НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

Аредаков и Аредаковы

Григорий Анисимович Аредаков - актёр, режиссёр, педагог. Сыграл почти 120 ролей. В 2002-м стал художественным руководителем Саратовской драмы.
Родился Григорий Анисимович в неблизких краях - в Улан-Уде. С полугодовалым ребёнком «сумасшедшие родители» переезжают в Архангельск. Там они работают в театре. В юности актёрствовал в глухих местах Сибири отец, Анисим Зиновьевич Аредаков, будущий замечательный художник-постановщик, главный художник Саратовской драмы. Мама, Галина Ивановна, начинала выступать на сцене ещё совсем юной - в знаменитом ТРАМе. Язычески сочные монологи Аредакова-младшего (о себе, о семье, о театре) надо просто записывать. Книга получится.
- Я очень рано помню всё. Театр окружал меня со всех сторон - мы жили прямо в гримёрке. Все приходили к нам - поесть, чай попить, поболтать после спектакля. Вообще нашему поколению повезло: нас, детишек, очень все любили. Ещё одно яркое детское воспоминание - Горшенин, лучший архангельский комик. Он так блистательно играл лифтёра в спектакле по Галичу «Факир на час», что я мог смотреть его игру бесконечно.
Вот вам парадокс: Аредаков - сильный драматический актёр, подлинный трагик, мощно сыгравший шекспировского Макбета, мечтал, оказывается, в детстве о карьере комедийного артиста. Ему казалось, что комики - самые счастливые люди: озорные, весёлые, все их ценят, любят.
- А есть хоть одна роль, которую вам играть было скучно?- спросила я
- В «Талантах и поклонниках» я играл Нарокова. Одна из самых трудных ролей - резонёрская такая, «правильная» слишком. Вообще-то правильных людей в жизни не бывает - совсем без недостатков, без странностей. Они все «сочинённые».
Кажется поначалу совсем «правильным» булгаковский резонёр - глава МАССОЛИТА Берлиоз, одна из лучших ролей в инсценировке «Мастера и Маргариты». «Самый ненавистный мне тип, - признается актёр. - О, эти люди искусства, всё знающие, всё понимающие и делающие всегда всё как надо!».

В памятной постановке Дзекуна у Григория Анисимовича была ещё одна роль. Он сыграл Понтия Пилата. На сцену тяжёлой походкой выходил человек и все сразу понимали, что главная проблема третьего прокуратора Иудеи не вопросы веры - непроходящая, изматывающая, подчинившая всё его существо головная боль. Это была очень сильная актёрская работа.

Аредаков и семья Ульяновых

- Первый раз на сцену вышел в 4 года вместе с сестрой Таней. Мне уже тогда было очень приятно выступать. Люди улыбаются, иногда хлопают, иногда радуются. Это очень тешит. Мы играли в «Норе» Ибсена. Я переиграл на сцене всех детей, которые только существовали, начиная от негритёнка в Кейптауне до женской роли Маняши Ульяновой. Мы с сестрой играли детей Ульяновых. Сестра заболела, я её заменял. Я был совсем маленьким, кого играть, мне было все равно - лишь бы играть.
В 1961 году, еще студентом, он играл Медведя в сказке «Иван да Марья». Но артист, который исполнял роль Идолища, плохо приземлился, ему, как говорится, вступило в поясницу. Через 45 минут ввели на эту роль Аредакова. Он тогда был худенький, тщедушный, больше похож на мышонка. Вылетал на сцену на каком-то тросе, в сереньком костюмчике. Там такие заслуженные играли, а он - первокурсник. Ничего, справился, и слова не напутал. Память у этого первокурсника была потрясающая.
 
Аредаков и Стеттсон
 
Совсем недавние работы Мастера: «Квартет» - Уилф; «Немного о лете» - Виктор Михайлович Орлов; «Лучшие дни нашей жизни» - Кит Карсон; «Хлам» - Купер.
В спектакле по пьесе Сарояна «Лучшие дни нашей жизни» главные на сцене мужчины. Настоящие, надежные, сильные. Они не будут искать управы на зарвавшегося негодяя. Сами раздобудут пистолет нужного калибра и… «кажется, это было в 1939. В октябре. Парня звали Блик или Глик, что-то в этом роде. Мне не нравилось, как он разговаривал с дамами. Пошел в свою комнату, достал мой револьвер с перламутровой ручкой и стал ждать на Тихоокеанской»,- по-мужски сдержанно звучит реплика, которая принадлежит самому колоритному персонажу - Киту Карсону, блистательно исполненному Григорием Аредаковым. Эта роль стала одним из украшений в короне нашего короля сцены. И одной из самых любимых. Ведь она отвечает его давней юношеской мечте. Романтика Дикого Запада и - шляпа фирмы «Стеттсон».
- Супруга Алиса подарила мне шляпу этой фирмы на день рождения (Григорий Анисимович элегантно её демонстрирует). Мы всё же шестидесятники. Когда учились в 60-е годы, была оттепель, свежий воздух, надежды, открытия… На нашу жизнь пришлось очень много открытий - в литературе, драматургии, западном кино. В оттепель к нам хлынули книги Хемингуэя, фильм «Великолепная семерка», была мода на джинсы, они назывались «техасы» - мы сами их делали. Тогда я мечтал о шляпе «Стеттсон». Даже тещу, живущую в Америке, просил достать мне ее, но она сказала, что в Америке нет «Стеттсона». А вот Алиса мне его надыбала! Теперь по улице в ней хожу, от дома досюда. Живу-то я рядом с театром. Правда, в спектакле Карсона не в этой шляпе играю - берегу.
 
