Новый век 1
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

 "Мы думали война - она ненадолго".

 

- Раиса Андреевна, в какой семье Вы росли?

- Семья у меня была небольшая: папа -  Андрей Иванович, мама - Ольга Петровна и сестра - Елена Андреевна (она в 1915 году родилась, дожила до 90 с половиной). Ещё у меня был брат Сергей Андреевич (он с 1913 года).  Жили мы очень бедно, голодали, папа зарабатывал тем, что валял валенки. После войны у меня родилась дочь Нина, а у Лены, сестры моей, детей не было. И мы жили с ней. Мы никогда не ссорились, всегда очень любили принимать гостей. Сестра моя три класса кончила, она пограмотнее меня была. Бывало, смотрит телевизор, всю политику прослушает, всех артистов просмотрит, потом мне рассказывает.

- Как Вы заработали свои первые деньги?

- На элеваторе, мама меня ещё за ручку туда водила. В семье был такой порядок, что всё, что ни заработаешь – несёшь отцу, а уж он решает, на что потратить заработок. В первую очередь отец всегда одевал старшую сестру. Отца все слушались, как он сказал – так мы и делали. Вот сказал: «Надо купить Ленке то-то», - всё. Рая уже рта не разевает.

- Как Вы узнали о том, что началась война?

- По радио. Мы плакали. А потом собрались на митинг с флагами, чтобы Гитлер от нас отстал. Мы думали война – она ненадолго.

- Какие у Вас самые яркие воспоминания о войне?

- Мы ехали в Смоленск на поезде. А потом поезд остановился, а дальше дороги нет! И шли пешком пятьсот километров. Идём, нам команду дают - не брать ни кусочка хлеба, ничего. Немцы же всё травили. А пить-то хочется! А есть-то хочется! Пешком шли, ноги стёрли в кровь, босиком; плесневелый хлеб валяется, консервные банки валяются. И так, думаем, умирать, и так. Тайком из лужи попили воды, закусили плесневелой корочкой потихоньку и дальше пошли. Военный взвод был! Я на первом взводе была и на втором была. Жили в вагонах: сыро, тучи комаров.
Раз я сидела пять суток! За одну девушку заступилась, а наш помощник командира взвода доложил. Командир зашёл и говорит: «На кого я надеялся, никогда она ничего не получит. Это Ховрачёва Раиса». Я голову так подняла и спрашиваю: «За что?». «Заступилась!».

Долго мы в одном селе стояли, по-моему, недалеко от места, где наши Ригу брали. Я лазила на сарай посмотреть – но ничего не было видно: огонь! дымище!

- Отличалось ли то, что передавали по радио, от действительности?

- Нет, все настроения, все события – всё так и было. Передавали: «Русские не сдаются!» А сколько наши оборону держали! Даже горстка людей – они не сдавались, до последнего бились.

- Где Вы встретили Победу?

- Война для меня закончилась в Елгаве. Это в Латвии. Все плакали, ликовали, нас переполняло чувство гордости за советский народ.

- Что было после войны?

- Война кончилась - нас сразу в Германию. Мы там ремонтировали правительственный какой-то поезд. И на каждом пикете военных двое и нас двое стояло, чтобы не смотрели, как поезд идет. А как прошёл поезд этот, всех военных поснимали, немножко походили вдвоём и всё – по одной. Идёшь и дрожишь от страх -  немец едет, выйдет, да в кочегарку тебя и бросит. Как-то девчата мне и говорят: «Райка, ты куда собираешься?».  Я говорю: «Да ну куда ж, на смену». «Ложись и спи! Нечего идти, а то, - говорят, -  доходитесь» …

- Как война коснулась Вашей семьи?

- В моей семье никто не погиб, никто не был на фронте. Малой кровью мы обошлись. Только меня забирали- дома горе было. Наши сидели и почтальона выглядывали, нет ли треугольничка с фронта.

- Как Вы относитесь к военным медалям, званиям, удостоверениям?

- На кой оно мне нужно – удостоверение? На кой она мне нужна – медаль? Да это не одна я так думала, это многие так говорили. Удостоверение я не брала до 1993 года. Мне позвонили, чтобы я за медалью пришла – а я не ходила. А вот подружка моя – она прямо на фронте была – та вообще ничего не взяла.

- В чём секрет Вашего долголетия?

- Во-первых, в уходе. Во-вторых, в полном спокойствии. В-третьих, я никогда ничем не злоупотребляла. В-четвёртых, в детях –  это же счастье. Моя дочь всё бросила ради меня. Она за мной ухаживает. А ещё, я всегда была очень крепкая физически. Для меня поднять мешок сахара было -  раз плюнуть. Когда работали в совхозе, мы, четыре женщины (без мужиков), за один день разгружали два вагона угля. И такое было. Я считала, что грузить булыжники в карьере – лёгкий труд.

- Осталось ли в жизни что-то, что Вас до сих пор удивляет?

- Я не выхожу на улицу, дальше лавочки не могу пройти. Но я смотрю телевизор. Всё, что происходит в мире, меня удивляет. Я многого сегодня не понимаю.

- О чём Вы мечтали в юности? О чём мечтаете сейчас?

- Всю жизнь я мечтала наесться досыта хлеба. Да я и сейчас не могу привыкнуть, что всего в достатке. А сейчас я мечтаю хотя бы выйти на улицу, хотя бы посмотреть, как наш город преобразился. Мне позвонили из социального обеспечения и спросили: «Где хочу день Победы отметить: в Москве, в Саратове или в Калининске?».  А я заплакала и говорю: «На койке». Я мечтаю, чтобы у меня была квартира хорошая, с удобствами, а то тяжело мне без удобств-то жить.

- Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь посетителям сайта «Лица Губернии».

- Мирного неба над головой и счастья.

Беседовала Дарья Валеева

 

 

Ховрачёва Раиса Андреевна
Ховрачёва
Раиса Андреевна

Ветеран Великой Отечественной войны, награждена медалью «За победу над Германией» и значком «Фронтовик»; долгожительница (25 мая 2011 года ей исполнится 90 лет).

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
Письмо в редакцию         15.12.2025
0.15489912033081