28.02.2014, 10:00
Блог Владимира Фадеева
Поделитесь с друзьями:
|
В ноябре 2013 года региональное ГУ МВД обнаружило подпольный нефтеперерабатывающий завод.
На нём в непосредственной близости от Саратовского НПЗ осуществлялось незаконное производство дизельного топлива, бензина, печного топлива и мазута. У владельцев отсутствовала лицензия на данный вид деятельности. Сам объект относится к категории повышенной пожароопасности и не соответствует строжайшим условиям, необходимым для получения лицензии.
По данным оперативников, за один год работы организаторы подпольного НПЗ получили доход, превышающий 42 миллиона рублей. "Как было установлено, продукция с НПЗ не соответствовала требованиям ГОСТа и реализовывалась на ряде автозаправочных станций Саратова и области", — уточняют стражи порядка.
Вскоре ГУ МВД по Саратовской области накрыло ещё один подпольный НПЗ и обнародовало видеозапись ликвидации подпольного нефтеперерабатывающего завода в Татищевском районе Саратовской области. По мнению саратовских СМИ, возможно, данное предприятие является "филиалом" НПЗ, выявленного сотрудниками правоохранительных органов в ноябре 2013 года в Заводском районе Саратова.
И вот буквально на днях сотрудники УМВД России по Саратову обнаружили ещё один подпольный нефтеперерабатывающий завод теперь уже на территории Ленинского района.
Мне кажется, что это не последний обнаруженный объект такого профиля, думаю, наши правоохранители продолжат работу в этом направлении.
И это очень позитивные сдвиги в работе нашего ГУ МВД под руководством генерала Аренина С.П.
Сейчас в области очень непростая ситуация с финансами, и на этом фоне «теневые дельцы» зарабатывают большие деньги не платя ни копейки налогов в бюджет. А качество производимого бензина, на котором «теневые дельцы» наживали десятки миллионов, вообще не выдерживает никакой критики.
Я решил проанализировать данную проблему и посмотреть есть ли пути её решения.
Среди множества факторов, влияющих на низкое качество топлива на отечественном рынке, есть один довольно устаревший – это деятельность мини-НПЗ.
Дело в том, что устаревшие технологии и оборудование обусловливают малую глубину переработки нефти даже на крупных заводах – около 55-75% (против 90-96% на НПЗ в развитых странах). Соответственно, чем больше глубина переработки, тем ниже себестоимость нефтепродуктов.
Так, если на НПЗ глубина переработки меньше 50%, то по всем экономическим законам его деятельность не может быть прибыльной. Зато, мини-НПЗ с глубиной переработки чуть в 40% прибыльно работают.
Во-первых, практически все мини-НПЗ работают вне закона: не стоят на учете в налоговой, не платят НДС и акциз, за ними не следят экологи.
Во-вторых, мини-НПЗ работают преимущественно с использованием сырья, либо незаконно добытого, и за это не уплачены налоги, либо фактически украдено из магистральных трубопроводов, поставляющих нефть на крупные отечественные НПЗ.
Живучесть мини-НПЗ объяснить несложно. Они работают «под крышей» разного уровня чиновников и возможно даже в погонах. Именно из-за этих «крыш» проверки крайне редко обнаруживают подпольные НПЗ.
Надо быть просто слепым, чтобы не увидеть прямой связи между деятельностью мини-НПЗ и кражами нефти. Несложно подсчитать, что после закрытия таких вот мини-НПЗ, нефтедобывающая отрасль существенно выиграет.
Соответственно, будут уплачены налоги, акцизы, а это в свою очередь – существенное пополнение областного бюджета. Другая проблема бурной деятельности мини-НПЗ – качество топлива, которое они производят.
Нужно понимать, что мини-НПЗ – это примитивная форма переработки нефти. В результате их работы получается 40% суррогатных нефтепродуктов и 60% мазута. Если провести аналогию по качеству топлива мини-НПЗ, то его можно сравнить с суррогатом, который бы выходил из своеобразного самогонного аппарата.
Мини-НПЗ располагают оборудованием только для атмосферной перегонки нефти, которая позволяет получать бензин с октановым числом 50-60 и возможностью его повышения максимум до 80 за счет применения добавок.
В итоге эта «бодяга» оптом продается как Аи-95 или Аи-92 по ценам ниже среднерыночных. Считается, что потребителями, а значит, и «жертвами» продукции мини-НПЗ является исключительно сельхозпредприятия, АТП, ремонтно-строительные управления. Это не так. На практике много случаев, когда низкие цены «бодяги», попадающей с мини-НПЗ на АЗС, привлекают частного потребителя.
Что потом происходит с двигателями автомобилей после знакомства с таким топливом, думаю, объяснять не надо. Кстати очень интересно бы было проследить цепочку сбыта данной продукции. Как же решить эту проблему?
25 февраля по этому вопросу достаточно жестко высказался губернатор Валерий Радаев.
Глава региона привел данные статистики ВЦИОМ. Согласно им, в течение последних трех лет 59% российских автовладельцев на практике сталкивались с низким качеством бензина и дизельного топлива. По словам Губернатора, незаконно организованный бизнес приводит к обогащению представителей криминальной среды и оказывает негативное влияние на экологию – почти каждая несанкционированная врезка влечёт за собой разлив нефти и последующие затраты на ликвидацию загрязнения.
«В борьбе против криминального нефтяного бизнеса полумеры недопустимы. Мы полностью осознаём значимость проблемы, и, следует отметить, что правоохранительные органы и сами нефтяные компании развернули жёсткую борьбу против нелегалов», – подчеркнул Валерий Радаев.
Главным залогом успеха в этом процессе станет выявление и неотвратимость наказания определенных чиновников разного калибра, которые по совместительству выполняют функцию «крыши» и даже собственников для нелегальных мини-НПЗ.
Второе возможное решение проблемы легализация, лицензирование и прозрачность деятельности мини-НПЗ.
Уверен, что после реализации этих шагов положительный результат не заставит себя ждать – рентные платежи, акцизы и другие налоги, которые существенно наполнят бюджет области.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|