28.03.2014, 12:00
Блог Владимира Фадеева
Поделитесь с друзьями:
|
Наступила весна, и разговоры на тему грязи в нашем родном городе с приходом тепла становятся особенно популярными. Как впрочем, и разговоры о состоянии наших дорог. Горы мусора - привычная картина практически для всех районов города, особенно весной. Не говоря уже об ужасном состоянии дорог. В народе ходит такая шутка: «в Саратове весной, вместе со снегом сходит и асфальт».
Территория Саратова разделена на шесть районов, каждый их которых имеет свои индивидуальные особенности. Состояние практически всех районов, мягко говоря, далеко от совершенства. Объективно, этой весной лучше других выглядит Фрунзенский, возможно это связано с новым руководством района, а возможно потому, что это центр города и здесь всё происходит оперативно. Чего не скажешь о других районах города, там ситуация значительно хуже. Хроническая запущенность территорий районов повторяется из года в год, а причиной тому неэффективная устаревшая система управления, которую необходимо менять.
По моему мнению, укрупнение районов позволило бы городу сэкономить бюджетные средства за счет сокращения штата чиновников. Очевидно, пришла пора оптимизировать и упрощать систему управления в Саратове. К тому же чем меньше будет бюрократов, тем меньше злоупотреблений, укрупнение районов даст не только значительную экономию бюджетных средств, но и повысит эффективность общей системы управления.
Я считаю, что целью реформы местного самоуправления должна стать, не сокращение штатов, а оптимизация бюджетного финансирования муниципальных образований для эффективного исполнения полномочий.
Необходимо идти по пути укрупнения районов, но делать это осторожно, что бы не нарушить главный принцип местного самоуправления шаговой доступности власти. Сейчас у нас 6 районов, например из них можно сделать три округа проводя границы заново. Фрунзенский район, например, можно объединить с Кировским, Октябрьский с Заводским, а Ленинский с Волжским. Получится три округа «Центральный», «Железнодоржный» и «Промышленный».
Естественно это повлечет изменения в выборности депутатов, естественно это будет укрупнение местной власти. Соответственно будет меньше чиновников, если вместо трех администраций районов будет одна, уже на этом будет более чем ощутимая экономия. Новые округа или укрупнённые районы должны подключиться к процессу формирования городского бюджета.
В своё время по этому пути пошёл Берлин, там тоже укрупнили районы. В Берлине сделали очень важную вещь - местные районные собрания депутатов рассматривают части бюджета, которые относятся к их району, такой "предпроект бюджета". Там бюджет имеет два уровня - общегородские программы, и местные программы, причем адресные.
И предложения по местным программам вносят вот эти районные собрания. Конечно, это не означает, что берлинские депутаты принимают эти предложения в неизменном виде, скорее наоборот - почти всегда они сильно корректируются. Но все, же какие-то базовые вещи берутся именно из этих муниципальных предложений.
Это логично: кто лучше знает ситуацию на местах, чем муниципалы? Это как раз пример действия принципа субсидиарности. Вот эти два принципа и являются ключевыми – укрупнение и участие муниципальных депутатов в бюджетном процессе в отношении своих районов.
Я хоть и являюсь приверженцем укрупнения, тем не менее, существует и другая противоположная точка зрения, и о ней тоже необходимо сказать несколько слов.
Во-первых, значительно «увеличатся расстояния, которые придется преодолевать саратовцам по пути к власти». Во-вторых, возможна неразбериха в сфере ЖКХ. Будет меняться количество ЖЭКов и УК и их подведомственная территория, поначалу саратовцы даже не будут знать, кто их обслуживает.
А если учесть, что и сейчас качество этих услуг не на высшем уровне, то после укрупнения оно еще больше снизится. Кроме того, саратовцев будут ждать перерегистрации места жительства, очереди в паспортные столы, пенсионные фонды, предпринимателям придется проходить процедуру перерегистрации и перезаключать договора аренды и т.д. Так что укрупнение районов повергнет город во временный хаос.
Я приводил пример Берлина с укрупнением районов, а вот в других европейских странах наоборот наметилась тенденция к децентрализации городов и расширению инициативы местных общин. Есть мнения что децентрализация – лучший метод муниципального управления. В Мадриде, например, при населении в 3 млн. – 21 район, в Париже проживают 2 млн. горожан, и там существует 20 муниципальных округов.
Городское самоуправление Лондона вообще имеет достаточно сложную структуру. Оно имеет два яруса - первый это городское управление, второй - местное. Административно Лондон разделён на 33 района, в число которых входит 32 муниципальных округа, обозначаемых специальным словом боро и Сити. В каждом из округов есть собственная администрация и окружной совет, выборы в который проходят каждые четыре года.
В Сити районной администрации нет, но в районе существует традиционный орган власти - Лондонский муниципалитет, практически без изменений сохранившийся ещё со средних веков. Кроме того, в Сити существует собственная полиция, независимая от городской.
Цель руководства этих городов – сделать жизнь жителей максимально комфортной. У нас, зачастую, к сожалению, все наоборот.
Все мнения по поводу реформы МСУ, укрупнения или дробления имеют место быть и это закономерно.
И всё же я считаю что МСУ, безусловно, нужно, и его роль должна повышаться и расти. Местное самоуправление должно согласовывать большую часть районных бюджетов, влиять на благоустройство, образование, медицину. В основном всё, что беспокоит жителей - это вещи достаточно известные, и для того, чтобы ими заниматься, не нужно плодить районы-муниципал
В заключении хочется отметить очень важный момент в такого рода реформе.
Объединение внутригородских районов должно осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов либо с помощью референдума, либо с помощью публичных слушаний. Главное не сделать самоцелью — объединить районы любыми способами. Важно, чтобы это было оптимально и шло на благо жителей.
Источник: Лица губернии
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|