Новый век 2
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Биография

Родился 13 мая 1969 г. в рабочем поселке Старая Кулатка Ульяновской области. 

В 1986 году закончил Старокулаткинскую среднюю школу №1 Ульяновской области и поступил на I курс в Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, физико-математический факультет, отделение «Математика и физика». 

Выбор первой специальности был обусловлен интересом к математике, который сохранился и поныне. На факультете преподавали известные ученые - А.В. Штраус, Б.А. Базанов, А.Д. Белова, З.В. Кузьмина и др. 

Вместе с тем, обучаясь в УГПИ, заинтересовался психологией. На 4 и 5 курсах прослушал все курсы психологии, преподававшиеся в УГПИ. Впоследствии прошел очную переподготовку в Ленинградском государственном университете по специальности «Возрастная и профориентационная психология». Там же проходила подготовка диссертации и ее защита. На кафедре психологии развития факультета психологии ЛГУ (ныне СПбГУ) работали блестящие ученые – профессора Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Розе-Грищенко и др., которые, будучи представителями известной «ленинградской психологической школы», старались привить своим ученикам ее принципы, методологию исследования и развивали ее научную программу. 

Свой трудовой путь начал с должности лаборанта хоздоговорной темы в Ульяновском педагогическом институте. Затем работал в общеобразовательных школах учителем (№ 51 г. Ульяновска), психологом (№ 1 р.п. Ст.Кулатка, № 83 г. Саратов), директором (Кирюшкинская средняя школа Ульяновской области). Руководимая школа в 1996 году стала призером (2 место) в конкурсе «Школа года» Ульяновской области. В 1997 году в СПбГУ защитил кандидатскую диссертацию «Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте» под руководством доктора психологических наук, профессора Л.А. Головей. 

С 1997 года работал в Саратовском педагогическом институте на кафедре психологии. Прошел все уровни вузовского преподавателя от ассистента до профессора. С 2004 года и по настоящее время работает на кафедре психологии образования Педагогического института СГУ профессором, с 2007 года - заведующим кафедрой, а также на кафедре педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования СГУ. 

В 2002 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации» (Ярославский государственный университет). Научным консультантом выступил выдающийся ученый, практик и теоретик, доктор психологических наук, профессор В.В. Новиков. Диссертация выполнялась на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета. 

В настоящее время читает курсы «Социальная психология», «Основы профориентологии», «Психология социального поведения личности», «Этническая психология». 

Является научным руководителем аспирантуры по специальности 19.00.05 – «Социальная психология» и 19.00.07 – «Педагогическая психология». В настоящее время в аспирантуре обучается 5 человек. Под руководством Р. М. Шамионова защищено 8 кандидатских диссертаций. С 2008 года – председатель диссертационного совета по психологическим наукам. 

Автор оригинальной концепции социализации личности. Разработал процессуальный подход к социально-психологическому анализу, определению условий «нормативной» социализации в условиях современной российской действительности, заключающийся в рассмотрении ее с позиций многоуровневой внешней и внутренней детерминации, сменности оснований и механизмов. 

Предпринял системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия, ее структуры и динамики. Является автором более 170 научных публикаций, в том числе 6 монографий и 7 учебных пособий. Монография «Личность и ее становление в процессе социализации» отмечена медалью РАН за лучшую научную работу 2002 г. Имеются публикации в зарубежных изданиях – Польши, Беларуси, Казахстана и др. В 2008 году опубликовал монографию «Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы», в которой развивается оригинальный взгляд на механизмы, детерминанты, содержательные характеристики этого психического явления. Ежегодно выступает с докладами на различных Международных конференциях, в т.ч. и зарубежных (г. Жешув, Польша; г. Актобе, Казахстан, г. Прага, Чехия и др.). Является организатором Международной конференции «Социальная психология в образовании» (г. Саратов, 1-2 ноября 2007 г.). Научными руководителями, учителями, способствовавшими профессиональному росту, считает профессоров Л.А. Головей (СПбГУ), В.В. Новикова (ЯрГУ), В.И. Страхова (Пединститут СГУ), З.В. Кузьмину (УлГПУ). Научные исследования в разные годы были поддержаны грантами «ИОО - фонд Сороса» (2000 – 2002 гг.), программы «Университеты России» (Минобразование РФ) (2004-2005 гг.), Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (2005-2006 гг.), РФФИ (2006-2007 гг.), РГНФ (2006-2007 гг.), РГНФ (2008–2009 гг.) и др. 

Сфера научных интересов: проблемы социализации личности, психология профессионализации учителя, психология субъективного благополучия личности, психология социальных представлений.

 

 

Шамионов Раиль Мунирович
Шамионов
Раиль Мунирович

Преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования СГУ

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Энгельсский металл
ВАЖНО:
АНОНСЫ
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
Письмо в редакцию         09.12.2025
0.11855983734131