Интервью
Саратовская область: инвестиционный потенциал
Вступительное слово П. Ипатова.
Инвестиционный потенциал Саратовской области достаточно велик. Он, на мой взгляд, до сих пор в достаточной степени не раскрыт. Тем не менее, за последние 6 лет (с 2005г., когда П.Ипатов стал губернатором региона – прим. РБК) инвестиции в область идут. За 2006-2008гг. мы почти утроили объем инвестиций. Это был период общего роста по всей России, при этом темпы роста в нашей области превышали среднероссийский уровень. Этого мы достигли в первую очередь за счет привлечения инвестиций. Мы сделали самые элементарные первые шаги: это либерализация нашего законодательства, создание преференций для потенциальных инвесторов. Мы довели до их сведения то, что мы считали необходимым и нужным. Уже это дало достаточно хороший результат. Но сегодня несколько другая ситуация. Завершается кризис, Россия выходит из кризиса и Саратовская область в том числе. Мы сегодня ставим задачи привлечения инвестиций в область. Но это будет несколько другая деятельность. Это не просто прямые инвестиции, что называется, рассказали, показали, убедили, получили деньги, реализовали проект. Это тоже делается. На сегодня в Саратовской области реализуются десятки инвестпроектов, стоимость каждого - более 1 млрд руб. Если говорить о проектах меньшей стоимости, то это десятки только в одном сельском хозяйстве, десятки – только в промышленности. Сегодня прямые инвестиции в область идут. Но мы развиваем и частно-государственное партнерство. Мало иметь проекты, которые реализует частный бизнес, необходимо привлекать деньги в инфраструктурные проекты. А государство, которое еще несколько лет назад, имея хорошие темпы развития, нефтедоллары и хороший бюджет, достаточно активно занималось инвестированием в социальные и инфраструктурные проекты субъектов РФ. Сегодня такое финансирование значительно сокращено. Поэтому в рамках частно-государственного партнерства мы планируем реализовать несколько крупных, прежде всего, инфраструктурных проектов. Мы ставим задачу иметь уровень инвестиций, превышающий 20% от объема внутреннего регионального продукта (ВРП). До кризиса нам это удавалось. Стоит задача в ближайшие годы выйти на темпы роста экономики 6-8%. Такой уровень мы имели перед кризисом. Также планируется объем инвестиций на уровне 20-25% от ВРП. Мы поминаем, что в 2011г. мы этих результатов не достигнем. Но с 2012г. на эту траекторию нужно выходить. Вследствие этого мы видим возможность увеличения темпов роста регионального бюджета, и через финансирование важных социальных проектов – решение социальных задач для населения Саратовской области. Дело в том, что, придя 6 лет назад на эту работу и начиная с достаточно низкого старта, имея одну из наиболее низких зарплат в РФ, весьма незначительный объем инвестиций на душу населения, достаточно запущенную социальную инфраструктуру, мы по-прежнему вынуждены много денег расходовать на улучшение условий жизни населения: это строительство социальных объектов, школ, больниц, детских садов. Мы видим нашу задачу в том, чтобы, развивая экономику, привлекая инвестиции, фактически сделать темпы роста экономики одними из наиболее высоких в стране и иметь хорошо реализуемую социальную программу. Уверен, что нам это удастся.
Вопрос: Индикатором положения в экономике служит уровень безработицы. Какова сейчас ситуация на региональном рынке труда?
П.Ипатов: Мы сегодня имеем уровень безработицы менее 1,5%. Для сравнения скажу: в предкризисный 2008г. этот показатель был на уровне 1,4%. Во время кризиса, когда мы вынуждены были сокращать объемы производства, мы сокращали рабочие места, эта величина значительно превышала 2%. В конце прошлого года мы фактически вернулись на докризисные 1,4%. Сегодня за счет сезонных факторов безработица составляет 1,5%. Только в прошлом, в общем-то кризисном году, мы создали более 18 тыс. рабочих мест. Думаю, что и в этом году мы создадим не меньше и будем иметь стабильный уровень безработицы - не выше 1,5%.
Вопрос: Какой опыт имеет регион по реализации проектов с использованием государственно-частного партнерства?
