Интервью
Епископ Лонгин: «Вера исцеляет человека» |
Главное - открыть свою душу для доброты и милосердия
Как стать ближе к вере и духовному совершенствованию? Какую моральную оценку можно дать современному обществу? К чему готовят человека крупные природные катаклизмы? Об этом в канун важнейшего для православных христиан праздника - Пасхи, которая в этом году приходится на 24 апреля, корреспондент «АиФ - Саратов» побеседовал с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.
Как стать ближе к духовному?
- Владыка, сегодня считается «хорошим тоном» и чуть ли не «модным» приходить к вере, соблюдать пост, отмечать церковные праздники. Это опасное явление или, наоборот, полезное? Может быть, хоть так люди станут немного ближе к Церкви, к духовному совершенствованию?
- Вы знаете, слова о «моде» на веру можно воспринимать только как некий штамп, причем уже достаточно устаревший. Отношения человека с Богом, его приход в Церковь - это всегда очень индивидуальный внутренний процесс, который может «вызревать» не только годами, но и десятилетиями. Безусловно, хорошо, когда желание человека соблюдать пост и отмечать церковные праздники сопровождается стремлением узнать свою веру, войти по-настоящему в жизнь Церкви, то есть когда человек движется от внешнего к внутреннему. Например, если он решил начать поститься, скажем, в Великий пост, и при этом не ограничился информацией о том, что можно и чего нельзя есть в этот период, а приложил усилия для того, чтобы понять, в чем духовный смысл этого поста, к чему он нас готовит; если этот человек начал читать Евангелие и приходить в храм на богослужение - пост не пройдет бесследно для его души. Многие из верующих, воцерковленных людей именно так и пришли к Богу всерьез.
- Недавно в Саратове было предложено сделать Радоницу выходным днем. Как Вы относитесь к этой идее? Не появятся ли в этой связи вопросы у представителей других конфессий?
- Законопроект «Об объявлении Радоницы (дня особого поминовения усопших) нерабочим праздничным днем в Саратовской области» разработан рабочей группой комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной думы. Напомню, что Радоница - это день особого поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи. Само название праздника говорит о том, что в этот день христиане стараются разделить радость победы Христа над смертью не только с ныне живущими своими ближними, но и с уже почившими. Поминовение усопших именно на Радоницу (а не в сам день Пасхи) - это одна из древнейших традиций нашего народа. Однако поскольку Радоница отмечается во вторник, а значит, приходится на рабочий день, далеко не все желающие могут в этот день сходить в храм, съездить на кладбище, чтобы помянуть своих близких. Уже в течение многих лет Радоница объявляется нерабочим днем во многих областях России, к примеру, в Волгоградской, Оренбургской, Брянской, а также в Кузбассе, Краснодарском крае, республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия (то есть и в тех регионах России, население которых традиционно является многонациональным и многоконфессиональным).
Что касается «вопросов» от других конфессий… Главные праздники ислама уже давно являются нерабочими днями в регионах с преобладающим мусульманским населением. В Саратовской области все-таки абсолютное большинство ее жителей является православными людьми. Уверяю вас: когда православные соблюдают свои традиции - это вызывает только уважение у представителей других религий, которые очень серьезно относятся к соблюдению своих собственных обычаев.
Истинная свобода - свобода от греха
- В последнее время Церковь активно проявляет свою позицию по многим вопросам светской жизни. Например, священнослужители выступали в дискуссиях о введении универсальной электронной карты, предлагали ввести некий дресс-код... Это признак нашего времени? Как Вы относитесь к тому, что многие люди негативно высказываются об участии Церкви в таких вопросах?
- Духовенство Русской Православной Церкви и верующие миряне являются полноправными гражданами своей страны, а значит, имеют право высказываться по всем тем поводам, которые волнуют людей. В частности, решение о введении универсальных электронных карт вызывает множество вопросов у каждого думающего человека, и таких сомнительных решений властью принимается очень много (вспомним, скажем, бурную общественную дискуссию относительно реформы системы образования). Да, есть и те, кто относится негативно к любой общественно-значимой деятельности Церкви и к любым высказываниям ее представителей. Я отношусь к этому спокойно. Безусловно, всегда были и будут люди, которым глубоко чуждо христианское отношение к миру. К примеру, понятие целомудрия сегодня часто просто осмеивается. Или возьмем понятие свободы: для нас истинная свобода - это свобода от греха. В современном мире, как правило, это слово имеет совсем иную трактовку.
