Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

Интервью Ирины Ивановны Блохиной для альманаха "Лица Саратовской губернии 2011" 

 

- Ирина Ивановна, каких результатов удалось достичь в 2011 году, какие инвестиционные проекты появились в области?
- За 9 месяцев 2011 г. объем инвестиций в основной капитал составил порядка 54 млрд.рублей или 104,2% к соответствующему периоду 2010 года. Отмечается тенденция к увеличению притока иностранных инвестиций. С 2005-2010 годы прослеживается тенденция к увеличению количества инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Если в 2004 году объем иностранных инвестиций составил лишь 3,1 млн. долларов США, то в 2010 году было привлечено 150,5 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций.
По итогам 9 месяцев 2011 года рост иностранных инвестиций в нефинансовом секторе экономики области составил 119,4% (146,0 млн.долларов США) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Эти показатели говорят о том, что российские и иностранные инвесторы по мере реализации проектов, открытия для себя инвестиционных преимуществ Саратовской области готовы наращивать свое присутствие на территории нашего региона.
В 2011 году был дан старт новым инвестиционным проектам в различных отраслях экономики. В октябре был заложен первый камень в строительство завода по производству технических газов компании «Эр Ликид Балаково». Этот завод будет удовлетворять потребности не только металлургического комплекса компании «Северсталь» в г.Балаково, но и снабжать промышленные предприятия Саратовской и Самарской областей.
В июле этого года приступила к реализации инвестиционного проекта ГК «РАМФУД». Они строят в Калининском районе свиноводческий комплекс на 75 000 голов убойного стада в год. Сейчас на площадке будущего свинокомплекса ведутся строительные работы.
Продолжается строительство макаронной фабрики ООО «МакПром» в Балашовском районе. В настоящее время на фабрике ведутся пуско-наладочные работы линий производства макаронных изделий.
ООО «КоПитания» строит свиноводческий комплекс на 10,5 тыс.голов в год в Хвалынском районе. Помимо этого, инвестор планирует построить свиноводческую ферму в Базарно-Карбулакском районе на 100 тыс.голов в год.
В активной стадии реализации находится инвестиционный проект по строительству завода по производству кровельных, гидроизоляционных материалов и мастик ЗАО «РБП» в Саратовском районе.
В топливно-энергетическом секторе завершается реализация первого этапа инвестиционного проекта ООО «ДИАЛЛ-АЛЬЯНС». В рамках первого этапа проекта была введена в эксплуатацию установка комплексной подготовки газа (УКПГ) в Краснокутском районе. В планах компании строительство УКПГ в Озинском и Дергачевском районах.
Компания ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» продолжает строительство металлургического минизавода в Балаковском районе. Международная горно-металлургическая компания «Северсталь» строит на территории Саратовской области современный завод нового поколения, не имеющий аналогов в России. Это один из самых важных для региона инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время.
- В каких объектах, заводах нуждается Саратовская область?
- На сегодняшний день такому крупному, активно развивающемуся городу, как Саратов необходима гостиница международного уровня, новый аэропорт, транспортно-логистические комплексы, современный бизнес-центр с наличием выставочных площадей. Без развития инфраструктуры город не будет привлекательным для бизнеса.
В сельском хозяйстве было реализовано много крупных инвестиционных проектов: в Марксовский район завезен крупный рогатый скот, реализуется проект по выращиванию бройлерной породы овец в Новоузенском районе и многие другие, но полностью потребности области в сельскохозяйственной продукции не покрыты. Например, в регионе есть все возможности для реализации инвестпроектов в области промышленного молочного производства и переработке молока, животноводстве и переработке мяса индейки. Хочу отметить, что в целом задача министерства состоит в том, чтобы привлекать в данную отрасль инвесторов, занимающихся не только производством сельхозпродукции, но и осуществляющих ее глубокую переработку на территории области.
Не занята ниша на рынке производства строительных материалов, производства инновационной продукции. Есть возможности для реализации проектов в области строительства индустриальных парков.
- Расскажите, что делается Правительством области для повышения интереса инвесторов к Саратовской области?
- Я выделю три ключевые проблемы от успешного решения которых зависит инвестиционная привлекательность региона. Первая – административные барьеры. Порядка 900 согласований с инстанциями различного уровня необходимо пройти инвестору. В среднем это занимает от года до трех лет. Это серьезная проблема, которая существенно влияет на имидж региона. Чтобы ускорить эту процедуру мы берем за руку инвестора и вместе с ним проходим по инстанциям и кабинетам. Необходимо на федеральном уровне вносить изменения в законодательство по упрощению прохождения согласовательных процедур при реализации инвестиционного проекта.
Вторая проблема - построение грамотного территориального планирования с учетом потребностей социально-экономического развития региона. Мы неоднократно сталкивались с тем, что инвестор отказывается от реализации проекта в Саратовской области не найдя подходящего земельного участка. Как правило, проблемы возникают с землями, которые находятся в частной собственности. Как только инвестор проявляет интерес к участку, то цена его резко и необоснованно растет. Или же, в случае, если земля находится в муниципальной собственности, то, как правило, инвестору необходимо вкладывать дополнительные средства в строительство инженерной инфраструктуры. Это приводит к удорожанию проекта и появлению дополнительных рисков, которые инвестор не должен брать на себя. Я считаю, что необходимо вносить изменения в земельный кодекс РФ и отдельно прописывать процедуру резервирования, выкупа и предоставления земельного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
И третье, на что я хотела бы обратить внимание – это долгосрочное бюджетное планирование, позволяющее создавать необходимую инженерную инфраструктуру для инвесторов. Необходимо создавать инфраструктурный фонд в Приволжском федеральном округе, в задачи которого входило бы финансирование инженерной инфраструктуры. Хотя бы по тем проектам, которые находятся в активной стадии реализации. С предложением о создании инфраструктурного фонда мы обратились к инвестиционному уполномоченному Приволжского федерального округа Алексею Кубрину.
Я считаю, что должна работать система. Четкая система взаимоотношений между инвестором и государственными органами власти.
 