П.Ипатов: У нас здесь государственно-частное партнерство – это строительство, прежде всего, нового аэропорта. Действующий находится в черте города, у него короткая полоса, поэтому ограничен парк самолетов, которые он может принимать. В 2015г. проект нового аэропорта должен быть реализован и он будет построен. Здесь только в рамках государственно-частного партнерства это можно сделать, поскольку государство берет на себя только взлетно-посадочную полосу (ВПП) и навигационный комплекс, который обеспечивает возможность полетов. Все остальное, касающееся грузопотоков и пассажиропотоков, сервис, - все это должны сделать частные компании. Вторая точка приложения – это коммунальное хозяйство. Это проекты, которые направлены на модернизацию крупных комплексов, по производству, очистке воды и водоотведению. Это, в основном, муниципальный уровень, и если на региональном уровне по проекту строительства аэропорта мы достаточно успешно двигаемся, то эти переговоры муниципального руководства при участии правительства Саратовской области с потенциальными инвесторами идут достаточно непросто. Но надо сказать, что, занимаясь в последний год достаточно много вопросами государственно-частного партнерства в коммунальной сфере, я вижу, что не так много успешных проектов реализовано на территории РФ. Хотя они есть. Третье направление, которое мы только сегодня начали – это государственно-частное партнерство в решении проблемы мест в детских дошкольных учреждениях. Это проект, для которого уже подготовлено обоснование, и мы планируем его реализовывать с привлечением частного бизнеса к строительству современных детских дошкольных учреждений. Это три направления государственно-частного партнерства.
Вопрос: Для аграриев 2010 г. был сложным: засушливое лето сказалось не только на растениеводстве, но и на животноводческой отрасли. Какова ситуация в Саратовской области, и какие планы на весну 2011 г.?
П.Ипатов: В саратовском сельском хозяйстве уже два неурожайных года. В 2009г. сгорела половина области, и в 2010г. сгорела полностью вся область. Обычно мы собираем более 4 млн т зерна, а в том году мы собрали около 1 млн т, и то за счет озимых, которые более-менее перенесли засуху. Два неурожайных года, в растениеводстве, во-первых, негативно сказались на состоянии с кормами, и, соответственно, риски появились для развития животноводства. Тем не менее, за счет орошаемых земель крупные хозяйства животноводческого комплекса каких-либо крупных проблем не имели. Имели в большей степени проблемы личные подворья. Корма в области были, рядом в области, но с учетом того, что их было меньше, естественно, рынок отреагировал, и цена на них удвоилась. Поэтому, кормов достаточно, денег недостаточно, чтобы эти корма купить. Тем не менее, мы за счет господдержки выделили дополнительно только под засуху 1,6 млрд руб. и хозяйствам, и личным подворьям, для того чтобы они эти дорогие корма могли купить. Если говорить по показателям по животноводству за 2010г., то по всем показателям рост, прежде всего крупного рогатого скота, свиней и овец, и по производству мяса, молока и яиц – нет ни одного отрицательного показателя. Считаю, что это стало возможным благодаря системной государственной значительной поддержке, которая была и из федерального, и из регионального бюджетов. Засуха отразилась, прежде всего, на финансовых экономических показателях хозяйства, потому что экономика полностью искорежена высокими ценами на корма, и это привело к повышению цен на сельхозпродукцию. Мы наблюдали всю осень, в меньшей степени, может быть, - зимой, в России самый низкий уровень по продовольственной "корзине", это всего 29 продуктов. Он уже полтора года – самый низкий в Саратовской области. Это достигнуто за счет того, что мы в полном объеме производим практически все продовольствие на территории Саратовской области с избытком. Засуха привела к тому, что мы картофель недособрали, а также отдельные крупы. А так мы в полной мере обеспечиваем наше население продовольствием да еще и вывозим за пределы области. Во-вторых, мы занимаемся, если можно так сказать, экономическим регулированием цен. Подчеркиваю, мы не занимаемся административным регулированием. Мы, значительно поддерживая сельхозпроизводителя за счет нашего регионального бюджета и частично – за счет федерального, даем возможность реализовывать продукцию, выращенную в хозяйствах, на государственном рынке, где с тех, кто торгует, не берут ни за место, ни за ветсправку, ни за уборку. А еще проводятся круглогодично так называемые "ярмарки выходного дня". Таких площадок в области 150, на которых сельхозпроизводители имеют возможность продавать свою сельхозпродукцию. Опять же – без рэкета и государственного, и уголовного - им создаются все условия. За счет этого продукция сельхозпроизводителей в цепочке "производитель – потребитель" минует традиционного посредника, который раньше назывался спекулянтом, а сегодня – это коммерсант-посредник, который зарабатывал на этом 25-30%. Это достаточно значительно. Сегодня это исключено, поэтому из 29 продуктов продовольственной "корзины" на 21 продукт самая низкая в РФ цена. И что входит в эту структуру? Сюда входит мясо – говядина, баранина, а также молоко и молочные продукты, масло растительное, хлеб, мука, крупы – всего 21 продукт. Поэтому каких-либо катастрофических последствий не только не наступило, но и, на мой взгляд, мы смогли все-таки не допустить и резкого ухудшения жизни людей, хотя, безусловно, цены на продовольствие, конечно, возросли. Мы понимаем, что если его не хаватает, то цены должны подрасти.
