ЧТОБЫ УЙТИ ОТ КОРРУПЦИИ, НУЖНА ЛЕГАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
05 мая 2011, 01:45
Автор: Всеволод БОЙКО
На прошлой неделе в Саратове открылся филиал ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России. Это государственная организация, оказывающая саратовцам помощь в оформлении миграционных документов на коммерческой основе. Зачем власти решили выйти на рынок, который давно оккупировали мелкие предприниматели, и как новая госструктура будет помогать бороться с коррупцией, «Взгляд» узнал у ее директора, а в прошлом руководителя областного управления федеральной миграционной службы Надежды Смирновой.
– Надежда Борисовна, в Саратове множество частных компаний оказывает услуги по оформлению загранпаспортов, получению гражданства. Теперь в этой сфере будет работать государственная структура. Что изменится?
– Я бы не назвала компаниями тех многочисленных посредников, которые обещают гражданам услуги в сфере миграционных отношений. Чаще всего это просто отдельные люди без какого-либо официального статуса. Туристические тоже фирмы обещают сделать загранпаспорт. В прошлом году мы проводили мониторинг, и оказалось, что там большой разброс цен. Если госпошлина за заграничные паспорта старого образца составляет 1000 рублей, а нового – 2500 рублей, то турфирмы просят за загранпаспорт от 5000 до 12000 рублей. То есть минимум 2,5 тысячи берут, в общем-то, ни за что. Напечатав заявление и отксерокопировав какие-то документы, турфирмы пускают клиента в свободное плавание – людям приходится самостоятельно решать свои вопросы в УФМС.
Идея об открытии такого предприятия на базе Федеральной миграционной службы многие годы бродила в головах специалистов, обсуждалась в обществе. В Санкт-Петербурге эта услуга была введена лет десять назад. Паспортно-визовая служба уже в те времена занималась оформлением загранпаспортов на договорной основе. К нам неоднократно обращались люди с вопросом «куда заплатить?», потому что никому не хочется стоять в очередях. Но предложить было нечего. И вот в 2009 году премьер-министром Путиным было подписано распоряжение о создании такой службы в масштабах всей страны, чтобы появилась добросовестная конкуренция на этом рынке. Все оформляется официально: заключаем с гражданами договор, выдаем кассовый чек за принятые деньги, и свои обязательства строго выполняем. Мы работаем и по агентским договорам – филиал ФГУП «Паспортно-визовый сервис» заключает договора с определенными организациями, которые оказывают такие виды услуг. Агенты – это часть этой структуры. Оформлением документов они занимаются самостоятельно, но сдают их в УФМС через филиал ФГУП. Взаимная ответственность прописана в договоре.
– К новости на сайте «Взгляд-Инфо» об открытии филиала ФГУП в Саратове был оставлен такой комментарий: «паспортно-визовая служба – это коррупция в легализованном виде». Как вы относитесь к такому мнению?
– Да, я читала…Паспортно-визовый сервис, наоборот, создан, чтобы бороться с коррупцией. Коррупция – это когда нелегальные посредники берутся за то, чтобы оформлять документы. Причем сколько этих посредников – неизвестно, они нигде не зарегистрированы. Совершенно не регламентирована та сумма, которую они берут. Они исходят из собственных субъективных оценок платежеспособности клиента. У нас же тарифы, утвержденные директором ФГУП, мы не можем их увеличить или уменьшить по собственному желанию, только переутвердить.
Коррупция еще и в том, что отдельные сотрудники УФМС поддаются искушению и начинают брать от посредников определенные суммы за содействие в решении тех или иных вопросов. За это многие пострадали, еще когда я была начальником этого ведомства. Сколько людей ни воспитывай, сколько ни проводи профилактику, все равно находятся белые вороны, или, может быть, черные вороны. И чтобы от этой коррупции уйти, лучше создать легальную организацию, где можно создать прозрачную финансовую схему и решить вопрос законно и грамотно. Приходи и проверяй – есть устав ФГУП, который зарегистрирован в Минюсте.
