Интервью Натальи Максимовны Кравченко для альманаха "Лица Саратовской губернии 2011"
- Наталия Максимовна, в этом году Вы стали дипломантом конкурса «Серебряный стрелец – 2011», расскажите о том, как он проводился, много ли у Вас было конкурентов? Какими еще личными достижениями отмечен этот год?
- Идея проведения конкурса, проходившего на страницах Интернета с 4 марта 2010-го по 1 марта 2011 года, принадлежит инициативной группе из США, России и Украины. Вот ссылка на мою конкурсную подборку:
ttp://www.argentium-book.ru/forum/1173/2020_НАТАЛИЯ__КРАВЧЕНКО
Сколько конкурентов — уже не помню, но достаточно много, так как конкурс длился около года. На сайте «Серебряный стрелец» можно найти подробности. Я вошла в число дипломантов на соискание Большой премии «Серебряный стрелец — 2011».
По итогам конкурса выйдет книга «Серебряный стрелец». Поэзия 2011», куда войдут стихи всех номинантов проекта. Каждый из авторов-участников получит авторский экземпляр со своими публикациями, а их имена будут внесены в электронный поэтический словарь на официальном сайте конкурса «Серебряный стрелец».
Это уже четвёртый Международный конкурс, в котором я «засветилась». Первый был в 2003 году — 13 Международный конкурс «Пушкинская лира», проходивший в Нью-Йорке, где я заняла 2 место (единственная от России), второй — в 2010 году: вошла в число 12 финалистов Пятого Международного конкурса русской поэзии имени Владимира Добина "У вдохновенья есть своя отвага" (Ашдод, Израиль). Учредитель конкурса - израильский литературно-художественный журнал "Русское литературное эхо". Была номинантом Международного конкурса "Согласование времён" на Турнир поэтов (Киев, 2010).
В этом году у меня были публикации поэтических подборок в Интернет-альманахе "Порт-Фолио" (Монреаль, Канада, № 174, 2011): http://www.port-folio.org/2011/part65.html , в журнале "Русское литературное эхо" (Израиль, № 12, 2011): http://eholit.ru/show/gosti/natalia/ , в журнале "Сура" (Пенза, № 3, 2011), в альманахе «45 параллель» за 21.08.11: http://45parallel.net/nataliya_kravchenko/
Этот год для меня знаменателен ещё и тем, что с начала мая я открыла свой литературный блог в Живом Журнале: http://nmkravchenko.livejournal.com/, где рассказываю о любимых поэтах разных стран и эпох, делюсь размышлениями о саратовской литературной жизни. Фактически это то же, что я много лет делала в нашей Областной универсальной библиотеке. Только если раньше на мои лекции ходили лишь местные любители поэзии, то теперь их читают пользователи из разных городов и стран. Каждый день получаю десятки писем и откликов, завязываются интересные литературные знакомства, переписки, беседы, дискуссии, - всё это та литературная среда и общение, которых мне всегда не хватало.
- В 80-х Вы читали публичные лекции о поэтах разных стран и эпох, наверняка при подготовке узнали очень много о «собратьях по перу», чья биография, чья судьба впечатлила Вас более всего? Есть ли у Вас среди поэтов учителя и кумиры?
- Я читаю публичные лекции о поэзии в нашем городе с 1986 года. В этом году ровно четверть века, как я этим занимаюсь. Сначала читала по линии общества «Знание», потом проводила литературные вечера в салонах на Немецкой «Вдохновение», «Автограф» (с 1988 по 1990), в ДК «Кристалл», «Мир», читала два года в городской библиотеке на Зарубина (с 1992 по 1994), а с 1995 года веду в СОУНБ вечера «Поэзии серебряные струны». Это своеобразные моноспектакли о поэтах с мультимедийными слайдами, фонограммами их произведений, с выступлениями чтецов, певцов, бардов. Эти лекции (их было около 200), только с этого 1995 года прослушало более 40 тысяч человек в нашем городе. На моём личном сайте можно посмотреть многочисленные фотографии, которые делали в зале слушатели, телепередачи ГТРК, снятые о некоторых из вечеров, послушать многие из этих лекций полностью в аудиоформате, почитать отзывы слушателей, ознакомиться с литературными эссе, куда вошли наиболее интересные лекционные фрагменты. Вот адрес сайта: http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/
Если раньше это было одним из увлечений, то с годами стало главным делом жизни. Я вижу, что это нужно большому числу людей, нужно их умам и душам, я удовлетворяю их жажду знаний, даю пищу чувствам и размышлениям. После лекций в библиотеке обычно выстраивается длинная очередь за книгами поэтов, о которых я рассказала.