Вопрос: Как в Саратовской области выстраиваются взаимоотношения с инвесторами? Насколько регион интересен для иностранного бизнеса? Какие инвестиционные проекты с участием иностранных компаний реализуются?
П.Ипатов: Что касается инвестиций, в том числе прямых коммерческих инвестиций, то мы считаем, что у нашей области есть конкурентные преимущества. Они заключаются, во-первых, в географическом положении и климате. Во-вторых, это избыток электрической энергии. В ряде субъектов РФ, которые расположены в индустриальных зонах, это Северо-Запад и Центр, электроэнергии не хватает. Мы имеем избыток, электроэнергия у нас планово хорошо распределена по всей области. Мы имеем хорошие транспортные коммуникации: это и река Волга, и дороги, которые идут через область с севера на юг и с востока на запад. Кроме того, мы имеем хорошую индустриальную зону, еще с советских времен у Саратова есть хорошая база для подготовки специалистов высшего и среднего звена. Информацию о своих конкурентных преимуществах мы довели до потенциальных инвесторов, российских и иностранных, получили обратную связь. Сегодня мы имеем аграрно-индустриальный регион, где одинаково хорошо развиты и промышленность, и сельское хозяйство. При этом мы имеем хорошо развитую строительную индустрию, прирост инвестиций в десятки процентов в год, при этом эти инвестиции нужно было реализовывать в конкретные объекты. Наша стройиндустрия за три года увеличила объем строительно-монтажных работ. За это же время, я пока о предкризисном времени говорю, мы более чем в 2,5 раза увеличили объем строительства жилья. Сегодня Саратовская область на 12-м месте в РФ по объему жилья, хотя мы не самая развитая область, но жилья мы строим достаточно много. При этом надо отметить, что мощности по строительству жилья задействованы не в полной мере. Кто наши потенциальные инвесторы? Если говорить об иностранцах, то это, прежде всего европейцы: это британцы, итальянцы, страны Восточной Европы, а также Израиль. Точки приложения - это сельское хозяйство, добыча углеводородного сырья, пищевая и перерабатывающая промышленность. Если говорить, в частности, об английском бизнесе, то это добыча газа, его очистка, это современные технологии, которые улучшают экологическую обстановку в области. Больше половины того газа, который еще несколько лет назад сжигался в факелах, а это сопутствие добычи нефти, сегодня загоняется в трубу и используется как топливо на территории области. Если говорить о сельском хозяйстве, то это, прежде всего, растениеводство, включая производство овощей, пищевой продукции. Есть итальянский бизнес, строительство крупной фабрики по производству макарон из муки твердых сортов пшеницы. Если говорить о российских инвесторах, то точка приложения здесь - промышленность. Сегодня на территории области "Северсталь" строит завод по производству металлопроката объемом более 1 млн т. В 2013г. он должен начать работать. В Саратовской области также создается целый металлургический кластер. Кроме того, будет построен завод сопутствующих газов, которые сопровождают металлургическое производство, но используются не только в металлургии, но и в медицине, при производстве стекла. Уже подписано соглашение с французами о строительстве такого производства. В сельское хозяйство сегодня идут в основном российские инвесторы. Все поминают, что это уже не та "черная дыра", которая была 5-6 лет назад. Сегодня местные инвесторы, а также из других регионов, приходят в область. Мы развиваем в основном животноводство, производство молока, птицеводство.
