РЕОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛ МАРКСОВСКОГО РАЙНА
Состоялось совместное рабочее заседание трех профильных комиссий районного Собрания. Речь шла о вынесении на очередное заседание районного Собрания вопроса о реорганизации нескольких сельских школ путём их ликвидации, как юридических лиц, с последующим присоединением их в качестве филиалов к более крупным сельским школам. Явка была слабоватой, присутствовали семеро депутатов и приглашенные лица. Отсутствовал председатель комитета образования администрации ММО.
В предварительном докладе отмечено, что идёт процесс повсеместной урбанизации всех сторон жизни, стремительно изменяются экономические и финансовые отношения, и это диктует поиск новых подходов к организации различных сфер жизни, в том числе образования. К качеству обучения в сельских школах имеются определенные нарекания, поэтому требуется сложный поиск путей его повышения с привлечением экспертов. Конечно, никто не покушается на основополагающие принципы существующей системы образования (доступность, бесплатность и пр.). Но ещё далеко не ясно, какие могут быть последствия предлагаемой реорганизации. Прозвучали не подкрепленные какими либо серьезными гарантиями обещания, что не планируется ежедневная перевозка школьников в головную школу, в реформируемых школах не будут расформировываться существующие классы, будут сохранены педагогические коллективы, не будет никаких сокращений и увольнений и ни одна школа не будет закрыта.
Не совсем понятно, почему благодаря предлагаемой реорганизации ожидается повышение финансирования и улучшение материально-технической базы малых школ. И уж совсем странным прозвучало утверждение, что, благодаря этим мероприятиям, школы будут избавлены от опасности быть закрытыми. Остается под вопросом взаимозаменяемость педагогов, так как в головных школах, также как и в малых ощущается сильная нехватка профильных учителей. Малые школы лишатся хозяйственной самостоятельности, что, безусловно, добавит конфликтных ситуаций и, следовательно, проблем и головной боли директорам укрупняемых школ.
Пока не ясна позиция прокуратуры в этом вопросе, которая, в разрез с требованием Устава района, вообще усомнилась в необходимости вынесения решения о реорганизации школ на заседание представительного органа.
Депутат К. Чернова отметила, что по-прежнему остался без четкого ответа вопрос – в чем заключается смысл и необходимость предлагаемой реорганизации и почему это обязательно должно привести к улучшению финансирования и повышению качества образования?
Глава района Д. Романов обратил внимание на то, что некоторые родители просят организовать доставку старшеклассников в более крупные школы, в связи с негативной демографической обстановкой для некоторых школ существует опасность потери статуса и превращения мелких школ из средних в основные и из основных в начальные. Предлагаемая же реорганизация позволит спасти само существование мелких очагов образования. Конечно, слабые филиалы будут ухудшать средние показатели успеваемости головных школ, но это заставит директоров заняться отстающими. Правда, остался без ответа вопрос – а что мешало комитету образования заняться слабыми школами ещё до реорганизации?
Депутат В. Есин высказал мнение, что видит в реорганизации здравый смысл, все споры идут лишь о вывеске («школа» - «филиал»), а депутат К. Чернова является всего лишь «рупором» возникших противоречий. А вот здесь возникает вопрос: «Кем же должен быть депутат, как не рупором людей? Да он просто обязан озвучивать мнение рядовых жителей и настаивать на обязательном учёте их мнения. На то он и депутат!
Депутат В. Болдырев справедливо отметил, что ему не ясно - как будут формироваться бюджеты филиалов? Не получится ли, что директора головных школ будут действовать по принципу «своя рубашка ближе к телу»? Зная, что хотя жители «Против», но считая, что для пользы дела лучшим вариантом будет «За», депутат В. Болдырев высказал мнение, что он будет выступать против мнения избирателей, то есть «За» реорганизацию. А слабо ему было бы провести среди избирателей разъяснительную работу, ещё раз провести независимый опрос? Не следует думать, что депутат самый умный, и избирателям не понять проблемы. Теперь жители сёл будут пребывать в уверенности, что с их мнением даже депутаты считаться не желают.
Предварительные опросы жителей сёл показали, что не все были «Против», но и далеко не все были «За». Понятно, что любое самое мудрое решение всегда имеет не только своих ярых сторонников, но и не менее ярых противников. Любое самое плохое решение также встречает множество самых различных мнений. Наблюдение за проводившимся опросом показало плохую подготовку к его проведению, что не могло не наложить соответствующий отпечаток на его очень противоречивые результаты.
В моём понимании напрашиваются следующие выводы:
- молодые специалисты, и вообще молодежь, явно не торопятся в село, люди бегут из села, и никакая реорганизация школ это явно наблюдаемое умирание сёл, по-видимому, уже не остановит;
- хотя вслух вопрос о закрытии каких-либо школ не озвучивается, но, по мнению жителей сёл, реальная опасность такого поворота событий реально существует, ибо уровень доверия к власти падает, мы видим, что многие реформы проваливаются, и к любым обещаниям люди относятся с определенной долей недоверия;
- хотя жители ряда сёл в ходе независимых опросов проголосовали «Против» реорганизации, их мнение не желающими читаться с мнением людей депутатами учтено не будет; пути избирателей и депутатов давно разошлись; депутаты странным образом присвоили себе право идти против воли избирателей, но сейчас это стало в порядке вещей и никого не удивляет, поэтому слишком часто ручных депутатов не уважают и им не верят;
- учитывая, что не всякая реформа оказывается удачной, остается уповать на удачу;
- всё это является очередной попыткой сэкономить скудные бюджетные средства.
Общее впечатление - глава района на заседании комиссий районного Собрания играл первую скрипку, что является нарушением конституционного принципа разделения ветвей власти, но в наше время это уже почему-то воспринимается как само собой разумеющееся и мало кого волнует…
Здравствуйте!
Сегодня при поддержке федерального центра в области делается все возможное, чтобы дети занимались в комфортных и достойных условиях и имели равные возможности на получение качественного образования.
Мы видим острый дефицит учителей-предметников в сельских школах. Как правило, один учитель ведет по 3-4 предмета и более из разных предметных областей. А это значительно снижает качество образования. Министерством делается все возможное для того, чтобы решить данную проблему – существуют различные программы материальной поддержки педагогов, на прошлой неделе стартовал пробный проект «Живой урок», в рамках которого с ребятами из сельских школ проводят дополнительные онлайн-уроки, и многое другое.
В том числе, одной из мер решения проблемы дефицита педкадров и повышения качества образования является присоединение малокомплектных школ к крупным путем создания филиалов. Подчеркиваю, что в рамках этих мероприятий ни одна школа, даже в отдаленном будущем, закрыта не будет. Дети продолжат обучение в родных селах, а среди педагогов разовьется здоровый дух конкуренции, стремление совершенствовать своё образование, взаимозаменяемость и взаимовыручка.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|
16.02.2022 в 21:07