НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

 

Епископ Лонгин: «Вера исцеляет человека»

Главное - открыть свою душу для доброты и милосердия

Как стать ближе к вере и духовному совершенствованию? Какую моральную оценку можно дать современному обществу? К чему готовят человека крупные природные катаклизмы? Об этом в канун важнейшего для православных христиан праздника - Пасхи, которая в этом году приходится на 24 апреля, корреспондент «АиФ - Саратов» побеседовал с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

Как стать ближе к духовному?

- Владыка, сегодня считается «хорошим тоном» и чуть ли не «модным» приходить к вере, соблюдать пост, отмечать церковные праздники. Это опасное явление или, наоборот, полезное? Может быть, хоть так люди станут немного ближе к Церкви, к духовному совершенствованию?

- Вы знаете, слова о «моде» на веру можно воспринимать только как некий штамп, причем уже достаточно устаревший. Отношения человека с Богом, его приход в Церковь - это всегда очень индивидуальный внутренний процесс, который может «вызревать» не только годами, но и десятилетиями. Безусловно, хорошо, когда желание человека соблюдать пост и отмечать церковные праздники сопровождается стремлением узнать свою веру, войти по-настоящему в жизнь Церкви, то есть когда человек движется от внешнего к внутреннему. Например, если он решил начать поститься, скажем, в Великий пост, и при этом не ограничился информацией о том, что можно и чего нельзя есть в этот период, а приложил усилия для того, чтобы понять, в чем духовный смысл этого поста, к чему он нас готовит; если этот человек начал читать Евангелие и приходить в храм на богослужение - пост не пройдет бесследно для его души. Многие из верующих, воцерковленных людей именно так и пришли к Богу всерьез.

- Недавно в Саратове было предложено сделать Радоницу выходным днем. Как Вы относитесь к этой идее? Не появятся ли в этой связи вопросы у представителей других конфессий?

- Законопроект «Об объявлении Радоницы (дня особого поминовения усопших) нерабочим праздничным днем в Саратовской области» разработан рабочей группой комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной думы. Напомню, что Радоница - это день особого поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи. Само название праздника говорит о том, что в этот день христиане стараются разделить радость победы Христа над смертью не только с ныне живущими своими ближними, но и с уже почившими. Поминовение усопших именно на Радоницу (а не в сам день Пасхи) - это одна из древнейших традиций нашего народа. Однако поскольку Радоница отмечается во вторник, а значит, приходится на рабочий день, далеко не все желающие могут в этот день сходить в храм, съездить на кладбище, чтобы помянуть своих близких. Уже в течение многих лет Радоница объявляется нерабочим днем во многих областях России, к примеру, в Волгоградской, Оренбургской, Брянской, а также в Кузбассе, Краснодарском крае, республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия (то есть и в тех регионах России, население которых традиционно является многонациональным и многоконфессиональным).

Что касается «вопросов» от других конфессий… Главные праздники ислама уже давно являются нерабочими днями в регионах с преобладающим мусульманским населением. В Саратовской области все-таки абсолютное большинство ее жителей является православными людьми. Уверяю вас: когда православные соблюдают свои традиции - это вызывает только уважение у представителей других религий, которые очень серьезно относятся к соблюдению своих собственных обычаев.

Истинная свобода - свобода от греха

- В последнее время Церковь активно проявляет свою позицию по многим вопросам светской жизни. Например, священнослужители выступали в дискуссиях о введении универсальной электронной карты, предлагали ввести некий дресс-код... Это признак нашего времени? Как Вы относитесь к тому, что многие люди негативно высказываются об участии Церкви в таких вопросах?

- Духовенство Русской Православной Церкви и верующие миряне являются полноправными гражданами своей страны, а значит, имеют право высказываться по всем тем поводам, которые волнуют людей. В частности, решение о введении универсальных электронных карт вызывает множество вопросов у каждого думающего человека, и таких сомнительных решений властью принимается очень много (вспомним, скажем, бурную общественную дискуссию относительно реформы системы образования). Да, есть и те, кто относится негативно к любой общественно-значимой деятельности Церкви и к любым высказываниям ее представителей. Я отношусь к этому спокойно. Безусловно, всегда были и будут люди, которым глубоко чуждо христианское отношение к миру. К примеру, понятие целомудрия сегодня часто просто осмеивается. Или возьмем понятие свободы: для нас истинная свобода - это свобода от греха. В современном мире, как правило, это слово имеет совсем иную трактовку.