- Градус жестокости в обществе зашкаливает. Ни одни сводки новостей не обходятся без сообщений о перестрелках, убийствах, терактах. Какую моральную оценку Вы могли бы дать обществу? Можно ли верой исцелить сердца и души современников?
- Да, вы правы. Но если мы говорим «зашкаливает», значит, имеем в виду некую шкалу, систему координат. От христианской нравственной системы ценностей общество в целом давно отказалось - это следствие целого века воинствующего безбожия и не менее разрушительного напора идеологии потребления, господствующей сегодня. Вера действительно может исцелить человека, буквально воскресить его душу, мне неоднократно приходилось наблюдать это. Но выбор - за самим человеком. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь своего сердца войду к нему (ср: Откр. 3, 20) - говорит Господь. Но, повторю, откликнуться на этот призыв должен сам человек. Принудить к вере невозможно.
Самое время проявить сострадание
- Только за последние полгода стране и миру пришлось пережить несколько крупных природных катаклизмов. Все больше людей склонны видеть в этом некое предзнаменование, предупреждение человечеству. Стоит ли прислушаться к этому мнению? Как Церковь относится к подобным рассуждениям?
- Для верующего человека совершенно естественно помнить о смерти: все мы знаем, что когда-нибудь оставим этот мир и предстанем на суд Господень. Более того, это памятование очень важно для того, чтобы человек смог должным образом выстроить свою земную жизнь. «Помни последняя твоя (завершение твоей жизни), и во век не согрешишь», - гласит святоотеческая мудрость. В этом смысле происходящие катастрофы для нас, во-первых, - еще одно напоминание о том, что, несмотря на все технические достижения цивилизации, жизнь и смерть человека всецело находятся в руках Божиих. Во-вторых, часто это возможность проявить лучшие человеческие качества - милосердие и сострадание, помочь тем, с кем случилась беда. Если так относиться к происходящим испытаниям, то у человека не останется поводов унывать, отчаиваться и высчитывать дни до очередного «объявленного» лжепророками конца света.
Через несколько дней, даст Бог, все мы встретим праздник светлого Воскресения Христова, и в наших храмах прозвучит ликующее свидетельство апостолов, своими глазами видевших Спасителя, весть о его Воскресении и победе над смертью. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Этой Пасхальной радости и обретения спасительной веры я хотел бы пожелать всем.
Записала Алена Егорова
АиФ-Саратов, №16, 2011 г.
|
Храмы должны быть в шаговой доступности
19 ноября 2010, 16:40
Последние несколько лет в обществе постоянно обсуждаются религиозные темы: строительство церквей, возвращение имущества РПЦ, введение специальных предметов в школе и др. Об этом и других аспектах взаимоотношения церкви и общества наше информагентство попросило рассказать Епископа Саратовского и Вольского Лонгина.
- Владыка, складывается ощущение, что сегодня Православная Церковь становится более толерантной (раньше со стороны ощущалось определенное неприятие иных конфессий). Это так, или что-то православие никогда не примет?
- Православная Церковь никогда не была нетерпимой к другим религиям. Более того, вопросы мирного и доброго сосуществования народов разной веры очень успешно решались еще в Российской империи. В многонациональной и многоконфессиональной России люди всегда старались жить по-добрососедски. В этом я не вижу ничего нового, это нормальное для Церкви состояние. И сегодня нам нечего делить с мусульманами, с католиками, а также с представителями других традиционных для России религий. Мы принципиально отказываемся общаться только с разного рода сектантами - последователями новых учений, опасных для духовной жизни людей. И еще - я не люблю слово 'толерантность', в него зачастую вкладывают слишком много значений, которых на самом деле там не содержится. Поэтому я сказал бы, что мы просто стараемся строить со всеми хорошие, добрососедские отношения.