А порой мне кажется, что это нужно не только им, нынешним, но и тем, о ком я рассказываю, тем «дорогим, любимым теням», как назвал их А. Кушнер в своей недавней авторской программе. Я переписываюсь с Александром Семёновичем с 2000 года, и в одном из писем он написал мне: «Вам благодарны тени всех поэтов, вечера которых Вы устраиваете».
Кто мои «кумиры и учителя»? - все те поэты, о которых я пишу и рассказываю. Я не делю их на классиков и современников, умерших и ныне живущих, местных и столичных, знакомых и незнакомых. Единственный критерий — талант и любовь к их творчеству, которой я стараюсь «заразить» как можно большее число людей.
- На Ваши стихи написаны замечательные песни, сами Вы любите их исполнять? Увлекаетесь ли пением? Кто из авторов песен и, конечно, исполнителей, Вам нравится?
- На мои стихи написано много музыкальных произведений— это и бардовские песни (более 40 песен написано саратовским бардом Светланой Лебедевой, одна из которых, «Моим слушателям», ставшая своеобразным гимном наших библиотечных вечеров, вышла в финал Грушинского фестиваля 2010 года), и вокальные циклы (на музыку композитора В. Мишле, Е. Мелёхиной, лауреата Международных и Всероссийских конкурсов Владимира Орлова, многие песни исполняет хор Лицовой). Всё это можно послушать и посмотреть на моём сайте. Сама я свои песни не исполняю. Из авторов и исполнителей ближе всех по духу мне Светлана Лебедева. Мы часто выступаем с ней на моих творческих вечерах.
- В прошлом году Вы победили в юмористическом конкурсе «Давайте посмеемся!», откуда черпаете вдохновение для веселых зарисовок?
- Этот был конкурс юмористических миниатюр, организованный Интернет-порталом "Планета писателя" и "Литературной газетой". В нём приняли участие русскоязычные литераторы нескольких стран, приславшие свои произведения в коротких жанрах юмористической прозы.
Жюри конкурса присудило мне первое место за цикл "Смехотворинки", состоящий из юморесок разных лет, ранее опубликованных в моих книгах. Они представляют собой анекдотические случаи из жизни моей и моих близких, эпизоды, в которых отразился иррационализм и алогизм привычных, на первый взгляд, ситуаций повседневности.
Как говорил Мандельштам: "Зачем сочинять юмористику, ведь и так всё смешно". И часто смеялся «от иррационального комизма, переполняющего мир». Вот и мои миниатюры не вымышлены, а реальны, что придаёт им особую остроту восприятия.
С текстами цикла "Смехотворинки" можно познакомиться на моём сайте, где они выделены в особый раздел:
http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/smehotvorinki/smehotvorinki.pdf, а также на портале "Планета писателя": http://www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=17154
и http://www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=17361 Там же помещены и многочисленные отзывы на них.
- Поэт, это не призвание, не профессия, это, скорее, состояние души. Как оно к Вам пришло?
– Это изначальный настрой на особую волну, поднимающую нас над бытовым уровнем. Это умение уловить гармонию момента в проявлениях повседневности, увидеть и вычленить поэтическую мысль из прозаического сора жизни. А. Кушнер в одном из писем — очень дорогом для меня, написал: «…Меня радует в Ваших стихах точно найденный повод (никогда не искусственный, очень естественный и в то же время оригинальный, неожиданный) для лирического высказывания. Вы не придумываете стихи, а умеете найти поэтическую мысль – это очень важно». Как это состояние пришло? Не знаю, мне кажется, оно всегда было со мной. Я не очень понимаю, что это значит: «писать по вдохновению». Моё вдохновение — это моё время. Полное отрешение от всего и вся. Настрой на эту волну, когда открываются в тебе какие-то сокровенные дверцы, клапаны, шлюзы... «Минута — и стихи свободно потекут».