- Градус жестокости в обществе зашкаливает. Ни одни сводки новостей не обходятся без сообщений о перестрелках, убийствах, терактах. Какую моральную оценку Вы могли бы дать обществу? Можно ли верой исцелить сердца и души современников?

- Да, вы правы. Но если мы говорим «зашкаливает», значит, имеем в виду некую шкалу, систему координат. От христианской нравственной системы ценностей общество в целом давно отказалось - это следствие целого века воинствующего безбожия и не менее разрушительного напора идеологии потребления, господствующей сегодня. Вера действительно может исцелить человека, буквально воскресить его душу, мне неоднократно приходилось наблюдать это. Но выбор - за самим человеком. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь своего сердца войду к нему (ср: Откр. 3, 20) - говорит Господь. Но, повторю, откликнуться на этот призыв должен сам человек. Принудить к вере невозможно.

Самое время проявить сострадание

- Только за последние полгода стране и миру пришлось пережить несколько крупных природных катаклизмов. Все больше людей склонны видеть в этом некое предзнаменование, предупреждение человечеству. Стоит ли прислушаться к этому мнению? Как Церковь относится к подобным рассуждениям?

- Для верующего человека совершенно естественно помнить о смерти: все мы знаем, что когда-нибудь оставим этот мир и предстанем на суд Господень. Более того, это памятование очень важно для того, чтобы человек смог должным образом выстроить свою земную жизнь. «Помни последняя твоя (завершение твоей жизни), и во век не согрешишь», - гласит святоотеческая мудрость. В этом смысле происходящие катастрофы для нас, во-первых, - еще одно напоминание о том, что, несмотря на все технические достижения цивилизации, жизнь и смерть человека всецело находятся в руках Божиих. Во-вторых, часто это возможность проявить лучшие человеческие качества - милосердие и сострадание, помочь тем, с кем случилась беда. Если так относиться к происходящим испытаниям, то у человека не останется поводов унывать, отчаиваться и высчитывать дни до очередного «объявленного» лжепророками конца света.

Через несколько дней, даст Бог, все мы встретим праздник светлого Воскресения Христова, и в наших храмах прозвучит ликующее свидетельство апостолов, своими глазами видевших Спасителя, весть о его Воскресении и победе над смертью. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Этой Пасхальной радости и обретения спасительной веры я хотел бы пожелать всем.

Записала Алена Егорова

АиФ-Саратов, №16, 2011 г.

 

 

 

 

 

