Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

- Надежда Ивановна, расскажите о своей научной карьере.

- Интерес к своей профессии формируется в школе и не без помощи преподавателей. Что касается предметов, меня интересовали все. Точные науки рождают и формируют в человеке логическое мышление, гуманитарные - развивают речь, способствуют увлечению литературой. Училась в женской школе №4 г. Саратова. В годы войны пришлось заменять учителей, которые болели. В 8 классе месяц занималась с первоклассниками и на следующий год этим же детям преподавала некоторое время. Очень важно, когда в школе работают кружки: литературный, математический, на которых закладывается интерес к исследованиям. По окончании школы поступила в юридический институт. Там привлек меня кружок по политэкономии, руководителем которого был ректор института Анатолий Павлович Швецов. После окончания института работала старшим юрисконсультом на железной дороге, там же меня попросили вести кружок по «Капиталу» Маркса, а попросила Лукина Елена Ивановна. И это тоже сыграло роль. Когда понадобились преподаватели в университет им. Чернышевского, меня пригласил Швецов сдавать кандидатские экзамены с прицелом на преподавательскую деятельность. И сдав их, в мае 1955 года, перешла с железной дороги преподавателем политэкономии в университет. Работала там ассистентом и старшим преподавателем по договоренности 2-х вузов: Московского университета экономический факультет, руководитель кафедры профессор Цаголов Николай Александрович, и университета им. Чернышевского. Завершала работу над диссертацией в течении года и защитила ее в Москве, при этом оставалась ассистентом в университете им. Чернышевского. Кандидатскую защитила 8 января 1960 года по теме «Закон преимущественного роста производства средств производства и особенности его действия».

- Какую Вашу профессиональную победу (удачу, достижение) Вы считаете самой значимой?

- Всякая награда, которую я получала, доставляла особую радост. И хотелось трудиться, достигать еще большего результата. И радость в том, что меня пригласили дать интервью для сайта "Лица губернии". Пройдут годы, меня не станет, а мои слова,мысли будут достоянием читателей, посетителей сайта.

 - Скажите, пожалуйста, несколько слов о курсах, которые Вы читаете.

- Можно назвать курсы «Экономическая теория (микро- и макро- экономика)», «Теория институциональной экономики», «Теория переходной экономики», «Экономическая психология», «Формирование экономического мышления», «Человеческий капитал, его формирование и использование», и сейчас буду читать курс «Руководство и лидерство». Часть вышеназванных курсов – авторские, и созданы из необходимости учитывать реальную действительность. Если «плановая экономика» нуждалась в хорошем исполнителе плана, то рыночная экономика в иных специалистах: творческих, мыслящих, компетентных, конкурентоспособных, что формируется авторскими курсами.

- Что в профессии преподавателя Вам нравится больше всего?

- Наверное, знание своего предмета, уважение слушателей, понимание их запросов и умение вспоминать себя в возрасте студентов.

- Какое качество в человеке больше всего делает его преподавателем?

 - Прежде всего, это любовь к человеку, желание поделиться своими знаниями, терпимость к возрастным особенностям студентов.

- Есть ли какие-то стандарты качества в Вашей работе, установленные Вами лично для себя? 

- Я считаю, что качество работы преподавателя зависит от мнения и восприятия предмета студентом. В начале лекции перед студентами ставлю 3 вопроса, на которые они в конце слушания курса ответят: 1. Как помогают мои лекции в изучении предмета; 2. Какие недостатки в моем преподавании вы отмечаете по сравнению с другими преподавателями; 3. Какие пожелания для совершенствования моего педагогического мастерства можете предложить.

- Как Вы считаете, что важнее: спланированность занятия или его спонтанность?

- Конечно, спланированность. Все должно быть по плану.

- Каким должен быть идеальный студент?

- Ему должно быть все человеческое присуще и не чуждо. Смелость и самостоятельность, любознательность - эти качества нужно формировать и пробуждать в студентах.

- Самое важное, чему Вы стремитесь научить своих студентов?

- Хочу, чтобы они были профессионалами своего дела. Всегда стараюсь сообщить все новенькое и важное, что появляется в прессе. Прививаю научно-исследовательские навыки и патриотизм, конечно.

- Самое важное, чему студенты научили Вас?

- Педагогическому мастерству меня учат студенты: пониманию молодежи, сочувствию, уважению. Никогда не унижала человеческое достоинство, даже получив двойку студент на меня не обижался. У меня никогда не было конфликтов со студентами.

- Если бы Вы могли придумать новый предмет для преподавания в вузах, какой бы он был и почему?

- В 1987 году стала преподавать экономическую психологию, как спецкурс по специальности «Мировая экономика». Сейчас начну с сентября этого года преподавать «Руководство и лидерство», потому что рыночная экономика требует специалиста -лидера, знающего цель, средство ее достижения и видящего результат.

- Как по-вашему, является ли сегодня преподавание и получение степени престижными?

- Для работы преподавателем - престижно иметь степень по тому предмету, который ты ведешь. Наличие ученой степени повышает конкурентоспособность специалиста в условиях безработицы.

- Если бы не работа в вузе, то чем бы еще Вы хотели заниматься?

- Я занимаюсь тем, что меня вдохновляет, воодушевляет. Если работа нравится, то ничем другим и заниматься не хочется.

– Что Вы любите делать в свободное время?

- В свободное время очень много читаю, у меня большая библиотека. Телевизор смотрю. Гуляю по набережной. Обдумываю. При этом у меня сад весь в цветах, я люблю петь.

- Есть ли у Вас книга, которую Вы то и дело перечитываете, и она Вам не надоедает?

- Как не странно, и фильм смотрела и перечитываю постоянно «Унесенные ветром». Очень люблю Чехова, Толстого.

- Какой литературный или киногерой произвел на Вас сильное впечатление?

- «Овод» Э. Войнич на всю жизнь врезался в память. Люблю произведения о сильных женщинах.

- Что больше всего цените в людях?

- Честность, компетентность, взаимопонимание, терпимость к недостаткам других.

– Есть какие-то жизненные моменты, о которых Вы вспоминаете с ностальгией?

- Конечно, есть. Все связано с семьей. 

– А у вас есть жизненный девиз, который отражает стиль Вашей жизни?

- Наверное, у меня такого девиза нет. Он получается у меня многосторонним, одним предложением не скажешь. К примеру несколько: в жизни всегда есть радости; хорошо, когда тебе все еще чего-то хочется.

- В прошлом году Вам исполнись 80 лет, как Вам удается так прекрасно выглядеть и сохранять энергичность?

- Сила воли многое решает. А еще любовь к людям и природе. Педагогическая деятельность способствует тому, что ты всегда следишь за собой, сохраняешь бодрость духа и внутренний позитивный настрой.

 

 

Гвоздева Надежда Ивановна
Гвоздева
Надежда Ивановна

Профессор кафедры институциональной экономики СГСЭУ, Доктор экономических наук, Почетный профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ.

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         29.11.2024
0.13525605201721