Н. Капышина (РИА "РосБизнесКонсалтинг"): Расскажите о стратегии развития Саратовской области до 2025 г.
П.Ипатов: Такая стратегия разработана. Она была разработана в 2008г., потом мы ее доводили до утверждения, но кризис спутал наши планы, и мы ее не утвердили тогда. Как показала практика, мы поступили правильно. За 2009-2010 кризисные годы ситуация поменялась. На федеральном уровне идет актуализация "программы 2020", долгосрочных стратегий в различных отраслях государства. Во второй половине 2010г. мы вновь вернулись к рассмотрению нашей стратегии, на новом уровне, с новыми знаниями, с новым опытом, мы внесли соответствующие коррективы в эту стратегию. В соответствии со стратегией, область является индустриально-аграрной, где имеется развитая промышленность, мы добавили два новых кластера – металлургический и кластер транспортного машиностроения. Получил развитие традиционный для нашей области оборонно-промышленный комплекс, в основном электронные системы, химия и нефтехимия. В сельском хозяйстве в свое время наша область была достаточно развита. Но процесс ломки, особенно в 1990-х годах, коллективного хозяйства прошел до основания. Например, в Татарстане и Башкирии этого не произошло, и там сегодня достаточно развито коллективное начало. В Саратовской области сельское хозяйство представлено исключительно частным бизнесом. В последние годы мы смогли при господдержке создать практически заново молочное производство на базе новых механизированных молочных ферм. Даже кризис не помешал их росту, так как они высокотехнологичны. У нас также традиционно было развито птицеводство, туда мы тоже привлекаем новые технологии. Мы смогли выйти на хорошие темпы, у нас за три года идет утроение объема производства мяса птицы. В стратегии мы рассмотрели социальную сферу, инфраструктуру. Мы в этом плане не лучше и не хуже других. Тем не менее, если говорить, например, о здравоохранении, то на территории области еще встречаются земские больницы, которым более 100 лет, плюс у нас устаревший парк медоборудования. Мы участвуем в нацпроекте "Здоровье", какие-то подвижки уже произошли, сегодня мы стоим на пороге модернизации здравоохранения. Но мы считаем, что в сфере здравоохранения необходимы структурные изменения, в рамках модернизации мы это и планируем сделать. Поэтому строительство современной социальной инфраструктуры также прописано в стратегии развития региона до 2025г. Человек большую часть жизни проводит в своем жилье, поэтому новая градостроительная политика также предусмотрена в стратегии. Мы выходим на обеспеченность по нормам, о которых говорил и президент РФ, для нас это вполне реально. Мы это сделаем к 2020г., хотя сегодня в Приволжском федеральном округе 25 кв. м на человека – это лучший показатель в ПФО. Но мы продолжаем строить жилье, мы 12-е в РФ, мы стабильно строим более 1 млн кв. м к 2015г. и должны выйти на уровень под 2 млн кв. м, к 2020г. – под 3 млн кв. м. Стратегия на сегодня представляет собой документ, разбитый на три пятилетних этапа – до 2015г., 2020г. и 2025г. До 2020г. нам есть на что опираться, потому что разработана федеральная программа развития, период до 2025г. разработан слабо. Что касается крупного бизнеса в нашем регионе, а мы не можем не учитывать его развития, то у этих компаний стратегии разработаны на 5-7 лет. В нашей стратегии наиболее проработаны шаги до 2015г. и 2020г. По третьему этапу еще много открытых вопросов. По результатам реализации стратегии мы видим Саратовскую область современным регионом в индустриальном плане, с высокотехнологичным сельским хозяйством, развитым животноводством. Мы видим современные города, не только крупные, например, Саратов, Энгельс, где проживают более 200 тыс. человек, но и более мелкие города, где живут до 50 тыс. человек. В таких городах проживает значительная часть населения области, их мы насыщаем, помимо нового жилья, качественной социальной инфраструктурой.
Вопрос: Одним из объективных показателей экономической активности в регионах является наличие реализующихся проектов жилищного строительства. В этом году во многих субъектах РФ жилищное строительство практически остановилось. С какими показателями закончила год строительная отрасль региона?