Храмы должны быть в шаговой доступности

 
19 ноября 2010, 16:40
 Последние несколько лет в обществе постоянно обсуждаются религиозные темы: строительство церквей, возвращение имущества РПЦ, введение специальных предметов в школе и др. Об этом и других аспектах взаимоотношения церкви и общества наше информагентство попросило рассказать Епископа Саратовского и Вольского Лонгина.
- Владыка, складывается ощущение, что сегодня Православная Церковь становится более толерантной (раньше со стороны ощущалось определенное неприятие иных конфессий). Это так, или что-то православие никогда не примет?
- Православная Церковь никогда не была нетерпимой к другим религиям. Более того, вопросы мирного и доброго сосуществования народов разной веры очень успешно решались еще в Российской империи. В многонациональной и многоконфессиональной России люди всегда старались жить по-добрососедски. В этом я не вижу ничего нового, это нормальное для Церкви состояние. И сегодня нам нечего делить с мусульманами, с католиками, а также с представителями других традиционных для России религий. Мы принципиально отказываемся общаться только с разного рода сектантами - последователями новых учений, опасных для духовной жизни людей. И еще - я не люблю слово 'толерантность', в него зачастую вкладывают слишком много значений, которых на самом деле там не содержится. Поэтому я сказал бы, что мы просто стараемся строить со всеми хорошие, добрососедские отношения.
- А как же быть с сектами - разве Церковь может их принять, например "Слово жизни"?
- "Слово жизни" - это действительно одна из харизматических сект, пришедших к нам с запада. Про это явление нужно говорить долго, чтобы стала понятной его суть. Поэтому сейчас скажу только, что отношение Церкви к этой секте негативное.
- Интересно отношение Церкви к рок-музыке. Не так давно подобные течения назывались противоестественными, а сейчас они популяризируются...
- Вообще, у современной журналистики есть такой "минус" - она любит широкие обобщения без достаточного на то основания. Церковь никогда не ставила и не ставит перед собой задачу составить список того, что хорошо, а что плохо. Что касается рока и субкультуры, которая с ним тесно связана, то они, конечно, часто бывают далеки не только от христианских идеалов, но и от общечеловеческой морали. Хотя, с другой стороны, все познается в контексте. В свое время, на рубеже советского и постсоветского периодов, рок был своеобразным способом протеста против действительности, поиском нового языка общения, в целом более искреннего образа жизни. В неформальные движения порой приходили и приходят люди, которые не просто хотят объединиться с кем-то "по интересам", а люди ищущие, пытающиеся разобраться, найти в современном мире что-то по-настоящему стоящее.
Среди представителей духовенства есть люди, вышедшие из этой среды. Тот же игумен Сергий (Рыбко), что приезжал недавно для того, чтобы выступить с проповедью на рок-концерте на стадионе Динамо. Это достаточно известный священник-миссионер, в Москве у него большой приход. В юности он был и хиппи, и рокером. Он "изнутри" знает этих людей, представителей субкультуры. В свое время слово Божие коснулось его сердца, стало его новой жизнью, и он хочет поделиться им с теми людьми, которые были ему близки. Вот, собственно, и все, никакой 'популяризации' рока и других течений Церковь не ведет. Просто есть люди, которые берут на себя проповедь и в этой среде. Это обычная жизнь Церкви.
- В Саратов стали все чаще привозить мощи святых. Кто принимает решение, в какой храм везти святыни?
- Решение, в какой именно храм привезти святыню, принимаю я как правящий архиерей епархии. Зависит оно от того, насколько это удобно в каждом конкретном случае для людей, которые придут в храм, ведь когда к нам в город привозят святыни (древние чудотворные иконы или мощи святых), то огромное количество людей, даже тех, чья жизнь проходит лишь по касательной к Церкви, приходят поклониться этим святыням. Вы и сами наблюдали это.
Чаще всего святыни пребывают в Покровской церкви (на ул. Горького) - это наиболее удобное место: большой храм, недалеко от транспортных развязок. Недавно, по многочисленным просьбам наших прихожан, второй раз в течение года в Саратов привозили мощи святой блаженной Матроны Московской. Покровский храм был на ремонте, в строительных лесах, поэтому выбрали Троицкий собор. Он тоже достаточно удобен для посещения верующими.
- Когда привозят святыни, или происходит иное знаменательное событие, всегда можно наблюдать очереди в храмы. Возникает вполне закономерный вопрос - достаточно ли в Саратове и регионе храмов?
- Принесение святынь это все же неординарное событие. И количество людей, которые приходят в храм в это время, зависит от того, насколько почитаема святыня церковным народом. В таких случаях очереди не связаны с тем, что храмов не хватает, хотя объективно это так. Я часто привожу цифры, которые могут наглядно показать, насколько область нуждается в новых приходах.