– Две недели назад руководитель ФМС России Константин Ромодановский заявил, что не исключает отмены квот на въезд в Россию для мигрантов. Прогнозируете ли вы в связи с этим наплыв мигрантов, и будут ли они стремиться легализоваться?
– Константин Олегович понимает, что квотирование – это очень сложно выстроенная система. Работодателю надо заранее – за год – подать заявление на квоту. У предпринимателей, большие у них объекты или маленькие хозяйства, мысль привлечь иностранную рабочую силу порой возникает не загодя, а сиюминутно, когда нужны рабочие. А квота уже утверждена правительством России. В этом случае бизнесмену нужно выбивать дополнительную квоту, а когда она будет одобрена, еще неизвестно.
Можно упорядочить въезд и оформление иностранных граждан совершенно другим путем. Речь надо вести о возложении ответственности за мигрантов на работодателя, чтобы он не волюнтаризмом занимался, а соблюдал закон. Если обеспечить организованность въезда, то квоты, в принципе, будут не нужны.
Тут, кстати, и наша новая организация могла бы помочь: провести тренинги для ответственных лиц на предприятиях. Кроме того, мы рассчитываем на национальные объединения, на лидеров диаспор. Вместе будем помогать иностранным гражданам легализоваться на территории России или получить гражданство.
– Растет ли из года в год число россиян, желающих получить загранпаспорт? Поможет ли им в этом новый паспортно-визовый сервис?
– По данным УФМС, в 2008 году шел рост получения загранпаспортов, в 2009 году – спад, последние два года востребованность этой услуги среди населения снова выросла. Мы можем помочь в правильном оформлении документов и в сдаче этих документов в структуры УФМС по Саратовской области. И если руководство УФМС пойдет нам навстречу, мы надеемся, что сократится и срок оформления загранпаспортов для таких клиентов.
– До недавнего времени вы возглавляли областное УФМС. Почему приняли решение отойти от руководства?
– Я ушла сама, меня никто не отправлял в отставку. Своей судьбой, карьерой я полностью довольна, хотя никогда ею не управляла. Многие руководители попадают то в одну, то в другую околовластную команду. Акценты смещаются, и их вместе с командой смещают. Многие страдают от этого. Повезло мне или нет – не знаю, но я не оказалась ангажированной, одинаково уважительно относясь к представителям власти. Я и в начальники не рвалась – у меня не было борьбы с конкурентами за место под солнцем. Просто характер, видимо, активный, поэтому и замечали. Кроме того, я хороший исполнитель. Я всегда говорю: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Так нас еще на филфаке СГУ учили. И оказалось, что выпускники университета могут работать где угодно.
http://sarvzglyad.ru/?news_id=3952
Год 2010-й
— Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный мужчина?
— Не думаю, что в природе есть идеальные мужчины или идеальные женщины. Есть просто настоящие мужчины и настоящие женщины, и множество просто особей обоего пола. Но все же невольно вспоминается мнение об этом Фаины Раневской: «Идеальный мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины, и никогда не помнит, сколько ей лет».
— В чем смысл Вашей жизни?
— Если бы я знала ответ, в чем смысл жизни, самое время было бы консультироваться с психиатром. Смысл жизни — в самой жизни, в горестях и радостях, разнообразии её проявлений. Смысл моей жизни — в бесконечной любви к моим близким, помощи им, ответственности за них, в удовольствии, которое дают небо, солнце, весна и осень, зима и лето.
— Каковы Ваши планы на 2010 год?
— Буду помогать и оказывать услуги людям, которые об этом попросят (не навязывая им того, в чем не уверена). Буду чинить то, что сломалось (и в фигуральном смысле, и в буквальном). И пытаться не растерять, а даже умножить имеющиеся знания и опыт.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|