Справка:
 
«Строительство макаронной фабрики с мельницей и примельничным элеватором в Балашовском районе области» ООО «МакПром». Общий объем инвестиций - 1782,7 млн. рублей.
«Строительство свиноводческого комплекса на 10,5 тысяч голов в год в Хвалынском районе области» ООО «КоПитания». Общий объем инвестиций – 239 млн.рублей.
«Строительство завода по производству кровельных гидроизоляционных материалов и мастик» в Саратовском районе области ЗАО «РБП». Общий объем инвестиций в проект – 1,5 млрд.рублей.
Инвестиционный проект «Обустройство месторождений Западной части Бортового лицензионного участка» ООО «ДИАЛЛ-АЛЬЯНС». Общий объем инвестиций в проект ориентировочно составит более 9000,0 млн.рублей.
«Строительство металлургического минизавода на территории Балаковского муниципального района области» ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково». Суммарный объем инвестиций за период 2008-2013 гг. составит 21300,0 млн.рублей.

«Строительство завода по производству технических газов» в Балаковском районе области ООО «Эр Ликид Балаково». Общий объем инвестиций в проект – 1,2 млрд.рублей.

 

 
Формируем инвестиционную стратегию региона
 
22 октября 2010 г.
О работе министерства инвестиционной политики, проектной системе управления, государственном частном партнерстве и о реформировании системы ЖКХ рассказала глава этого ведомства Ирина Блохина
- Ирина, объясните, почему вы как министр долгое время сохраняли молчание. Некоторые СМИ упрекали вас в этом? С чем это связано?
- Первое - я не молчала. Информацию о нашей работе министерство регулярно направляло всем СМИ. А почему они принимали решение их не печатать - это уже вопрос к ним. Мы всегда открыты и здесь не было с нашей стороны молчания. Все эти 3 месяца, как вы говорите "молчания", я работала.
Мы занимались подготовкой к Межрегиональной конференции "Стратегия социально-экономического развития Поволжья до 2020 года. Программа 2010-2012 годы". Первый этап конференции прошел в Ульяновске, второй, заключительный - в Нижнем Новгороде. Мы готовили наши инвестиционные проекты, делали по ним расчеты, защищали эти проекты в Министерстве регионального развития. Это очень кропотливый, малозаметный, не слишком "пиарный труд. Порядка 50-ти проектов мы согласовали в Москве, из них 10 войдут в программу развития ПФО до 2012 года. Эти проекты мы презентовали в Ульяновске и Нижнем - их оценили премьер-министр Владимир Путин, зампред Правительства Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, председатель Госдумы Борис Грызлов и многие другие. Отдельно был выделен проект по строительству микрорайона "Солнечный - 2". И по итогам конференции он занял первое место в секции "Доступное жилье".
По итогам конференций Саратовская область выглядела вполне достойно, и, можно сказать, ни в чем не уступала лидеру среди регионов ПФО - Татарстану.
Сегодня страна переходит на новую модель развития - проектное управление экономикой, не отраслевое. Это ключевой тренд, по которому будет развиваться страна. Такое направление и мы должны продвигать.
Проектное управление включает в себя грамотное умение структурировать проекты и встраивать их в экономические кластеры развития. Работа интересная, что бы этим заниматься, нужно понимать не только конкурентные преимущества, но и недостатки Саратовской области, чтобы выдерживать требования по инвестпроектам. Выделять все конкурентные преимущества региона.
Сейчас мы формируем инвестиционную стратегию региона, основываясь на результатах той конференции в Ульяновске и Новгороде. Стратегия, в первую очередь, направлена на выдерживание тренда по государственно-частному партнерству (ГЧП), направление которого задает федеральный центр. Отмечу, что федеральный бюджет дефицитный, поэтому государственная поддержка будет минимальной. В связи с чем, необходимо сделать акцент на привлечение внебюджетных инвестиций, чтобы не потерять темп роста инвестиций, а следовательно и экономических темпов роста.
- Какие факторы препятствуют притоку инвесторов в область?