К 1917 году у Саратовской епархии было 1100 храмов. К 1938 году были закрыты абсолютно все. Если в других областях оставалось хотя бы по нескольку действующих храмов, то в Саратовской какое-то время их не было вообще. В нашем регионе была особо рьяная коммунистическая власть. По народной легенде, которая очень похожа на правду, один из начальствующих коммунистов поклялся уничтожить веру в нашей области, повсеместно закрывая и разрушая храмы. В 1943-ом году, во время войны открыли Троицкий собор, потом в послевоенные годы еще 12 приходов в райцентрах. И такая ситуация сохранялась достаточно продолжительное время. Когда я приехал в Саратов, здесь были зарегистрированы около 150 приходов, но реально действовали чуть более 70. Сейчас в Саратовской области действуют порядка 220 приходов - гораздо меньше, чем до революции. Но при этом население по сравнению с 1917-м годом значительно выросло!
В идеале храм необходим в каждом населенном пункте, ведь большинство жителей нашей области - верующие, крещеные люди. Большинство закрытых храмов не пережили советские годы, они были стерты с лица земли, около 50 сохранились в руинированном состоянии. Поэтому сегодня необходимо строить новые храмы, и люди часто обращаются за благословением начать строительство. Это и общины верующих людей, и бизнесмены, предприниматели. Сегодня, например, мы совершали закладку нового храма в селе Березовка под Энгельсом. При этом какого-то 'генерального плана' строительства храмов у нас нет. Строим, исходя из возможностей епархии и прихожан. Но вот что хотелось бы отметить, - на желание людей восстанавливать храмы финансовый кризис не повлиял.
- А сколько стоит строительство одного храма?
- Везде по-разному. В деревнях обычно строятся совсем небольшие церкви, или храмы обустраиваются в приспособленных помещениях. Важнее всего, чтобы появилось место, где можно совершать Божественную литургию. Вокруг нее формируется приход, а потом, когда он окрепнет, состоится, можно и продолжать - строить уже большой храм. Кроме того, храмы в основном строят хозспособом: кто-то принесет доски, кто-то оплатит кирпич, кто-то выкопает котлован. Все зависит от настоятеля, от прихожан, от спонсоров, поэтому цена строительства варьируется. Постройка маленького сельского храма может обойтись в 1-2 миллиона рублей. В городе стоимость строительства, естественно, выше, здесь нужна помощь состоятельных людей.
- А разве не хватает готовых зданий, которые можно было бы перестроить под храм?
- Вы видите, какая сейчас в Саратове и в других крупных городах наблюдается истерика по поводу недвижимости. А на самом деле в стране недвижимость девать некуда - в каждом селе, райцентре полно зданий, которые просто-напросто брошены, причем зданий и старинных, и относительно новых, достаточно крепких. Поэтому и в райцентрах, и в селах мы часто именно перестраиваем или приспосабливаем под храмы готовые здания.
В селе Узморье, например, в свое время под храм отдали здание старой школы. Школа там была и до революции - церковноприходская. Дети получили новое современное здание, школа переехала, а старая школа досталась приходу. Люди соединили четыре класса, получился небольшой храм, и больше десяти лет приход существовал в таких условиях. А сейчас прихожане решили построить новую церковь.
- Недавно речь зашла о передаче Епархии Саратовского химучилища на Стрелке. Как планируете использовать эту территорию и помещения?
- Решение о передаче принято, распоряжение подписано Председателем Правительства РФ. Епархии возвращена территория бывшего Спасо-Преображенского монастыря и те здания, которые от него остались. Это чуть больше половины территории бывшего химучилища, остальное осталось в ведении министерства обороны. Преображенский монастырь был одним из старейших в Поволжье, и если все сложится благополучно, мы будем его восстанавливать.
- Возможно, это болезненный вопрос, но все-таки скажите, планирует ли Епархия заняться воссозданием храма Александра Невского на стадионе "Динамо"?
- К сожалению, за много лет решение этого вопроса не сдвинулось с мертвой точки. Скоро Саратов останется единственным городом Центральной России, где до сих пор не восстановлен кафедральный собор. Уже освятили построенные на историческом месте храмы в Саранске, Ярославле, Воронеже. Принято решение, и начались строительные работы в Пензе, Ульяновске, Волгограде.
Я понимаю, что для возрождения Александро-Невского собора на прежнем месте в Саратове, в первую очередь, необходимо построить новый стадион. Когда это произойдет, я не знаю. Мы ведем переговоры, есть какие-то планы, но пока я не хотел бы предавать их огласке. Это очень большое дело, и для того, чтобы восстановить собор, нужно консолидировать значительные силы и средства.
