческая сеть аптек, считает депутат Государственной думы, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.
Я абсолютно солидарен с ней в данном вопросе. И наоборот, где сети коммерческих аптек присутствуют, а как мы знаем у нас в регионе их добрый десяток, здесь необходимы другие подходы.
Прежде всего, сфера продажи медикаментов должна регулироваться рыночными методами. Вместо того, чтобы дать возможность рынку правильно среагировать на кризис, мы придумываем вещи, которые вообще не вписываются в рыночную экономику.
Цены на лекарства в России успешно регулирует рынок. 90 % населения страны уже привыкли покупать лекарства там, где дешевле. Для этого есть все условия.
Цены на лекарства вне рынка, то есть в сегменте государственных закупок для государственных нужд, совсем другое дело, как и всё "внутри бюрократического круга": загадочно, непрозрачно и не поддается анализу.
Но есть и другие мнения, с которыми лично я не согласен.
Например, известный доктор Леонид Рошаль заявил: «Я считаю, что давно пора было создать в России сеть госаптек, поскольку сегодня в аптечной сети творится безобразие. И вообще, аптеки нельзя было передавать в коммерческие руки. Это проблема госбезопасности и того, как государство удовлетворяет основные потребности населения». Вот такая государственная позиция простого "детского доктора”, по простому вопросу государственной важности. Почему-то известный доктор не обращает внимание на то, как обстоит дело с аптеками у наших партнёров в мире. А между тем, у них есть чему поучиться.
Ну, например, еще со времен Петра I немцы славятся как хорошие аптекари.
В Германии зарегистрировано 21,5 тысяч аптек, каждая из которых обслуживает около 4 тыс. человек. Все аптеки являются частными. Там даже никому и в голову не приходят другие варианты. Все аптеки Германии работают по графику. Круглосуточных аптек в Германии нет. Воскресенье – выходной. Ночью и в воскресенье работают только дежурные аптеки, список которых вывешивается при входе.
У нас в России аптек значительно больше. Куда же ещё мы хотим создавать? «Низкое качество фармацевтической помощи – следствие избытка российских аптечных сетей», – заявила руководитель Минздрава России Вероника Скворцова на заседании Правительства осенью прошлого года.
«В России не только нет дефицита аптечных организаций, но и отмечается превышение их оптимального количества. В сочетании с невысокой платежеспособностью населения это приводит к низкой рентабельности деятельности аптек», – отметила министр.
По ее словам, такая ситуация также приводит к демпингу цен на лекарства в аптечных сетях.
Эти слова как нельзя лучше демонстрируют то, что у нас сам рынок прекрасно регулирует цены.
В связи с этим хочется добавить, что государство должно поддержать те сети аптек, которые стараются сохранить все функции, присущие аптеке в интересах потребителя.
Более того в связи с участившимися случаями суицидов среди онкобольных, я считаю, что необходимо принять серьезные меры для повышения доступности выписки рецепта на лекарства, а также проработать возможности облегчения требований к аптекам, хранящим наркотические средства для обезболивания.
Сегодня существует проблема доступности обезболивающих для онкобольных из-за того, что коммерческие аптеки не хотят торговать сильнодействующими наркотическими препаратами по причине завышенных требований.
И очень радует, что с 1 июля 2015 года вступает в силу принятый закон, который существенно облегчит доступ к сильным обезболивающим, и снимет ряд необоснованных требований, а как следствие поможет облегчить состояние больных.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|