- Вы помните свое первое стихотворение? А как возникла идея выпустить свою первую книгу?
- Идея выпустить первую книгу пришла в голову не мне, а мужу, когда он создал в перестроечные годы своё издательство. Это был его подарок к моему сорокалетию. А впервые слова об издании моей книжки прозвучали лет на 20 раньше, на семинаре молодых писателей в Волгограде, в котором я принимала участие. Об этом говорил мне руководитель семинара. Но я этим словам тогда не придала серьёзного значения — у нас в Саратове издать свою книгу было в те времена нереально. Вторую книгу нам помог издать Лев Озеров (известный своей фразой: «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»), написавший к ней предисловие.
Помню ли своё первое стихотворение? Помню. У меня даже есть небольшой рассказик об этом. Вот его начало:
Листья кружатся в медленном танце
Иду по осеннему скверу. Осторожно ступаю по шуршащему золоту листьев. С невольным сожалением замечаю, что его на аллее становится всё меньше — пожилые женщины в спецодежде сгребают всё это богатство в мешки и складывают под деревьями.
Мешки такие большие и пухлые, что действительно напоминают мне мешки с золотом — из каких-то старинных пиратских фильмов. Из глубин памяти всплывает: "Листья кружатся в медленном танце..." Первая строчка моего первого стихотворения. Мне шесть лет. Мы гуляем с отцом в осенних Липках. Или в каком-то другом сквере — уже не помню. Но помню, как отец ужасно обрадовался этой, возможно, случайно оброненной мной строчке. И всячески понукал меня к её продолжению. "Ну, а как же там дальше, ну, ну?" — теребил он меня. И я с азартом — хотя и не без труда — "родила" следующие: "Листья кружатся в медленном танце... падают тихо в забытом саду... И по аллее... осенью поздней..." Дальше никак не выходило. Но отец смотрел на меня с такой надеждой, с таким нетерпеливым ожиданием, что не оправдать их было нельзя. "Я прохожу по цветному ковру!" — выпалила я наконец. И испытала жуткий восторг от содеянного. Я впервые сотворила стих! Это было необыкновенное ощущение какого-то экстаза, эйфории. Я прыгала, кружилась, поднимала с земли разноцветные листья и осыпала себя ими, как золотом. Это было приобщение к чему-то новому, неведомому, прекрасному, которое пустило меня в свою волшебную дверцу, оказавшуюся за нарисованным очагом папы Карло. И отец радовался не меньше меня. Я уже не помню подробностей, мучительно пытаюсь вспомнить, как вспоминают сон. Так давно это было! Но то ощущение радости, своего могущества, сказочного преображения мира помню очень хорошо...
- Какое направление в поэзии Вы бы определили для себя? Какова тематика и проблематика Ваших последних стихотворений?
- Мне близка традиционная поэзия. Новизну я вижу не в форме, а в глубине постижения мира, души человеческой. Как сказал Пастернак: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». Меня трогают те стихи, где — искреннее чувство, пережитая боль, живое настроение, точное слово, интересная мысль. Стихи, которые заставляют сильнее биться наше сердце. Многообразие образов, новаторских вывертов, поэтизмов и всяческих украшательств не могут скрыть подчас отсутствия поэтической мысли и правды чувства. «Узорными финтифлюшками для пустой души» называл их Блок. Когда насилуют слово, заставляя его выполнять всевозможные трюки, оно мстит, оставляя только свою оболочку и закрывая доступ к душе читателя. Поэтому я плохо отношусь к так зазываемому «авангарду». Хоть «перформансом» это обзови, хоть «акцией», хоть «сейшном», «хотя осыпь его звездами» - всё это останется тем, чем, в сущности, является: детскими играми не наигравшихся в детстве людей, стремлением любым путём обратить на себя внимание. Но всё это — графоманство, как бы красиво оно себя ни называло. Поэт пишет стихи, а графоман пытается сконструировать нечто подобное. Это — суррогат, подделка, платье голого короля. (У меня была статья с таким названием:
http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/pamfleti/Iskusstvo_totalnogo_prikolizma.pdf )
Конечно, продолжать русскую классическую традицию трудно, да и не модно. А «новое платье короля» каждый дофантазирует в меру своих возможностей. Но после футуристической зауми, после обериутов, быстро прошедших всю шахту и вернувшихся из тупика (Заболоцкий), редкая порода была выработана, нельзя же в десятый раз рисовать «чёрный квадрат».
