18.02.2014, 12:40
Блог Владимира Фадеева
Поделитесь с друзьями:
|
Почему люди старшего поколения с ностальгией вспоминают советскую колбасу.
Да ничего особенного, сущий пустяк — просто колбасу делали из мяса!…из нашего отечественного мяса!
Ни для кого не является секретом, что ни один продукт в советском обществе, особенно, если можно так выразиться, в позднем советском периоде, не имел такого социального и культурного значения, как колбаса. Это был не просто продукт, а своего рода символ советского строя.
Рецепт колбасы «Докторская» советского времени, например, имел статус «поправки народного здоровья» был выверен до мелочей: в 100 кг колбасы содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока.
А что же происходит сегодня?
Чем кормят импортную скотину, которая сейчас на 95% является сырьем для отечественных колбас, и сколько она скиталась по холодильникам разных стран и континентов, прежде чем попасть в Россию, простым смертным неведомо.
Тем не менее благодаря нашим отечественным умельцам и достижениям химического производства колбасы «потрясающе пахнут мясом», а высокая цена и вовсе не оставляет сомнений у покупателей, что «они — настоящие».
Мясо «второй свежести»
Кроме убытков для экономики России в использовании нашими переработчиками импортного мяса, существует также проблема его качества. Мясное сырье, не прошедшее надлежащего контроля, вполне может быть заражено опасными болезнями.
Например, мясо из США запретили к ввозу в прошлом году из-за содержащегося в нем рактопамина.
Чем он так опасен?
Это вещество, которое используется в животноводстве, в качестве кормовой добавки для увеличения мышечной массы животных. Под влиянием рактопамина животное наращивает мышечную массу, при этом количество жира не увеличивается и мясо получается постным. Разрешено к применению в США, Канаде, Мексике, Бразилии и еще в 20 странах. Запрещено в 160 странах, в том числе в странах Евросоюза, в России и Белоруссии, в Китае и на Тайване.
Рактопамин – исключительно ветеринарный препарат, он не предназначен для употребления его человеком. Но это вещество остается в мясе животных, которых кормили рактопамином. Воздействие рактопамина на человека еще досконально не изучено, хотя ученые утверждают, что он может вызвать отравление, тахикардию, мышечные спазмы, повышение артериального давления. Противопоказано людям с заболеваниями сердечнососудистой системы.
По информации Федеральной службы Россельхознадзора, в конце января 2014 года, в связи с регистрацией вспышки африканской чумы свиней, произошло изменение статуса Евросоюза, который теперь не может обеспечить безопасность поставок продукции свиноводства на территорию России. Те перерабатывающие предприятия, которые в значительной степени зависимы от поставок свинины и продукции свиноводства из европейских стран, в настоящее время находятся в сложном положении, спад производства потеря прибылей.
Буквально недавно мясопромышленники из Саратовской и Волгоградской областей обратились к главе государства с просьбой оказать содействие в разрешении "катастрофической ситуации" по их мнению, а именно: в возобновлении поставок свинины из Европы.
По информации ведущих Саратовских СМИ, свою подпись под петицией поставили топ менеджеры одного из крупнейших концернов области, ранее заявлявшего об использовании сырья исключительно отечественного производства.
Так что же, получается, значит, наши производители попросту вводили в заблуждение потребителя по поводу сырья?
Думаю, прибыль заботит наших «колбасопроизводителей» гораздо больше, нежели патриотизм и здоровье граждан.
Вероятно, страх потерять огромные «барыши» и заставил их обратиться к президенту. Они объясняют это тем, что свиньи российского происхождения отличаются плохим генетическим качеством и низким индексом «мясности», высокой ценой, а местные объёмы неспособны загрузить даже трети их производственных мощностей. Не исключено, что есть какай-то другая причина, о которой они умалчивают, и кроется она вероятно в финансовой плоскости, но тогда о ней должны рассказать общественности и сами производители, и чиновники областного министерства сельского хозяйства.
Импорт целого ряда товаров в России обложен пошлинами. Неудивительно, что параллельно официальным каналам развиваются «серые» и «черные» схемы ввоза, в особенности это касается импорта мясного сырья. Неконтролируемые потоки контрабанды ставят под удар безопасность потребителей и реализацию нацпроекта «Развитие АПК».
Да действительно, пока что мы не производим говядину в достаточном количестве и того качества, в котором нуждаются перерабатывающая промышленность и розничная торговля. В настоящее время в России также большой дефицит качественной свинины.