П.Ипатов: Да, действительно, в 2010г. в РФ произошел спад в строительной отрасли, в Приволжском федеральном округе – к сожалению, тоже спад, - менее 100%. Саратовская область произвела жилья в квадратных метрах больше в 2010г., чем в 2009г., то есть мы продолжаем наращивать объемы. Здесь есть две причины. Первая – строительная индустрия, и вообще строительный комплекс Саратовской области, который сегодня даже недогружен. Поэтому вопрос определяется фактически объемами финансирования. И здесь две составляющие: первая – это возможности населения проплачивать жилье, по разным, в том числе и по ипотечным схемам, и второе – это возможности субъекта обеспечить господдержку наиболее нуждающимся. Фактически в 2009г. мы за счет государственной и федеральной поддержки, реализуя программу по отселению из ветхого и аварийного жилья, предоставив более тысячи квартир федеральным военнослужащим, участвуя в этой программе, также смогли увеличить объем построенного и реализуемого жилья. В 2010г. федеральных программ такого уровня уже не было, поэтому мы смогли увеличить объем покупаемого населением за счет ипотеки. Мы фактически в два с лишним раза увеличили объем ипотечных кредитов в 2010г. к 2009г., почти вышли фактически на докризисный уровень – до кризиса мы имели 7,7 млрд руб. выданных ипотечных кредитов, в том году мы выдали почти на 6 млрд руб., и за счет ипотеки мы смогли обеспечить спрос людей, которые могут покупать сами жилье. Для тех людей, которые нуждаются в жилье, но не имеют возможности приобрести жилье, в области задействовано достаточно много программ, которые работали, как до кризиса, в кризис, так и после кризиса. Это, прежде всего, дети-сироты, из которых в области более 400 человек получают жилье в новых построенных домах. Начинали в 2006г. с четырех детей, а в 2010г. вышли на 400 детей, и в этом году – тоже 400 человек. Фактически – это одна из тех категорий населения, которые раньше ждали жилье по 15-18 лет, а сегодня через два года нуждающийся ребенок, обделенный в жизни, после детского дома получает новую квартиру. Лично получает ключи, а я лично в гости хожу, не только во время новоселья, но и посещаю через год-два. Как правило, люди живут в этих квартирах, и, как правило, в области отсутствует такое явление, как превращение бывшего воспитанника детского дома в бомжа. Также отселение из аварийного жилья. В 2010г. это в большей степени происходит за счет денег регионального бюджета. Это дети, многодетные семьи, семьи с инвалидами, бюджетники. Всем этим категориям граждан, несмотря на достаточно сложную ситуацию кризиса с доходами (они, кстати, у нас не уменьшались, а только росли, в том числе и в кризис), мы смогли предоставлять жилье. Вот именно за счет ипотеки и поддержки людей, которые нуждаются в соответствии с российским законодательством и Конституцией, мы и смогли наращивать объемы не только строящегося, но и реализуемого жилья. Такое явление, как простаивающая квартира, в кризис несколько увеличилось, их стало больше, но это несколько процентов (где-то в пределах 10% не реализовалось жилья), при этом Саратовская область традиционно имеет одну из наиболее низких в РФ стоимость квадратного метра жилья. Еще два года назад мы были на 7-6 строчке в РФ по цене квадратного метра, причем впереди нас были кавказские республики, Еврейская автономия, а из индустриально развитых мы имели самую низкую стоимость квадратного метра. Она составляла 26-27 тыс. руб. за 1 кв. м. При этом в 2009г. военнослужащим мы продали жилье по стоимости 21,5 тыс. за 1 кв. м, и строители не разорились.
Вопрос: Саратовская область второй год сохраняет лидерство среди субъектов РФ по доступности минимального набора продуктов питания. Что этому способствовало?
