17.01.2014, 11:52
Блог Владимира Фадеева
Поделитесь с друзьями:
|
Парламентские расследования как инструмент в борьбе с коррупцией
Справка
ПАРЛАМЕНТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ: одна из форм осуществления контрольных полномочий парламента (см. Парламентский контроль). П.р. проводятся в случаях, когда необходимо изучить события и обстоятельства, представляющие большую общественную и государственную значимость, в том числе связанные с предполагаемыми нарушениями законодательства и высшими должностными лицами государства. Действенность П.р. достаточно велика, их следствием может стать наступление политической ответственности государственных органов или должностных лиц, а в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством, привлечение последних к административной или уголовной ответственности. Тем не менее, недостаточная полнота законодательного регулирования П.р. в ГД приводила и приводит к многочисленным трудностям в работе членов парламентских комиссий по расследованиям.
Важной проблемой в нашем регионе является организация контроля со стороны законодательных органов власти и граждан за деятельностью правоохранительных органов и других силовых структур.
Следует вспомнить, что традиционно в России, а позднее и в СССР, существовал сильный и эффективный партийно-государственный контроль над функционированием исполнительной власти, в том числе и за деятельностью правоохранительных органов.
Сейчас же нормы и традиции советской модели контроля над ними утратили свои прежние позиции, а создание нового контрольного механизма явно запаздывает. Его формирование должно начинаться с регионов, парламентами муниципалитетов при активном участии общественности.
Как показывает зарубежный опыт и анализ действующего российского законодательства, контроль со стороны государства, общества и личности за деятельностью правоохранительных органов может быть достаточно эффективным лишь при соблюдении комплексного подхода к его организации. Функционирование правоохранительных органов любого региона должна строиться в строгом соответствии с Конституцией и иными законодательными актами, на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому в 2005 г. Президент РФ рекомендует не «ввести», а «утвердить» законом процедуру парламентских расследований.
В то же время, есть достаточные основания полагать, что принятый закон не в полной мере способствует повышению качества осуществления законодательной функции и усилению контроля над соблюдением прав человека и деятельностью подконтрольных субъектов.
Прежде всего, в связи с недостаточной полнотой законодательного регулирования. На общефедеральном уровне отсутствуют рамочные нормы о парламентских расследованиях на уровне субъекта РФ.
Но сложно вычислить хотя бы какую-то эффективность того закона, который ни разу по сути дела на практике и не применялся. А нужно заметить, что закон о парламентском расследовании вступил в силу в конце 2005 года.
В феврале текущего года в Госдуме решили рассмотреть предложения о повышении эффективности этого закона. Думаю, что в первую очередь должен быть изменен механизм инициирования этого самого расследования, причем не, просто инициировать, как это делается в ряде других стран, а, проводить парламентское расследование.
Необходимо создать парламентскую группу, которая будет этим заниматься, а правоохранительные органы в свою очередь будут полностью подотчётны этой группе, в состав которой необходимо привлекать общественников.
Вообще, депутаты должны проводить расследования для выявления системных недостатков, по фактам грубого и массового нарушения прав человека или финансовой дисциплины различными госорганами либо по обстоятельствам техногенных и природных катастроф.
Я считаю, что закон о парламентском расследовании может быть использован как один из способов борьбы с коррупцией.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|