Ваше Преосвященство, позвольте задать Вам следующий вопрос. В церковных лавках можно встретить разнообразие продукции православного обихода: свечи, книги, крестики, - все они имеют ценники, верней указания на "рекомендованную сумму пожертвования". Да, безусловно, труд и материальные затраты на производство вышеуказааноой утвари должны быть возмещены. Но как быть, когда с просьбой помолиться, т.е. подавая записочку о здравии или о упокоении, или сорокоуст, с тебя дерут деньги. За что? За то что священник, бесплатно получивший благодать священства, будет за деньги молиться за написанных в этих записках? Да, труд священника - это тоже труд, возможно даже совсем нелегкий, но молитва... разговор души с Богом... разве может здесь иметь место быть коммерческая составляющая? Мне очень понравилась практика московских храмов, когда рядом с тем местом, где люди могут оставить свои "записочки", стоит кружка для пожертвований. Не правильно ли, на Ваш взгляд, было бы внедрить данную практику в Саратовской Епархии? Тот же вопрос относительно священников, которые за исполнении требы просят определенную таксу. Заранее благодарю Вас за ответ.
На нашем портале "Православие и современность" мы много раз писали об этом, и мне приходилось даже говорить о том, что, если бы у нас была такая возможность, то я бы первым делом отменил всякого рода плату за совершение тех или иных треб. К сожалению, пока у нас такой возможности нет, просто потому, что Церковь существует на пожертвования прихожан. Это основной источник средств, на которые содержатся храмы, образовательные и социальные учреждения Русской Православной Церкви. Как я уже сказал выше, никакой помощи от государства она на эти цели не получает. Да, труд священника - это молитва. Но у священника есть, как правило, большая семья, дети, его никто не освобождает от необходимости платить за квартиру, и так далее. При всем при этом, конечно, священник не должен требовать ни от кого денег, не устанавливать никакой "таксы". Если он видит, что у человека нет возможности (и даже, может быть, желания) каким-то образом вознаградить его труд, то он должен совершать все, что его просят, совершенно безвозмездно. Я постоянно говорю об этом, призываю к этому духовенство и, более того, наказываю тех священников, кто забывает об этом основополагающем принципе своего служения. Однако если человек, который попросил священника совершить ту или иную требу, считает своим долгом что-то пожертвовать, тем самым как бы отдавая долг уважения к труду священника, я не вижу в этом абсолютно ничего плохого. Что касается практики московских храмов, то она разная. Встречается и то, о чем Вы говорите, но, как правило, у этих храмов есть другие, более стабильные источники доходов. У нас в Саратове тоже есть храм, где стоит просто кружка для пожертвований за требы и свечи. Бог даст, таких храмов будет больше со временем, но каким-то образом форсировать искусственно этот процесс я не считаю необходимым и не вижу для этого возможности./www.vzsar.ru/
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|
10.03.2011 в 14:30