
Мужчины тоже люди
02.08.10 11:10
Сегодня грань между так называемыми «женскими» и «мужскими» профессиями практически стерта, но по-прежнему остаются сферы, в которых женщина, кажется, как бы не на своем месте. Что заставляет ее браться за неженское дело: нужда и безысходность, необходимость самоутверждения или любопытство и уверенность в своих силах? С этим вопросом «Время» обратилось к одному из самых успешных строителей Саратовской области, руководителю ООО «Торгово-строительное управление «Энгельсстрой» Анне Сеноженской.
— Анна Александровна, как Вы попали в отрасль? Неужели в детстве мечтали стать строителем?
— Угадали. Действительно, сколько себя помню, ни о чем другом, кроме как связать свою жизнь со строительством, не мечтала. «Энгельсстрой» — это компания моего отца, я буквально выросла на стройке. С 13 лет я чуть ли не каждый день ходила вместе с отцом по объектам, а в 16 уже работала в стройгруппе. Уже тогда я твердо решила пойти по папиным стопам, поэтому, когда пришла пора выбирать будущую профессию, вопрос куда поступать передо мной не стоял. Сначала закончила «политех» по специальности «экономика и управление в строительстве», затем пошла в аспирантуру и защитила кандидатскую по экономике. В итоге сегодня у меня почти двадцатилетний стаж в проектировании.
— Вам, наверное, часто говорят, что у Вас неженская работа. Что Вы в таких случаях отвечаете?
— Дело не в том, женская она или нет. Работу надо просто любить, тогда все будет получаться. Ведь это же так интересно: возводить дома, смотреть, как у тебя на глазах на пустом месте рождаются школы, промышленные предприятия и целые микрорайоны. Да, работа строителя тяжела, но то, что ты можешь видеть ее результаты и твой труд приносит людям реальную пользу, — сторицей окупает все усилия.
— Но все же одно дело — просто работать в отрасли, и совсем другое — возглавлять такое крупное предприятие, как «Энгельсстрой»...
— Знаете, когда еще училась в техникуме, я от кого-то услышала, что в Москве есть женщина, которая руководит крупной строительной компанией. Меня это тогда настолько впечатлило, что я решила непременно стать такой же. Для меня ее карьера стала примером того, что если действительно захотеть, можно стать кем угодно. Тогда я поставила перед собой цель стать руководителем и пошла к ней. Ведь в строительстве мало быть дочерью директора, надо действительно заслужить кресло руководителя.
— Как Вам удается поддерживать свой авторитет в коллективе? Мужчины Вас охотно слушаются?
— Пока никаких разногласий у нас не было. Конечно, иногда и прикрикнуть могу, и голос повысить. Ведь чтобы человек тебя понимал, с ним нужно разговаривать на его языке. Вот и ищу к каждому подход. Но одно знаю совершенно точно: мужчины, тем более строители, уважают только людей с сильным характером. Если они чувствуют в начальнике лидера, то будут относиться к нему с уважением. И не важно, какого он пола.
— Но женщине наверняка труднее найти общий язык с подчиненными-мужчинами?
— Конечно же, есть свои нюансы в общении, но они не настолько значительны. Мужчины тоже люди, так что здесь главное — найти подход к работнику как к человеку, а не как к представителю противоположного пола. Если говорить о моем коллективе, то у нас с сотрудниками-мужчинами общие интересы, и мы без труда находим о чем поговорить.
— О чем же, если не секрет?
— Мне никогда не было интересно обсуждать кулинарию или разведение цветов. Наши излюбленные темы для разговоров — это новые методики в строительстве, новшества в технике, какие-то необычные проектные разработки.
— Известно, что строители — люди в большинстве своем эмоциональные и любят красочно выражаться. В Вашем присутствии работники позволяют себе материться?
— Сдерживаются, как могут. Не знаю, о чем они говорят у меня за спиной в своей мужской компании, но стоит мне появиться в поле зрения, как они меняются в лицах, даже голос другой становится. Ну и, конечно, пытаются себя сдерживать в словах, в тоне, в жестах. Хотя мне не кажется, что я сильно их сковываю. За те годы, которые провела на этом предприя¬тии, я прочно вошла в «семью», стала для них в некотором роде «своей».