- Заместитель экс-мэра Москвы Ресин недавно заметил, что храмы должны быть "в шаговой доступности". Но есть и обратное мнение: немало людей, которые негативно относятся к передаче церкви муниципальной собственности. С чем это связано?
- Храмы действительно должны быть "в шаговой доступности" - это, безусловно, правильно. Об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, он смог убедить в этом и старое, и новое руководство города Москвы. Во всех старинных русских городах, в их исторической части, храмов, как правило, очень много (там, где они не были разрушены), то есть в свое время они действительно были от людей "в шаговой доступности". В новых районах или городах, которые строились при советской власти, храмов мало, либо их вовсе нет. И это плохо, потому что среди жителей этих городов и районов есть множество верующих православных людей, в том числе пожилых, которым необходима церковь.
Что касается передачи Церкви земли и недвижимости, я бы не стал говорить о том, что многие относятся к этому отрицательно. Да, такие люди есть. Но я бы отделил людей, которые относятся к такой передаче негативно из-за каких-то своих мировоззренческих установок, от тех, кто относится к этому ангажировано. Я думаю, как журналист Вы понимаете подоплеку коммерческих и политических отношений в нашем городе и хорошо знаете, какие битвы разворачиваются за каждый подвал, за каждый дом. Все знают, что город 'поделен' между определенными бизнес-группами. И когда кто-то вдруг предлагает им что-то отдать, да еще бесплатно, - сами понимаете, что происходит. Как так, с какой стати? И начинаются кампании в прессе, заказчики которых хорошо известны.
Поэтому мы стараемся быть в этом вопросе очень аккуратными. Кроме того, Церковь старается просто не переходить грань разумного. Скажем, у нас в области и в городе достаточно много объектов, которые до революции принадлежали Церкви, но мы не ставим вопрос об их возвращении. Например, здание областного музея краеведения. В начале 19 века в этом здании располагалось общежитие духовной семинарии, оно было куплено Церковью именно для семинарии. Я в принципе никогда не ставил вопрос о передаче этого здания епархии. Но, если неожиданно благосостояние нашего города так резко повысится, что власть сама скажет: "А почему это у нас музей расположен в таком старом, неприспособленном помещении?", - и построит новое прекрасное здание для музея, тогда мы попросим историческое здание вернуть. Ведь и бывшее химучилище возвращено Церкви именно потому, что этот военный объект был ликвидирован.
Или взять тот же самый стадион "Динамо", построенный на месте кафедрального собора, над могилами саратовских архипастырей. Я все годы своего пребывания на кафедре настаиваю, чтобы это место вернули Церкви, но прекрасно понимаю, что просто отнять этот объект у города, ничего не дав взамен, нельзя.
У Саратова, кстати, есть две отличительные особенности не лучшего свойства: это аэропорт в черте города и стадион в качестве центральной площади. Для русских городов обычно центр города, и архитектурный, и идейный - это собор. Стадион нужен, но не в самом же центре! Можете Вы себе представить в Москве стадион вместо Красной площади? Повторю: мы будем продолжать работу по решению этого вопроса, но никаких ультиматумов, не ставили и не будем.
- Протодиакон Андрей Кураев как-то заметил, что в церкви есть "захожане" и "прихожане". Как же сделать так, чтобы человек стал "прихожанином"?
- Отец Андрей достаточно яркий человек, и у него хорошо получается говорить афоризмами. Насколько я понимаю, под "захожанами" в данном случае подразумеваются люди, которые иногда заходят в храм.
Действительно, есть много таких людей, которые годами могут, проходя мимо, зайти в храм, поставить свечку, посидеть, помолчать, даже прийти на службу на Пасху или Рождество, но в целом быть достаточно отстраненными от церковной жизни. Как их сделать прихожанами? Тут необходимо двойное усилие. Человеку нужно как-то проявить свой интерес, желание разобраться, задать вопрос. Священнику - проявить к нему внимание, участие. Я и сам так пришел в храм, и большинство людей так приходит. Господь коснулся сердца человека, и он пришел в церковь раз, два, поговорил со священником, а потом остался.
Поэтому я бы не сказал, что "захожанин" - это какой-то особый тип людей. Это этап воцерковления - когда человек приходит в церковь, но пока еще не осознал, что это - его новая жизнь. Когда священник обратит внимание на такого человека, "захожанин" очень быстро становится прихожанином.
Источник: www.sarbc.ru

 

 

 Лонгин Митрополит Симбирский и Новоспасский
Лонгин
Митрополит Симбирский и Новоспасский

Митрополит Симбирский и Новоспасский

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         19.04.2024
0.0097239017486572