- А как же быть с сектами - разве Церковь может их принять, например "Слово жизни"?
- "Слово жизни" - это действительно одна из харизматических сект, пришедших к нам с запада. Про это явление нужно говорить долго, чтобы стала понятной его суть. Поэтому сейчас скажу только, что отношение Церкви к этой секте негативное.
- Интересно отношение Церкви к рок-музыке. Не так давно подобные течения назывались противоестественными, а сейчас они популяризируются...
- Вообще, у современной журналистики есть такой "минус" - она любит широкие обобщения без достаточного на то основания. Церковь никогда не ставила и не ставит перед собой задачу составить список того, что хорошо, а что плохо. Что касается рока и субкультуры, которая с ним тесно связана, то они, конечно, часто бывают далеки не только от христианских идеалов, но и от общечеловеческой морали. Хотя, с другой стороны, все познается в контексте. В свое время, на рубеже советского и постсоветского периодов, рок был своеобразным способом протеста против действительности, поиском нового языка общения, в целом более искреннего образа жизни. В неформальные движения порой приходили и приходят люди, которые не просто хотят объединиться с кем-то "по интересам", а люди ищущие, пытающиеся разобраться, найти в современном мире что-то по-настоящему стоящее.
Среди представителей духовенства есть люди, вышедшие из этой среды. Тот же игумен Сергий (Рыбко), что приезжал недавно для того, чтобы выступить с проповедью на рок-концерте на стадионе Динамо. Это достаточно известный священник-миссионер, в Москве у него большой приход. В юности он был и хиппи, и рокером. Он "изнутри" знает этих людей, представителей субкультуры. В свое время слово Божие коснулось его сердца, стало его новой жизнью, и он хочет поделиться им с теми людьми, которые были ему близки. Вот, собственно, и все, никакой 'популяризации' рока и других течений Церковь не ведет. Просто есть люди, которые берут на себя проповедь и в этой среде. Это обычная жизнь Церкви.
- В Саратов стали все чаще привозить мощи святых. Кто принимает решение, в какой храм везти святыни?
- Решение, в какой именно храм привезти святыню, принимаю я как правящий архиерей епархии. Зависит оно от того, насколько это удобно в каждом конкретном случае для людей, которые придут в храм, ведь когда к нам в город привозят святыни (древние чудотворные иконы или мощи святых), то огромное количество людей, даже тех, чья жизнь проходит лишь по касательной к Церкви, приходят поклониться этим святыням. Вы и сами наблюдали это.
Чаще всего святыни пребывают в Покровской церкви (на ул. Горького) - это наиболее удобное место: большой храм, недалеко от транспортных развязок. Недавно, по многочисленным просьбам наших прихожан, второй раз в течение года в Саратов привозили мощи святой блаженной Матроны Московской. Покровский храм был на ремонте, в строительных лесах, поэтому выбрали Троицкий собор. Он тоже достаточно удобен для посещения верующими.
- Когда привозят святыни, или происходит иное знаменательное событие, всегда можно наблюдать очереди в храмы. Возникает вполне закономерный вопрос - достаточно ли в Саратове и регионе храмов?
- Принесение святынь это все же неординарное событие. И количество людей, которые приходят в храм в это время, зависит от того, насколько почитаема святыня церковным народом. В таких случаях очереди не связаны с тем, что храмов не хватает, хотя объективно это так. Я часто привожу цифры, которые могут наглядно показать, насколько область нуждается в новых приходах.
К 1917 году у Саратовской епархии было 1100 храмов. К 1938 году были закрыты абсолютно все. Если в других областях оставалось хотя бы по нескольку действующих храмов, то в Саратовской какое-то время их не было вообще. В нашем регионе была особо рьяная коммунистическая власть. По народной легенде, которая очень похожа на правду, один из начальствующих коммунистов поклялся уничтожить веру в нашей области, повсеместно закрывая и разрушая храмы. В 1943-ом году, во время войны открыли Троицкий собор, потом в послевоенные годы еще 12 приходов в райцентрах. И такая ситуация сохранялась достаточно продолжительное время. Когда я приехал в Саратов, здесь были зарегистрированы около 150 приходов, но реально действовали чуть более 70. Сейчас в Саратовской области действуют порядка 220 приходов - гораздо меньше, чем до революции. Но при этом население по сравнению с 1917-м годом значительно выросло!