- Есть такое понятие, как «творческий кризис». Приходилось ли Вам когда-то испытывать его, и как посоветуете из него выходить?
- Мне кажется, это надуманное понятие. Бывают периоды, даже весьма длительные, когда не пишется, но понукать и взнуздывать своё вдохновение, я считаю, не стоит. Надо воспринимать этот «простой» как период накопления, внутренней подспудной работы, которая, когда придёт время, сама выплеснется созревшими в тебе словами. Иногда нужно остановиться, вглядеться, вслушаться в себя. Не торопить. Как писал Блок: «...не мучь, не трогай, Не понукай и не зови. Когда-нибудь придёт он, строгий, Кристально-ясный час любви». Или час творчества, что в данном случае одно и то же. Но очень важно при этом не прекращать работать: писать, читать, думать. Как сказал А. Цветков: «Таланту вредит многодневный простой. Ржавеет умолкшая лира».
- Если бы у Вас была возможность прожить жизнь заново, то Вы бы постарались избежать неких ошибок?
– Постаралась бы больше внимания и заботы уделять родителям, близким, больше говорить им о своей любви. Пока они живы — этого не ценишь, как воздух, кажется, что это будет с тобой всегда. Одна из моих книг называется «Письмо в пустоту». Это слова любви всем тем, кому я не успела их сказать при жизни. Больше ценила бы каждую минуту своего времени, не распылялась бы на случайные занятия и случайных людей. А вообще-то я начинаю жить заново каждое утро. Как писала в одном из стихов: «С упорством мухи, бьющейся в стекло, Я начинаю утром путь земной Судьбе назло, самой себе назло, С другой строки и с буквы прописной».
- Как Вы думаете, люди стали читать меньше или больше?
- Думаю, меньше. До перестройки люди выписывали толстые журналы, стремились прочесть произведения, которые были предметом всеобщего обсуждения. Нечтение считалось признаком недалёкости, отсталости, не читать было стыдно. Тогда ценились образованность, начитанность, интеллект. Теперь же и те, кто читают — чаще всего потребляют развлекательное и низкопробное чтиво, что просто отвлекает человека от проблем его собственной жизни, позволяет забыться, что никаким образом не влияет на его развитие и самопознание. Но с другой стороны — Интернет открыл богатейшие возможности для оперативного получения нужной информации. Если раньше приходилось в поисках нужного материала часами просиживать в библиотеке, конспектировать фолианты, то теперь это можно сделать не в пример быстрее и эффективнее. И хотя Интернет так же заменяет книгу, как интернат родителей, но прочесть теперь можно гораздо больше и не нужно сбиваться с ног в поисках нужной книги — в Интернете, как правило, есть всё.
- Наталия Максимовна, как по-Вашему, что главное в человеке?
- Порядочность, честность, доброта. Если в юности влекло главным образом к умным, ярким, талантливым, то с годами начинаешь больше ценить человеческие качества, искренность, бескорыстность, готовность откликнуться, помочь. В наше время это большая редкость. Жизнь ведь не только из литературы состоит. Фаулз даже книгу об этом написал: «Аристос» - о возможности стать человеком. Это и есть самое главное, чему следует учиться всю жизнь. Быть человеком.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|