- Надежда Ивановна, расскажите о своей научной карьере.
- Интерес к своей профессии формируется в школе и не без помощи преподавателей. Что касается предметов, меня интересовали все. Точные науки рождают и формируют в человеке логическое мышление, гуманитарные - развивают речь, способствуют увлечению литературой. Училась в женской школе №4 г. Саратова. В годы войны пришлось заменять учителей, которые болели. В 8 классе месяц занималась с первоклассниками и на следующий год этим же детям преподавала некоторое время. Очень важно, когда в школе работают кружки: литературный, математический, на которых закладывается интерес к исследованиям. По окончании школы поступила в юридический институт. Там привлек меня кружок по политэкономии, руководителем которого был ректор института Анатолий Павлович Швецов. После окончания института работала старшим юрисконсультом на железной дороге, там же меня попросили вести кружок по «Капиталу» Маркса, а попросила Лукина Елена Ивановна. И это тоже сыграло роль. Когда понадобились преподаватели в университет им. Чернышевского, меня пригласил Швецов сдавать кандидатские экзамены с прицелом на преподавательскую деятельность. И сдав их, в мае 1955 года, перешла с железной дороги преподавателем политэкономии в университет. Работала там ассистентом и старшим преподавателем по договоренности 2-х вузов: Московского университета экономический факультет, руководитель кафедры профессор Цаголов Николай Александрович, и университета им. Чернышевского. Завершала работу над диссертацией в течении года и защитила ее в Москве, при этом оставалась ассистентом в университете им. Чернышевского. Кандидатскую защитила 8 января 1960 года по теме «Закон преимущественного роста производства средств производства и особенности его действия».
- Всякая награда, которую я получала, доставляла особую радост. И хотелось трудиться, достигать еще большего результата. И радость в том, что меня пригласили дать интервью для сайта "Лица губернии". Пройдут годы, меня не станет, а мои слова,мысли будут достоянием читателей, посетителей сайта.
- Скажите, пожалуйста, несколько слов о курсах, которые Вы читаете.
- Что в профессии преподавателя Вам нравится больше всего?
- Наверное, знание своего предмета, уважение слушателей, понимание их запросов и умение вспоминать себя в возрасте студентов.
- Какое качество в человеке больше всего делает его преподавателем?
- Прежде всего, это любовь к человеку, желание поделиться своими знаниями, терпимость к возрастным особенностям студентов.
- Есть ли какие-то стандарты качества в Вашей работе, установленные Вами лично для себя?
- Я считаю, что качество работы преподавателя зависит от мнения и восприятия предмета студентом. В начале лекции перед студентами ставлю 3 вопроса, на которые они в конце слушания курса ответят: 1. Как помогают мои лекции в изучении предмета; 2. Какие недостатки в моем преподавании вы отмечаете по сравнению с другими преподавателями; 3. Какие пожелания для совершенствования моего педагогического мастерства можете предложить.
- Как Вы считаете, что важнее: спланированность занятия или его спонтанность?
- Каким должен быть идеальный студент?
- Ему должно быть все человеческое присуще и не чуждо. Смелость и самостоятельность, любознательность - эти качества нужно формировать и пробуждать в студентах.
- Самое важное, чему Вы стремитесь научить своих студентов?
- Самое важное, чему студенты научили Вас?
- Если бы Вы могли придумать новый предмет для преподавания в вузах, какой бы он был и почему?
- Как по-вашему, является ли сегодня преподавание и получение степени престижными?
- Если бы не работа в вузе, то чем бы еще Вы хотели заниматься?
– Что Вы любите делать в свободное время?
- Есть ли у Вас книга, которую Вы то и дело перечитываете, и она Вам не надоедает?
- Какой литературный или киногерой произвел на Вас сильное впечатление?
- Что больше всего цените в людях?
– Есть какие-то жизненные моменты, о которых Вы вспоминаете с ностальгией?
– А у вас есть жизненный девиз, который отражает стиль Вашей жизни?
- В прошлом году Вам исполнись 80 лет, как Вам удается так прекрасно выглядеть и сохранять энергичность?
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|