Аредаков и Сократ
 
Григорий Анисимович актёр ещё и киношный. Не раз снимался в кино. После его Сократа в пятисерийной ленфильмовской ленте (цензура руководства киностудии оставила всего две серии) невозможно уже представить древнегреческого мудреца каким-то другим, без аредаковской основательности и скрыто клокочущей страстности.
- В кино я первый раз снялся, когда мне было лет восемь. В дипломном фильме Ярополка Лапшина «Будь честен» - такой был потом известный режиссёр на Свердловской киностудии - сыграл мальчика, который украл элитные сорта яблок. Потом нужно было ему вернуть яблочки в колхоз. Жуткая история! В наше время к кинематографу относились спокойнее, чем теперь. Театр был для актёра важнее. Но я очень любил пробы! Они ни к чему не обязывали, а можно было бесплатно куда-нибудь съездить.
«Звездной болезнью» наша звезда не страдает, «переболела» ещё в глубоком детстве, когда маленький Гриша мог выйти перед началом киносеанса и по собственной инициативе петь, танцевать, читать стихи. Династию актёров не продолжил, хотя имеет двух замечательных сыновей. Они даже играли вместе с ним на сцене. Сын Федор в шесть лет в спектакле «Картина» играл Совесть героя Аредакова. Сестра Татьяна Анисимовна в драме хормейстер, педагог и вообще - заметный человек. Жена Алиса Зыкина - прекрасная актриса, ведущая, занята практически во всех премьерах театра.
Любимый актёр саратовцев человек очень азартный, увлекался попеременно - охотой, собственным автомобилем, любительской киносъёмкой. Но самым любимым его занятием, как играющего тренера, остается родная сцена, хорошая драматургия, желательно - классика.
 
Аредаков и Собакевич
 
«Актёр растёт на классике» - крылатое выражение артиста. Самые важные роли для него - Макбет и Городничий, Берлиоз и Пилат, Дорн и Гаев, Несчастливцев и Вукол Чугунов, профессор Серебряков и профессор Орлов, Купер и Кит Карсон, а далее - по списку. В списке ещё до двух десятков ролей.
- Цель свою вижу в том, чтобы сохранить прошлое и передать будущему.
Внедряет эти свои идеи на курсе. Он не стремился стать педагогом, руководителем курса - так получалось. Сначала просило выручить театральное училище, потом, дважды - театральный факультет консерватории. Выпустил несколько сильных актёрских курсов. Первый же студенческий выпуск Аредакова оказался на редкость удачным. Звезда драмы заслуженная артистка России Эльвира Данилина, превосходный комик, тоже заслуженный, Владимир Назаров, тонкий психологический актёр, которого ещё помнят в Саратове, - Александр Сычёв. Сейчас третьекурсники учатся у мэтра театральному мастерству. И, конечно, любви к родному дому актёра - театру.
После всего, что мы узнали об этом ироничном, остром на язык, порой ершистом худруке, совсем не покажется странным в финале его монолог о театре. Лирический! Русский классический провинциальный театр не уничтожить, пока у него есть такие радетели и актёры.
- Мы уже привыкли, что постоянно всё против театра, против спектакля... Странно, что вообще каждый вечер открывается занавес и начинается спектакль. Просто артисты - такие люди, которые и больные играют, и даже при трагических ситуациях. Ноги ломают - играют, в колясках их вывозят - играют. Нельзя уничтожать ни театр, ни литературу, ни библиотеки. Это то, что сохраняет нацию и язык…
 
Интервью печатается в сокращении. Автор: Ирина Крайнова www.smi64.ru

 

 

Аредаков  Григорий
Аредаков
Григорий

Народный артист России, художественный руководитель Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         29.03.2024
0.089738130569458