П.Ипатов: Я сказал, что наша область индустриально-аграрная, поэтому вся продуктовая сельскохозяйственная линейка там представлена в хороших объемах. Мы практически полностью покрываем потребности области, за исключением мороженой рыбы. Зато у нас продается много живой рыбы стоимостью не более 90 руб. за 1 кг. Кроме того, у нас исключен из цепочки продавец-покупатель посредник, который берет за свои услуги достаточно много, потому что производитель не может самостоятельно реализовать свой товар. Производитель – это в основном сельский житель, для реализации ему нужен как минимум автомобиль, место, где можно эту продукцию продать. Мы им эти места выделили, притом не одно-два, а тысячи. Могу даже сказать, что государственный рынок сельхозпродукции в России один, и он – в Саратовской области. Госрынок – это рынок, построенный за государственные деньги, администрация которого сидит на государственной зарплате, и сельхозпроизводитель не платит ни за что, он полностью защищен от поборов, рэкета. Правда, держать этот рынок в таких условиях тяжело. За 4 года два директора сняты, один – посажен. Но, тем не менее, система работает. В 2006г. вышло постановление, что на рынках надо отводить места сельхозпроизводителям, чтоб они торговали напрямую. Была целая программа министра сельского хозяйства Гордеева, что нужно отводить специальные места, оказывать содействие. Мы по этому пути тоже пошли, обратились в частные крупные сельхозрынки области, но они отнеслись к этой идее холодно. Они, правда, давали по два-три места, но в основном говорили: "Идите и торгуйте на общих основаниях". Потом и этих единичных мест не стало. Мы решили построить в чистом поле в хорошем районе Саратова новый рынок. Мы его запустили, и он стал индикатором реальных цен. Там постоянно на 25-35% цены ниже, чем на других рынках. В сезон цены отличаются в разы. Когда президент приезжал на этот рынок в сентябре 2010г., он тоже увидел, что все цены на овощи – 10 руб. за 1 кг, только картофель – по 15 руб. за 1 кг., потому что картофеля тогда в регионе не хватало. Без обмана. Сначала люди не верили, брали сетками, потом привыкли, перешли на килограммы.
В. Костырев (РБК): Сейчас происходит модернизация в области здравоохранения. Хотелось бы услышать поподробнее, что именно строится, каковы конкретные планы Саратовской области в этом направлении? И что за структурные изменения будут проводиться в области?
П.Ипатов: Мы, конечно, подготовились к модернизации здравоохранения и занимались этим в предыдущие полгода. В чем заключалась наша подготовка? Во-первых, я объехал каждую районную больницу области и встречался с коллективами. Сегодняшняя модернизация предусматривает фактически обновление муниципального уровня, потому что она затрагивает, в основном, первичное звено. Поэтому мы эту программу подготовили, и так как программа будет подписываться субъектами – Фондом обязательного медицинского страхования и Миздравсоцразвития, то сегодня мы фактически эту программу согласовали в полном объеме. Непростой, кстати, процесс. Во-вторых, она была признана не только первой подписанной программой, но и одной из наиболее успешных с точки зрения целей, задач, оптимизации расходов и т.д. Модернизация направлена, прежде всего, на муниципальный уровень, а именно на усиление первичного звена, куда приходит больной в первую очередь. Это то звено, эффективная работа которого может реализовать в целом задачу по снижению смертности, увеличению рождаемости, увеличению продолжительности жизни, то есть будет способствовать решению демографической проблемы. Чего не хватало, на мой взгляд, в первичном звене? Мы 5 лет назад начали реализовывать нацпроект "Здоровье". И тогдашний министр здравоохранения М.