— У Вас на предприятии много женщин?
— Немало, это точно. Есть женщины-прорабы, главный проектировщик и мой заместитель — тоже женщины. Они очень ответственны и порой выбирают более верный путь к решению поставленной задачи, чем тот, который предлагают мужчины.
— Анна Александровна, а как же традиционные женские увлечения и болтовня о моде и косметике? Неужели им Вы тоже предпочитаете стройку?
— Мне не составляет труда все совмещать. Когда есть свободное время, я с удовольствием занимаюсь вязанием, обожаю готовить. И кто бы что ни говорил, на самом деле совмещать «неженскую» работу с домашними делами несложно. В сутках 24 часа, за это время при желании можно успеть все. В том числе найти время на вязание.
— Если бы у Вас в сутках появился 25-й час, как бы Вы его потратили?
— Наверное, посвятила бы самообразованию, чтению интересных книг или изучению новых строительных технологий.
— Сложись жизнь иначе, смогли бы стать домохозяйкой?
— Нет уж. Что-что, а роль домохозяйки не для меня. Когда родила ребенка, полтора года просидела дома, но потом уже просто не выдержала и вышла на работу. Что дома делать? Готовить, убирать и ходить по магазинам? Это ведь от скуки можно умереть. Жить должно быть интересно, а если каждый день сидеть дома, какой в этом интерес? Нет, такая жизнь точно не для меня. Кроме того, есть еще такая вещь, как самореализация. Когда у тебя есть мужчина, который в состоянии тебя содержать так, чтобы тебе не надо было работать, то почему бы не тратить все время на походы по салонам красоты и магазинам? Многие так живут, и их это устраивает. Но для меня намного важнее занять собственное место в жизни, а для этого нужна работа, в которой можно было бы себя реализовать.
— А Ваша дочь не собирается продолжать семейную традицию?
— Пока нет. У нее гуманитарное направление. В этом году она поступила на факультет туризма и гостиничного бизнеса. Потом, возможно, продолжит обучение в сфере юриспруденции. Но это все потом. Пока никаких намеков на то, что она хочет работать в строительстве, нет. Возможно, со временем ей этот бизнес тоже понравится, но я надеюсь, что нет.
— Значит, есть все же какие-то трудности в Вашей работе, раз не советуете ее дочери?
— Это сложно объяснить. Просто кому-то эта работа по душе, и трудностей он не замечает. Единственная, с которой я сталкивалась, — это недостаточное количество объектов.
— Но это же так тяжело: руководить предприятием, растить дочь, вести хозяйство. Неужели никогда не хотелось опустить руки?
— Хотелось, конечно, куда же без этого. Когда был жив отец, я обращалась за поддержкой к нему. Сейчас справляюсь сама. На самом деле, любую проблему надо «переспать». Знаете, как в сказках обычно говорят: утро вечера мудренее. Это действительно так. Нужно остановиться и подумать. Ответ придет сам. Но сдаваться никогда нельзя. Что бы ни случилось, безвыходных ситуаций не бывает.
— У Вас в жизни есть человек, с которого Вы берете пример?
— Для меня примером всегда был мой отец. Уже прошло пять лет после того, как его не стало, но я никогда не слышала, чтобы о нем говорили плохо. Люди до сих пор вспоминают его как прекрасного руководителя, специалиста, организатора. И я хочу, чтобы обо мне говорили так же. Чтобы меня никто не мог упрекнуть, что я не выполнила обязательств, сказала и не сделала. Половина Саратова построена его руками, и теперь, когда я взяла на себя ответственность за предприятие, не хочу, чтобы про меня когда-нибудь сказали, что я не смогла с нею справиться.
— Что бы Вы пожелали коллегам в преддверии Дня строителя?
— Здоровья, удачи, интересных проектов и хорошей погоды. Ну и, конечно, красивых архитектурных решений. Ведь наш город и область должны быть красивыми, и сделать их такими — наша задача.
Светлана ГЕТАЛО
http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/27355
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
|