Возможно, предприятиям первичной переработки действительно в данный момент и в сложившихся экономических условиях выгоднее перерабатывать импортную свинину, чем более доступную по цене отечественную.
Даже несмотря не только на более высокую цену, но и на дополнительные транспортные, таможенные, ветеринарные и другие проблемы, возникающие при закупках свинины за границей.
В чем причина?
Содержание мышечной ткани в свиной туше может очень отличаться у разных животных. И кроме полноценного красного мяса в туше есть части, которые имеют низкую или нулевую цену продажи. Именно процентное содержание мышечной ткани и малоценных частей влияет на себестоимость мяса.
Импортные свинина имеет лучшее генетическое качество, т.е. выход мышечной ткани у неё выше, чем у российской.
Справка: В Дании выход мышечной ткани свиней в среднем достигает 64 %, в Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Бразилии − до 58 %, в Польше, Литве, Венгрии, Чехии − до 53 %. В России в данный момент свиньи из лучших откормочных комплексов дают выход до 51 %. А зачастую, не более 46 %, свиньи из небольших откормочных предприятий отличаются выходом мышечной ткани вообще до 42 %, а у животных из частного подворья, не достигает и 35 %.
Именно потому, что свиньи российского происхождения отличаются неприемлемым с точки зрения переработчика генетическим качеством и низким индексом мясности, предприятия первичной переработки вынуждены закупать импортное сырьё, несмотря на связанные с этим дополнительные расходы и трудности. Есть ли решение для этой проблемы?
Один из вариантов решения может быть таким.
Если учитывать, что на себестоимость бескостного мяса напрямую влияет содержание мышечной ткани в туше, то введение прямых дотаций или дополнительной оплаты непосредственно свиноводам за увеличение этого показателя в каждой отдельной туше, будет стимулом для разведения животных именно того качества, которое нужно переработчикам.
Деньги, необходимые для выплат, можно взимать в виде акцизов с предприятий, которые осуществляли убой этого скота. Величина акциза и дотаций определяется разницей между себестоимостью произведенного мяса и его рыночной ценой с учетом мер государственного регулирования (квотной политикой и таможенной пошлиной на импортное бескостное мясо).
Справка: Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердила квоты на импорт мяса в Таможенный союз в 2014 году. Так, в соответствии с решением ЕЭК, квота для Российской Федерации на ввоз говядины в 2014 году составит 570 тыс. тонн (530 тыс. тонн замороженной и 40 тыс. тонн охлажденной говядины), свинины – 430 тыс. тонн (в т.ч. свиного тримминга – 30 тыс. тонн), мяса птицы – 364 тыс. тонн (в т.ч. мяса индеек – 14 тыс. тонн).
Таким образом, квоты остались на уровне 2013 года.
Такая адресная поддержка − мощный стимул для эффективной работы. Чем выше индекс мясности (его определение с помощью специальных приборов уже стандартизировано), тем ниже себестоимость мяса, и тем больше будет размер государственной выплаты на данную выращенную свинью.
Наконец, реализация адресной поддержки позволит получать достоверную информацию о количестве и качестве выращенного и направленного на убой скота, что послужит дополнительным рычагом регулирования роста и развития мясной отрасли.
Вытеснение импорта не должно становиться самоцелью – необходимо достичь конкурентоспособности отечественной продукции и максимально полно удовлетворять потребности перерабатывающей промышленности и населения.
Предприятия Саратовской области по производству свинины наращивают свои мощности, но для решения всех проблем этого недостаточно.
По моему мнению, сегодня назрел момент, когда необходимо на региональном законодательном уровне ввести специальную квоту для всех областных промышленников переработчиков сельхозсырья, обязывающую их закупать определённый процент сырья местного производства (скажем 30-50%), причём распространить это не, только на мясную промышленность, но на молочную, птицу и т.д. Только так мы сможем поддержать нашего производителя сырья, стабильный сбыт даст мощный стимул для развития, фермеры, зная о гарантированном сбыте, смогут спокойно кредитоваться и вкладывать средства в развитие. Единственно, что необходимо это кроме квот, так же законодательно, устанавливать ценовой коридор, дабы избежать неоправданного завышения цен фермерами.
Не лишним будет здесь привести слова Председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Николая Васильевича Панкова из недавнего интервью СМИ: «Мы не имеем права подвергать опасности здоровье наших граждан. Поэтому надо создавать условия для наших аграриев для производства безопасной продукции»
Я сторонник того, чтобы наши предприятия все-таки как можно больше использовали местного сырья, а в идеале на 100%.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|