Зурабов ставил задачу, что нужно создать эффективно работающее первичное звено. И это было абсолютно правильно, и поначалу этот процесс пошел. Но, на мой взгляд, этот процесс был запущен и он не был доведен до конца. На мой взгляд, программа модернизации этот процесс доведет до логического завершения для того, чтобы фактически в здравоохранении работали все этапы – от момента обращения и до получения высококвалифицированной, высокотехнологичной помощи, если таковая требуется. Мы видим, что сегодня нужно изменить структуру здравоохранения, а это делать необходимо, помимо того, что сегодня прописано в программе достаточно четко: покупка нового современного оборудования, приведение в порядок стен, потолков и полов – это капитальные и текущие ремонты, и повышение квалификации персонала. Достаточно четко прописана еще одна составляющая – а именно, структура здравоохранения, которая подлежит изменению. Хотя в программе этот посыл указан в виде повышения качества работы первичного звена – амбулаторно-поликлинического. Мы именно на это и сделали упор. Сегодня мы стимулируем, во-первых, повышение качества работы первичного звена за счет повышения заработной платы, за счет внедрения новых стандартов зарплата вырастет в целом в здравоохранении на 10%, а в первичном звене специалисты получали только в этом году 20%, и, как минимум, столько же – в следующем году. За счет этого мы именно первичное звено укомплектуем высокотехнологичным оборудованием. Если в 2005г. процент устаревшего оборудования превышал 70-75%, то сегодня это фактически наоборот, новое оборудование составляет 70-75%. И мы за счет модернизации фактически полностью избавимся от этой рухляди. Но главное, что мы введем информатизацию. Информатизация в широком плане – это электронный полис, который действует на территории всей РФ. Но в более узком плане – это электронная очередь, и как позитивное последствие – ликвидация очередей в поликлиниках как таковых. Мы это сделали уже в части поликлиник в этом году, а в 2012г. полностью 100-процентная электронная очередь ликвидирует "живые" очереди как таковые. Это первое. А во-вторых, это – электронный документооборот внутри самых лечебных учреждений. Пилотные проекты мы уже реализовали в нескольких лечебных учреждениях в течение последних нескольких лет. Это позволит врачу, не отвлекаясь на написание бумаг (все это будет делаться в электронном виде), во-первых, уделять больше внимания больному. Во-вторых, работая в электронной системе, он имеет доступ к банку данных и фактически может получить дополнительную консультацию, если он затрудняется диагностировать состояние своего больного. В узком плане это будет новый уровень фактической работы в первичном звене – в поликлинике, в стационарах, которые также включаются в эту систему. И еще один вопрос – это управляемость здравоохранения как такового. Сегодня есть два уровня – региональный и муниципальный. Муниципалитет – это первичная часть специализированной помощи. Региональная – это специализированная и высокотехнологичная помощь. Сегодня мы построили у себя высокотехнологичный кардиохирургический центр. Такие федеральные центры строились в ряде городов России, мы построили фактически точно такой же, но за собственные деньги, только у нас не пять операционных, а четыре. Сегодня по высокотехнологичной помощи мы превышаем норматив в России более чем в 2 раза, по округу – почти в три раза. За счет этого центра мы обеспечили почти идеальную возможность оказания высокотехнологичной помощи населению. При этом мы видим, что на уровне первичного звена людей не всегда направляют в этот центр вовремя. Поэтому наша задача – улучшить работу первичного звена. С другой стороны, в соответствии с федеральным законом N131, формально регион не может вмешиваться в работу муниципальной больницы, потому что это полномочия муниципалитета. Когда мы сталкиваемся с неэффективностью отдельных главных врачей, мы вынуждены инициировать, рекомендовать, просить сменить этого специалиста. В соответствии с новым федеральным законом об обязательном медицинском страховании, специализированная помощь, скорее всего, будет передана субъектам РФ, то есть управляемость повысится. Мы планируем преобразовать муниципальные больницы в межмуниципальные центры, в которых квалификация персонала будет более высокой. Будет лучше коммуникация. Фактически управлять ими будет региональный Минздрав. Должны вырасти эффективность и качество медицинской помощи. Модернизация, как мы ее понимаем, это не только стены, новое оборудование, высокие зарплаты, но и более оптимальное управление здравоохранением.
Вопрос из зала: Каков общий объем инвестиций в строительство жилья был в 2010 г., какие планы на 2011 г. и на период до 2015 г.? Только ли саратовские строительные компании работают в регионе? Какова обеспеченность жильем ветеранов Великой Отечественной войны? Существует ли в вашем регионе разделение на жилье элитное и жилье эконом-класса?
