24.01.2014, 15:10
"Предвыборные обещания", наверно, каждый житель Саратовской области ощутил на себе «волшебную силу» этого выражения.
Поделитесь с друзьями:
|
Перед любыми выборами кандидаты в депутаты нас заваливают обещаниями: починить дороги, поставить детскую площадку, отремонтировать подъезд и многое другое. И почти всегда мы доверяем этим обещаниям, «голосуем сердцем». В итоге, по мнению большинства избирателей всё оказывается несбыточными речами. А попадая в думы разного уровня, наши избранники быстро забывают про обещанное и, пользуясь новым статусом, начинают решать вопросы далёкие от народа.
Я считаю, что сегодня настало время, и появилась возможность изменить существующую несправедливость:
путём создания института «народного контроля» и наделения его полномочиями лишать депутатов мандатов.
Экономический ущерб для общества от пустых обещаний слуг народа на много порядков превышает расходы на выборы. Депутатов нужно лишать мандатов сколько бы раз это не происходило. Безусловно, политическая борьба обострится. Но никто кандидатов не заставляет брать на себя неисполнимые обязательства. Всё должно быть предельно честно в отношении избирателей.
Возникает вопрос о том, могут ли избиратели повлиять на «слуг народа», и, в случае откровенного неисполнения своих обещаний, данных избранников, за которых они голосовали, возможно «выбирая сердцем», отозвать или им остается только дожидаться следующих выборов?
Существует несколько способов выразить недовольство работой депутата и пожаловаться на него:
- в партию, по федеральным спискам которой он попал в думу и в том случае, если ответ представителей партии вас не устроил, то жаловаться необходимо председателю думы;
- в Министерство Юстиции РФ, т.к., согласно п.30.10 ст.7 Указа Президента РФ «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации», именно МинЮст осуществляет контроль над деятельностью партий;
- в том случае, если в действиях депутата содержится состав уголовного преступления, необходимо написать жалобу в следственный комитет Российской Федерации.
Но, к сожалению, на сегодняшний день, как показывает практика, все эти меры недостаточны и не приводят к отзыву мандата у депутата, за исключением единичных случаев связанных с обращением в СК.
На постсоветском пространстве выражение "предвыборные обещания" чаще употребляется в негативном контексте, в связи с их неисполнением. Сейчас же периодически звучат призывы и предлагаются конкретные законодательные инициативы, предусматривающие даже введение ответственности за невыполнение предвыборных обещаний, а также попытки привлечь политических деятелей по нормам существующего на данный момент законодательства.
Само понятие "предвыборные обещания" пока остается предельно размытым, а обозначаемые им положения предвыборной программы и заявления относятся больше лишь к средствам предвыборной агитации, а не к юридически значимым нормам, обозначающим полноценную гражданско-правовую сделку, а именно обмен голоса избирателя на обязательство кандидата выполнить достаточно конкретные действия (добиться конкретного результата или не допустить определенных последствий).
Следует отметить, что невозможность привлечь избранное лицо к ответственности (неприкосновенность депутата) за его действия или бездействия в рамках срока действия полномочий является одним из основных современных демократических стандартов, что усложняет введение механизма ответственности за неисполнение предвыборных обещаний.
Механизмом, позволяющим проконтролировать выполнение определённых обещаний, является императивный мандат в форме обязательных к выполнению наказов избирателей.
Справка: ( В РФ императивный мандат характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата.)
Сейчас в большинстве стран мира императивный мандат отсутствует, декларируется, что депутат руководствуется только совестью и своими внутренними убеждениями, а процедура отзыва депутата отсутствует. Кроме того, использование императивного мандата невозможно при пропорциональной избирательной системе: избиратели голосуют по партийным спискам, поэтому связать какого-то одного депутата личной ответственностью не представляется возможным. Вообще история не знает случая, когда депутат какого-либо уровня был отозван своими избирателями, хотя попытки такие были.
Я считаю, что у каждого кандидата в депутаты должна быть предвыборная программа. «Программа минимум» - обязательная для исполнения кандидатом.
В случае, если победивший кандидат в некий установленный период исполнения своих полномочий не достигает целей (не выполняет мероприятий), изложенных в «Программе минимум», то должна инициироваться процедура отзыва мандата депутата. Для реальной оценки работы депутата, декларируемые в предвыборных программах цели (мероприятия) должны поддаваться однозначному измерению и контролю.
Считаю, что для оздоровления нашего общества и института депутатства в целях улучшения функционирования аппарата власти, необходимо предоставить гражданам контроль за депутатами, путем введения доступной системы отзыва депутата, предоставления права объявления недоверия конкретному депутату (причем неважно по какой системе он был избран). Это можно сделать, к примеру, путем создания из независимых от власти представителей общественных движений и организаций, на базе набирающего влияние ОНФ. Выработанный механизм должен быть разъяснен обществу в полной мере. Данные действия станут реальным проявлением построения демократического, и правового общества, а также простимулируют создание различных общественных объединений, которые и станут фундаментом построения гражданского общества в России. В разработке этого института должны принимать участие общественники, профессиональные юристы и крупные независимые политические деятели, в случае если этот механизм начнёт работать, мы получим: положительную имиджевую составляющую института депутатства и снижение оппозиционного настроения граждан.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|