- Приведу 2 примера. Все понимают, что необходимы инвестиции в систему ЖКХ. При разработке инвестиционных проектов в этой сфере нужно принимать во внимание, такой фактор как долгосрочное формирование тарифов. Понятно, что будут небольшие повышения тарифов, но также ясно, что это объективно необходима. Сказать, что повышения тарифов не будет - то же самое что сказать "инфляции не будет". Тарифная политика в первую очередь не должна ударить по карману потребителя, но с другой стороны условия формирования и роста тарифов должны быть адекватны инвестиционным затратам, быть сбалансированными. Возникает вопрос: "Где брать "долгие деньги"? Министерство инвестиционной политики ведет переговоры с крупными банками, которые готовы инвестировать в наши проекты. Кроме того, это негосударственные пенсионные фонды, управляющие и страховые компании.
Другой пример - земельный вопрос, предоставление земельных участков. Необходимо вносить изменения в земельный кодекс, упрощать процедуру передачи земли для инвесторов. Сейчас на федеральном уровне эти вопросы обсуждаются в отношении Земельного кодекса.
Под руководством Александра Жандарова, когда он еще был министром, мы разрабатывали предложения по снижению налоговой нагрузки на инвестора. Тогда это была почти революция, сейчас это в порядке вещей. Все понимают, что для проблемного предприятия такая помощь является "финансовым костылем". А в инвестировании "налоговые каникулы" позволяют быстрее окупить проект и вложить прибыль в дальнейшее развитие компании.
Что значит инвестиционный проект для бюджета - это генерация будущих его доходов. По сути, получается, что министерство инвестиции ответственно именно за это. Многие люди спрашивают: "Где ГЧП, где инвестиции"? Давайте вы будете спрашивать об этом хотя бы через 3 года, потому что экономика - вещь объективная.
Сейчас министерство инвестиции определяет посткризисную модель развития Саратовской области. Прогноз увеличения объема инвестиций за август, с учетом последних данных Росстата, - 118%, с учетом уточняющих данных (индексом дефлятора, который влияет на любой проект) - прирост к ВРП - 105%. В посткризисный период это неплохой показатель. Где-то после 1 ноября мы посмотрим, реальны ли эти прогнозы.
- Основные направления инвестиций в регионе...
- Безусловно - потребительский рынок в широком его понимании, строительство новых торговых центров. По последним показателям, выручка у крупных ритейлеров выросла, хотя общий прогноз отрицателен. Тем не менее, рынок области еще не насыщен в этом сегменте. И естественно, необходимо продолжать развитие рынка услуг, потому что кризис эту сферу практически не коснулся.
Обрабатывающее производство - здесь мы можем рассчитывать на приход новых инвесторов. Ряд крупных инвесторов сейчас рассматривают проекты, но замечу, что для управляющего крупной компанией для принятия решения о реализации проекта необходимо как минимум 6 мес.
И, разумеется, государственно-частное партнерство. Без него не получится рывка, который позволит модернизировать промышленность, особенно при дефицитном бюджете. Ведь главное в этой модели - грамотное управление затратами. Что и отличает его от классических форм госзаказа - государство заплатило, подрядчик выполнил и забыл. И главное для подрядчика - отчитаться о проделанной работе и уйти. А кто ответит за качество?. А в ГЧП - заказчиком является государство и частный инвестор (чистое предприятие). В этом случае инвестор заинтересован в максимальном использовании вложенных средств. А что бы эффективно их использовать - он крайне заинтересован в применении новых технологий, в сотрудничестве со средним и малым бизнесом. Кроме того, государственно-частное партнерство подразумевает прозрачность финансирования - поскольку участвуют крупные банки, которые прямо заинтересованы в возврате денег от вложенных инвестиций.
В качестве примера реализации ГЧП можно привести область ЖКХ. Если объяснять на пальцах - существует система инженерных коммуникаций, которую строили еще в советские времена. Так, например, в Москве применяется такая технология как - в трубу вдувается жидкая "пластмасса", которая обволакивает внутреннюю стенку трубы и предотвращает прорывы. Но срок службы такой трубы - не более 15 лет. Все понимают, что это технологически временное решение. В будущем, все равно необходимо будет проводить полную замену труб и систем коммуникации.