П.Ипатов: Конечно, вся линейка предложений - от экономичного жилья до премиум-класса у нас существует. Когда я говорю о показателях, конечно, я имею в виду в основном доступное жилье эконом-класса. Строительство элитного жилья никак не регулируется правительством, богатые люди имеют возможность покупать то, что им нравится. Что касается объема строительства, то в 2010г. он составил 1 млн 124 тыс. кв. м. Стоимость одного "квадрата" составляла примерно 29 тыс. руб. Что касается объема выделяемых средств, там не только жилье, но и инженерная инфраструктура, тут речь идет о сумме примерно в 20 млрд руб. или несколько больше. Мы видим, что и в 2010г. был рост строительства жилья, где-то 101% у нас по жилью – это в квадратных метрах. По строймонтажу – несколько выше, по-моему, по этим работам у нас 105-процентный рост произошел в 2010г. Теперь о ветеранах. Те, кто встал в очередь до 1 марта 2005г., уже все получили жилье. Те, кто встал в очередь после этой даты, в том числе в начале 2010г., тоже все получили. Но дело в том, что очередь живая, только за первые два месяца 2011г. в очередь встали еще 100 человек. Все ветераны до конца текущего года получат жилье. С этим у нас проблем нет. Ветераны у нас вселяются в новые дома, у нас нет старого жилого фонда. Кроме того, для ветеранов у нас существует программа капитального ремонта, по 36 тыс. руб. мы выделяем ветеранам, чтобы отремонтировать их жилище. Такая программа действовала весь прошлый год и продлится до 1 июля 2011г. Что касается строительных компаний, то могу с радостью сказать, что ни одной строительной компании из других регионов у нас не работает. Тому есть объективная причина. Когда начался строительный бум, когда началась реализация программы "Доступное и качественное жилье", когда мы начали проводить аукционы на земельной площадке, в область пришли несколько инвесторов из-за пределов области, и они по доступной цене на аукционе купили землю, несколько участков по десятку гектар для того, что строить жилье, в том числе и малоэтажную застройку в пригороде Саратова. Но, к сожалению, ни одна из этих компаний не смогла начать строительство, прежде всего, такие московские компании, как "Пересвет Инвест". Более того, на меня выходила Е.Батурина года три назад с предложением: "А нельзя ли у вас строить жилье, у вас есть мощности, мы придем к вам строить жилье". Но когда я назвал им стоимость квадратного метра 24 тыс. руб., которая была на тот момент, Е.Батурина сказала, что им это не интересно: "Мы не будем у вас строить". Сегодня рынок жилья, на котором работают только саратовские компании, обусловлен тем, что инвестор со стороны не может обеспечить конкурентные условия тем, что имеют местные строительные компании. Они имеют свою модернизированную стройиндустрию, современные заводы, где представлена вся линейка строительных материалов, начиная от газобетона, отделочных сухих смесей и т.п. При этом они получают землю по аукциону, у нас чисто аукционное распределение земли. Особенно с 2005г. мы начали реализовать самый крупный жилищный проект в РФ – "Солнечный-2". Строительство 5 млн кв. м жилья на 200 тыс. населения. "Солнечный-2" - это микрорайонная застройка в пределах города с совершенно новой инженерной инфраструктурой. При этом мы ознакомились с комплексной постройкой – это "Академический" в Екатеринбурге, это татарский проект, чебоксарский проект. Из этих перечисленных проектов реализован только один – саратовский проект. Чебоксары – там просто новый город, в Татарстане на окраине Казани сделали так называемый "Зеленый дол", где были построены несколько домов для военнослужащих, но идея дойти до "Зеленого дола" (там где-то на 10 км нужно соединиться с этим населенным пунктом), пока только проложено 2 м водовода, и больше там ничего не сделано. Мы более 100 тыс. кв. м жилья вводим в этом комплексе каждый год. Там только в прошлом году введено три детских садика, строится новая школа, рядом с границей этого участка введен ледовый дворец. На сегодня там вся инфраструктура имеется. Мне представляется, что "Солнечный-2" - это уникальный проект, поскольку мы забрали земли НИИ Востока (федеральные земли), которые частично не использовались. Мы в 2005г. их забрали, в 2006г. оформили и уже в то же году построили первый многоэтажный многоподъездный дом. Сегодня уже более 100 тыс. кв. м жилья вводится каждый год. За счет этой микрорайонной застройки именно в Саратове мы решили проблему предоставления жилья. Это жилье востребовано, оно фактически полностью покупается. Там работают 6-8 компаний, которые строят микрорайоны – одна компания – один микрорайон, другая – другой, и одновременно до десятка микрорайонов строятся сразу же этими саратовскими компаниями. Вот именно рыночный подход и плюс, я не называю это частно-государственным партнерством, но вся инженерная инфраструктура там построена за счет денег регионального и федерального бюджетов. Это не в чистом виде частно-государственное партнерство, а это программы, которые существовали, да и сейчас существуют. Поддержка инженерной инфраструктуры, все коммуникации строились за счет этих денег. Такая низкая цена была за счет того, что земля покупалась на аукционах и цены были достаточно щадящие, инженерная инфраструктура не вошла в стоимость кв. м, потому что она построена за счет бюджетных денег, и объекты социального назначения строятся за счет бюджетных денег, а не разбрасываются, как иногда бывает, на кв. м коммерческого