В идеале храм необходим в каждом населенном пункте, ведь большинство жителей нашей области - верующие, крещеные люди. Большинство закрытых храмов не пережили советские годы, они были стерты с лица земли, около 50 сохранились в руинированном состоянии. Поэтому сегодня необходимо строить новые храмы, и люди часто обращаются за благословением начать строительство. Это и общины верующих людей, и бизнесмены, предприниматели. Сегодня, например, мы совершали закладку нового храма в селе Березовка под Энгельсом. При этом какого-то 'генерального плана' строительства храмов у нас нет. Строим, исходя из возможностей епархии и прихожан. Но вот что хотелось бы отметить, - на желание людей восстанавливать храмы финансовый кризис не повлиял.
- А сколько стоит строительство одного храма?
- Везде по-разному. В деревнях обычно строятся совсем небольшие церкви, или храмы обустраиваются в приспособленных помещениях. Важнее всего, чтобы появилось место, где можно совершать Божественную литургию. Вокруг нее формируется приход, а потом, когда он окрепнет, состоится, можно и продолжать - строить уже большой храм. Кроме того, храмы в основном строят хозспособом: кто-то принесет доски, кто-то оплатит кирпич, кто-то выкопает котлован. Все зависит от настоятеля, от прихожан, от спонсоров, поэтому цена строительства варьируется. Постройка маленького сельского храма может обойтись в 1-2 миллиона рублей. В городе стоимость строительства, естественно, выше, здесь нужна помощь состоятельных людей.
- А разве не хватает готовых зданий, которые можно было бы перестроить под храм?
- Вы видите, какая сейчас в Саратове и в других крупных городах наблюдается истерика по поводу недвижимости. А на самом деле в стране недвижимость девать некуда - в каждом селе, райцентре полно зданий, которые просто-напросто брошены, причем зданий и старинных, и относительно новых, достаточно крепких. Поэтому и в райцентрах, и в селах мы часто именно перестраиваем или приспосабливаем под храмы готовые здания.
В селе Узморье, например, в свое время под храм отдали здание старой школы. Школа там была и до революции - церковноприходская. Дети получили новое современное здание, школа переехала, а старая школа досталась приходу. Люди соединили четыре класса, получился небольшой храм, и больше десяти лет приход существовал в таких условиях. А сейчас прихожане решили построить новую церковь.
- Недавно речь зашла о передаче Епархии Саратовского химучилища на Стрелке. Как планируете использовать эту территорию и помещения?
- Решение о передаче принято, распоряжение подписано Председателем Правительства РФ. Епархии возвращена территория бывшего Спасо-Преображенского монастыря и те здания, которые от него остались. Это чуть больше половины территории бывшего химучилища, остальное осталось в ведении министерства обороны. Преображенский монастырь был одним из старейших в Поволжье, и если все сложится благополучно, мы будем его восстанавливать.
- Возможно, это болезненный вопрос, но все-таки скажите, планирует ли Епархия заняться воссозданием храма Александра Невского на стадионе "Динамо"?
- К сожалению, за много лет решение этого вопроса не сдвинулось с мертвой точки. Скоро Саратов останется единственным городом Центральной России, где до сих пор не восстановлен кафедральный собор. Уже освятили построенные на историческом месте храмы в Саранске, Ярославле, Воронеже. Принято решение, и начались строительные работы в Пензе, Ульяновске, Волгограде.
Я понимаю, что для возрождения Александро-Невского собора на прежнем месте в Саратове, в первую очередь, необходимо построить новый стадион. Когда это произойдет, я не знаю. Мы ведем переговоры, есть какие-то планы, но пока я не хотел бы предавать их огласке. Это очень большое дело, и для того, чтобы восстановить собор, нужно консолидировать значительные силы и средства.
- Заместитель экс-мэра Москвы Ресин недавно заметил, что храмы должны быть "в шаговой доступности". Но есть и обратное мнение: немало людей, которые негативно относятся к передаче церкви муниципальной собственности. С чем это связано?