А теперь посмотрим, какое решение предлагает ГЧП. Оператор приходит со своими деньгами и привлекает ресурсы ведущих финансовых институтов, например, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и др. Кстати, сейчас "Сбербанк" принял практику предоставлять долгосрочные кредиты на 12 лет для инфраструктурных проектов, рассматривая возможность снижения ставки, в случае, если сработает институт государственных гарантии.
- Но банковская сфера в кризис пострадала меньше всего?
- Конечно, особенно если учитывать те вливания, которые им предоставили в рамках антикризисных мер. Буквально вчера смотрела позиции - да, они очень хорошо себя чувствуют. Тем не менее, Владимир Путин заметил, что "долгие деньги" невозможно постоянно брать из бюджета. Необходимо работать с банками, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами. И этих фондов достаточно.
Могу привести конкретный пример: УК "Литер", НПФ "Благосостояние", Сингапурский фонд прямых инвестиций. "Долгие деньги" у них есть. Сейчас мы проводим переговоры с инвесторами, предлагаем им возможность сотрудничества. Буквально на днях мы встречались с представителем ЕБРР по ПФО Михаэлем Кофманов, а зампред правительства области Александр Жандаров общался с управляющим директором по России ЕБРР Наталией Ханженковой. Да, деньги у них есть, более дешевые, чем у российских банков.
Они дают деньги на 15 лет, но требуют региональные и федеральные гарантии. И, что важно, рассматривают систему кредитования даже МУПов.
- Какие плюсы есть в области для инвесторов? Какие минусы?
- Мы предоставляем налоговые льготы для инвестора - пожалуйста, не плати налоги 5 лет, если на предприятии создаются новые рабочие места, достойная заработная плата, модернизируется имущество, создаются новые предприятия. Есть механизмы субсидированной поддержки по кредитам. Очень эффективен данный инструмент в сфере сельского хозяйства. Законодательная база развита достаточно.
Возвращаемся к сфере ЖКХ. Средняя окупаемость проектов - 15 лет. Для долгих проектов - определенно разумный срок.
Да, нужны стратегически долгие инвесторы. Сегодня в сферу ЖКХ Саратовской области готовы прийти такие крупные компании, как "РКС", "Виолия вода" (Франция), немецкие компании. Со всеми мы проводили переговоры. Вообще порядка 15 отработанных разговоров. В целях успешного проведения переговоров, для того, чтобы заинтересовать инвестора - нужно собрать и обработать большой пакет информации по проектам, предлагаемым к рассмотрению. который можно показать инвестору. Задумаемся, насколько операторы, которые сегодня работают на рынке области, эффективно управляют затратами.
Мы провели первичную экспертизу "Облводоресурса" и крупных МУПов-водоканалов: Саратовского, Энгельского, Балаковского и Марксовского. Сделали вывод, что у большинства этих компаний неправильное управление затратами и неправильно построена экономика предприятий. Потому что в большинстве своем предприятия привыкли рассчитывать на бюджетный ресурс. А сейчас у них возникла стрессовая ситуация, потому бюджет 2010 года дефицитный. Они могут продолжать работать по старой схеме, но нужно понимать, что проблема не решится, если не привлекать дополнительные ресурсы. Мы предлагаем этим компаниям финансового партнера. И теперь им предстоит решить в каком направлении двигаться дальше. Но необходимо понимать, что сейчас практически 80% основных фондов ЖКХ - изношены. Необходимо часть имущества заменить, часть - модернизировать, и делать это нужно сейчас. Мы уже сейчас наблюдаем бесконечные прорывы, пробои. И если к 2012 году основной фонд не поменяют - это приведет к страшным последствиям.
На основе федеральной программы стратегии социально-экономического развития министерство инвестиции участвует в разработке региональной программы. И, разумеется, она будет открыта для общественности.
Надеемся, что эта стратегия позволит реализовать лучшие прогнозы и показатели.
Источник: www.sarbc.ru
 
