Родился 13 мая 1969 г. в рабочем поселке Старая Кулатка Ульяновской области.
В 1986 году закончил Старокулаткинскую среднюю школу №1 Ульяновской области и поступил на I курс в Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, физико-математический факультет, отделение «Математика и физика».
Выбор первой специальности был обусловлен интересом к математике, который сохранился и поныне. На факультете преподавали известные ученые - А.В. Штраус, Б.А. Базанов, А.Д. Белова, З.В. Кузьмина и др.
Вместе с тем, обучаясь в УГПИ, заинтересовался психологией. На 4 и 5 курсах прослушал все курсы психологии, преподававшиеся в УГПИ. Впоследствии прошел очную переподготовку в Ленинградском государственном университете по специальности «Возрастная и профориентационная психология». Там же проходила подготовка диссертации и ее защита. На кафедре психологии развития факультета психологии ЛГУ (ныне СПбГУ) работали блестящие ученые – профессора Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Розе-Грищенко и др., которые, будучи представителями известной «ленинградской психологической школы», старались привить своим ученикам ее принципы, методологию исследования и развивали ее научную программу.
Свой трудовой путь начал с должности лаборанта хоздоговорной темы в Ульяновском педагогическом институте. Затем работал в общеобразовательных школах учителем (№ 51 г. Ульяновска), психологом (№ 1 р.п. Ст.Кулатка, № 83 г. Саратов), директором (Кирюшкинская средняя школа Ульяновской области). Руководимая школа в 1996 году стала призером (2 место) в конкурсе «Школа года» Ульяновской области. В 1997 году в СПбГУ защитил кандидатскую диссертацию «Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте» под руководством доктора психологических наук, профессора Л.А. Головей.
С 1997 года работал в Саратовском педагогическом институте на кафедре психологии. Прошел все уровни вузовского преподавателя от ассистента до профессора. С 2004 года и по настоящее время работает на кафедре психологии образования Педагогического института СГУ профессором, с 2007 года - заведующим кафедрой, а также на кафедре педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования СГУ.
В 2002 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации» (Ярославский государственный университет). Научным консультантом выступил выдающийся ученый, практик и теоретик, доктор психологических наук, профессор В.В. Новиков. Диссертация выполнялась на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета.
В настоящее время читает курсы «Социальная психология», «Основы профориентологии», «Психология социального поведения личности», «Этническая психология».
Является научным руководителем аспирантуры по специальности 19.00.05 – «Социальная психология» и 19.00.07 – «Педагогическая психология». В настоящее время в аспирантуре обучается 5 человек. Под руководством Р. М. Шамионова защищено 8 кандидатских диссертаций. С 2008 года – председатель диссертационного совета по психологическим наукам.
Автор оригинальной концепции социализации личности. Разработал процессуальный подход к социально-психологическому анализу, определению условий «нормативной» социализации в условиях современной российской действительности, заключающийся в рассмотрении ее с позиций многоуровневой внешней и внутренней детерминации, сменности оснований и механизмов.
Предпринял системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия, ее структуры и динамики. Является автором более 170 научных публикаций, в том числе 6 монографий и 7 учебных пособий. Монография «Личность и ее становление в процессе социализации» отмечена медалью РАН за лучшую научную работу 2002 г. Имеются публикации в зарубежных изданиях – Польши, Беларуси, Казахстана и др. В 2008 году опубликовал монографию «Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы», в которой развивается оригинальный взгляд на механизмы, детерминанты, содержательные характеристики этого психического явления. Ежегодно выступает с докладами на различных Международных конференциях, в т.ч. и зарубежных (г. Жешув, Польша; г. Актобе, Казахстан, г. Прага, Чехия и др.). Является организатором Международной конференции «Социальная психология в образовании» (г. Саратов, 1-2 ноября 2007 г.). Научными руководителями, учителями, способствовавшими профессиональному росту, считает профессоров Л.А. Головей (СПбГУ), В.В. Новикова (ЯрГУ), В.И. Страхова (Пединститут СГУ), З.В. Кузьмину (УлГПУ). Научные исследования в разные годы были поддержаны грантами «ИОО - фонд Сороса» (2000 – 2002 гг.), программы «Университеты России» (Минобразование РФ) (2004-2005 гг.), Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (2005-2006 гг.), РФФИ (2006-2007 гг.), РГНФ (2006-2007 гг.), РГНФ (2008–2009 гг.) и др.
Сфера научных интересов: проблемы социализации личности, психология профессионализации учителя, психология субъективного благополучия личности, психология социальных представлений.
|
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
|