- Храмы действительно должны быть "в шаговой доступности" - это, безусловно, правильно. Об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, он смог убедить в этом и старое, и новое руководство города Москвы. Во всех старинных русских городах, в их исторической части, храмов, как правило, очень много (там, где они не были разрушены), то есть в свое время они действительно были от людей "в шаговой доступности". В новых районах или городах, которые строились при советской власти, храмов мало, либо их вовсе нет. И это плохо, потому что среди жителей этих городов и районов есть множество верующих православных людей, в том числе пожилых, которым необходима церковь.
Что касается передачи Церкви земли и недвижимости, я бы не стал говорить о том, что многие относятся к этому отрицательно. Да, такие люди есть. Но я бы отделил людей, которые относятся к такой передаче негативно из-за каких-то своих мировоззренческих установок, от тех, кто относится к этому ангажировано. Я думаю, как журналист Вы понимаете подоплеку коммерческих и политических отношений в нашем городе и хорошо знаете, какие битвы разворачиваются за каждый подвал, за каждый дом. Все знают, что город 'поделен' между определенными бизнес-группами. И когда кто-то вдруг предлагает им что-то отдать, да еще бесплатно, - сами понимаете, что происходит. Как так, с какой стати? И начинаются кампании в прессе, заказчики которых хорошо известны.
Поэтому мы стараемся быть в этом вопросе очень аккуратными. Кроме того, Церковь старается просто не переходить грань разумного. Скажем, у нас в области и в городе достаточно много объектов, которые до революции принадлежали Церкви, но мы не ставим вопрос об их возвращении. Например, здание областного музея краеведения. В начале 19 века в этом здании располагалось общежитие духовной семинарии, оно было куплено Церковью именно для семинарии. Я в принципе никогда не ставил вопрос о передаче этого здания епархии. Но, если неожиданно благосостояние нашего города так резко повысится, что власть сама скажет: "А почему это у нас музей расположен в таком старом, неприспособленном помещении?", - и построит новое прекрасное здание для музея, тогда мы попросим историческое здание вернуть. Ведь и бывшее химучилище возвращено Церкви именно потому, что этот военный объект был ликвидирован.
Или взять тот же самый стадион "Динамо", построенный на месте кафедрального собора, над могилами саратовских архипастырей. Я все годы своего пребывания на кафедре настаиваю, чтобы это место вернули Церкви, но прекрасно понимаю, что просто отнять этот объект у города, ничего не дав взамен, нельзя.
У Саратова, кстати, есть две отличительные особенности не лучшего свойства: это аэропорт в черте города и стадион в качестве центральной площади. Для русских городов обычно центр города, и архитектурный, и идейный - это собор. Стадион нужен, но не в самом же центре! Можете Вы себе представить в Москве стадион вместо Красной площади? Повторю: мы будем продолжать работу по решению этого вопроса, но никаких ультиматумов, не ставили и не будем.
- Протодиакон Андрей Кураев как-то заметил, что в церкви есть "захожане" и "прихожане". Как же сделать так, чтобы человек стал "прихожанином"?
- Отец Андрей достаточно яркий человек, и у него хорошо получается говорить афоризмами. Насколько я понимаю, под "захожанами" в данном случае подразумеваются люди, которые иногда заходят в храм.
Действительно, есть много таких людей, которые годами могут, проходя мимо, зайти в храм, поставить свечку, посидеть, помолчать, даже прийти на службу на Пасху или Рождество, но в целом быть достаточно отстраненными от церковной жизни. Как их сделать прихожанами? Тут необходимо двойное усилие. Человеку нужно как-то проявить свой интерес, желание разобраться, задать вопрос. Священнику - проявить к нему внимание, участие. Я и сам так пришел в храм, и большинство людей так приходит. Господь коснулся сердца человека, и он пришел в церковь раз, два, поговорил со священником, а потом остался.
Поэтому я бы не сказал, что "захожанин" - это какой-то особый тип людей. Это этап воцерковления - когда человек приходит в церковь, но пока еще не осознал, что это - его новая жизнь. Когда священник обратит внимание на такого человека, "захожанин" очень быстро становится прихожанином.