Год 2010-й
 
— Какое событие из Вашей личной жизни в текущем году стало самым значимым?
— Пожалуй, самым значимым событием в этом году стало первое День рождения моей племянницы. Ей исполнился 1 годик.
— Какое событие из жизни Области в текущем году произвело на Вас наибольшее впечатление, (почему)?
— Визит Президента РФ Д. А. Медведева в Саратовскую область. Его рабочая поездка в Саратовский регион позволила максимально полно ознакомить Президента с достижениями нашей области.
— Ваша гордость (достижение) в профессиональной деятельности за 2010 год.
— В этом году Саратовская область принимала участие в крупнейших инвестиционных форумах и конференциях. Так, в сентябре делегация Саратовской области во главе с Губернатором области П. Л. Ипатовым приняла участие в межрегиональной конференции партии Единая Россия в Ульяновске и Нижнем Новгороде. Конференция проходила под председательством Премьер-министра РФ В. В. Путина. Мы представили на конференции 4 стратегических инвестиционных проекта — ЗАО «Племзавод «Трудовой», «Жилой район «Солнечный-2», ОАО «Северсталь», ООО «ДИАЛЛ-АЛЬЯНС». Наши проекты в сфере молочного животноводства и комплексной застройке территории были признаны лучшими в Приволжском Федеральном округе. По итогам работы Межрегиональной конференции председателем партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимиром Путиным была отмечена положительная динамика Саратовской области по всем направлениям инвестиционной деятельности. Затем, Саратовская область была достойно представлена на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010». Мы представили 12 инвестиционных проектов. Сочи — это рабочая инвестиционная площадка. Здесь мы заключаем конкретные договора с инвесторами и субъектами РФ. В этом году по итогам работы на инвестиционном форуме в Сочи было заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Саратовской области и ЗАО «ПЗ «Трудовой», «Холдингом МРСК», а также областное Правительство заключило соглашение о взаимном сотрудничестве с Вологодской, Ростовской областями, администрацией г. Сочи.
— Ваше любимое увлечение вне профессиональной деятельности (хобби).
— Свободное от работы время с удовольствием посвящу изучению философии. Еще очень люблю путешествовать. Это позволяет мне постоянно развиваться и совершенствовать себя и передавать свой опыт окружающим близким людям.
— Какие идеи Вы можете предложить для улучшения жизни населения и процветания нашей области?
— Вопрос улучшения качества жизни населения неразрывно связан с экономической ситуацией в мире, стране, регионе... Экономический рост возможен только за счет привлечения инвестиций в Саратовскую область, реализации новых инвестиционных проектов. Это позволит создавать дополнительные рабочие места, внедрять новые технологии, делать труд людей комфортным и высокооплачиваемым.
— Поделитесь профессиональными планами на 2011 год.
— В будущем, 2011, году министерство инвестиционной политики Саратовской области будет продолжать курс на укрепление и развитие такой формы реализации инвестиционных проектов, как государственно-частное партнерство. Здесь на первый план выйдут проекты по модернизации инфраструктуры в регионе — водно-сетевого хозяйства, транспортной инфраструктуры, создание особой экономической зоны в Хвалынском районе и т. д. Кроме того, мы будем продолжать работу по стимулированию притока прямых инвестиции.
— Что для Вас значит участие в альманахе «Лица Саратовской губернии»?
— Участие в альманахе для меня — это возможность поделиться своими мыслями и планами с жителями области.

 

 

 

Блохина Ирина Ивановна
Блохина
Ирина Ивановна

Экс-министр инвестиционной политики Саратовской области

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         27.11.2024
0.020882844924927