Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью

Интервью Натальи Максимовны Кравченко для альманаха "Лица Саратовской губернии 2011" 

- Наталия Максимовна, в этом году Вы стали дипломантом конкурса «Серебряный стрелец – 2011», расскажите о том, как он проводился, много ли у Вас было конкурентов? Какими еще личными достижениями отмечен этот год?

- Идея проведения конкурса, проходившего на страницах Интернета с 4 марта 2010-го по 1 марта 2011 года, принадлежит инициативной группе из США, России и Украины. Вот ссылка на мою конкурсную подборку:

ttp://www.argentium-book.ru/forum/1173/2020_НАТАЛИЯ__КРАВЧЕНКО

Сколько конкурентов — уже не помню, но достаточно много, так как конкурс длился около года. На сайте «Серебряный стрелец» можно найти подробности. Я вошла в число дипломантов на соискание Большой премии «Серебряный стрелец — 2011».

По итогам конкурса выйдет книга «Серебряный стрелец». Поэзия 2011», куда войдут стихи всех номинантов проекта. Каждый из авторов-участников получит авторский экземпляр со своими публикациями, а их имена будут внесены в электронный поэтический словарь на официальном сайте конкурса «Серебряный стрелец».

Это уже четвёртый Международный конкурс, в котором я «засветилась». Первый был в 2003 году — 13 Международный конкурс «Пушкинская лира», проходивший в Нью-Йорке, где я заняла 2 место (единственная от России), второй — в 2010 году: вошла в число 12 финалистов Пятого Международного конкурса русской поэзии имени Владимира Добина "У вдохновенья есть своя отвага" (Ашдод, Израиль). Учредитель конкурса - израильский литературно-художественный журнал "Русское литературное эхо". Была номинантом Международного конкурса "Согласование времён" на Турнир поэтов (Киев, 2010).

В этом году у меня были публикации поэтических подборок в Интернет-альманахе "Порт-Фолио" (Монреаль, Канада, № 174, 2011): http://www.port-folio.org/2011/part65.html , в журнале "Русское литературное эхо" (Израиль, № 12, 2011): http://eholit.ru/show/gosti/natalia/ , в журнале "Сура" (Пенза, № 3, 2011), в альманахе «45 параллель» за 21.08.11: http://45parallel.net/nataliya_kravchenko/

Этот год для меня знаменателен ещё и тем, что с начала мая я открыла свой литературный блог в Живом Журнале: http://nmkravchenko.livejournal.com/, где рассказываю о любимых поэтах разных стран и эпох, делюсь размышлениями о саратовской литературной жизни. Фактически это то же, что я много лет делала в нашей Областной универсальной библиотеке. Только если раньше на мои лекции ходили лишь местные любители поэзии, то теперь их читают пользователи из разных городов и стран. Каждый день получаю десятки писем и откликов, завязываются интересные литературные знакомства, переписки, беседы, дискуссии, - всё это та литературная среда и общение, которых мне всегда не хватало.

 

- В 80-х Вы читали публичные лекции о поэтах разных стран и эпох, наверняка при подготовке узнали очень много о «собратьях по перу», чья биография, чья судьба впечатлила Вас более всего? Есть ли у Вас среди поэтов учителя и кумиры?

- Я читаю публичные лекции о поэзии в нашем городе с 1986 года. В этом году ровно четверть века, как я этим занимаюсь. Сначала читала по линии общества «Знание», потом проводила литературные вечера в салонах на Немецкой «Вдохновение», «Автограф» (с 1988 по 1990), в ДК «Кристалл», «Мир», читала два года в городской библиотеке на Зарубина (с 1992 по 1994), а с 1995 года веду в СОУНБ вечера «Поэзии серебряные струны». Это своеобразные моноспектакли о поэтах с мультимедийными слайдами, фонограммами их произведений, с выступлениями чтецов, певцов, бардов. Эти лекции (их было около 200), только с этого 1995 года прослушало более 40 тысяч человек в нашем городе. На моём личном сайте можно посмотреть многочисленные фотографии, которые делали в зале слушатели, телепередачи ГТРК, снятые о некоторых из вечеров, послушать многие из этих лекций полностью в аудиоформате, почитать отзывы слушателей, ознакомиться с литературными эссе, куда вошли наиболее интересные лекционные фрагменты. Вот адрес сайта: http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/

Если раньше это было одним из увлечений, то с годами стало главным делом жизни. Я вижу, что это нужно большому числу людей, нужно их умам и душам, я удовлетворяю их жажду знаний, даю пищу чувствам и размышлениям. После лекций в библиотеке обычно выстраивается длинная очередь за книгами поэтов, о которых я рассказала.

А порой мне кажется, что это нужно не только им, нынешним, но и тем, о ком я рассказываю, тем «дорогим, любимым теням», как назвал их А. Кушнер в своей недавней авторской программе. Я переписываюсь с Александром Семёновичем с 2000 года, и в одном из писем он написал мне: «Вам благодарны тени всех поэтов, вечера которых Вы устраиваете».

Кто мои «кумиры и учителя»? - все те поэты, о которых я пишу и рассказываю. Я не делю их на классиков и современников, умерших и ныне живущих, местных и столичных, знакомых и незнакомых. Единственный критерий — талант и любовь к их творчеству, которой я стараюсь «заразить» как можно большее число людей.

- На Ваши стихи написаны замечательные песни, сами Вы любите их исполнять? Увлекаетесь ли пением? Кто из авторов песен и, конечно, исполнителей, Вам нравится?

- На мои стихи написано много музыкальных произведений— это и бардовские песни (более 40 песен написано саратовским бардом Светланой Лебедевой, одна из которых, «Моим слушателям», ставшая своеобразным гимном наших библиотечных вечеров, вышла в финал Грушинского фестиваля 2010 года), и вокальные циклы (на музыку композитора В. Мишле, Е. Мелёхиной, лауреата Международных и Всероссийских конкурсов Владимира Орлова, многие песни исполняет хор Лицовой). Всё это можно послушать и посмотреть на моём сайте. Сама я свои песни не исполняю. Из авторов и исполнителей ближе всех по духу мне Светлана Лебедева. Мы часто выступаем с ней на моих творческих вечерах.

- В прошлом году Вы победили в юмористическом конкурсе «Давайте посмеемся!», откуда черпаете вдохновение для веселых зарисовок?

- Этот был конкурс юмористических миниатюр, организованный Интернет-порталом "Планета писателя" и "Литературной газетой". В нём приняли участие русскоязычные литераторы нескольких стран, приславшие свои произведения в коротких жанрах юмористической прозы.

Жюри конкурса присудило мне первое место за цикл "Смехотворинки", состоящий из юморесок разных лет, ранее опубликованных в моих книгах. Они представляют собой анекдотические случаи из жизни моей и моих близких, эпизоды, в которых отразился иррационализм и алогизм привычных, на первый взгляд, ситуаций повседневности.

Как говорил Мандельштам: "Зачем сочинять юмористику, ведь и так всё смешно". И часто смеялся «от иррационального комизма, переполняющего мир». Вот и мои миниатюры не вымышлены, а реальны, что придаёт им особую остроту восприятия.

С текстами цикла "Смехотворинки" можно познакомиться на моём сайте, где они выделены в особый раздел:

http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/smehotvorinki/smehotvorinki.pdf, а также на портале "Планета писателя": http://www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=17154

и http://www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=17361 Там же помещены и многочисленные отзывы на них.

- Поэт, это не призвание, не профессия, это, скорее, состояние души. Как оно к Вам пришло?

Это изначальный настрой на особую волну, поднимающую нас над бытовым уровнем. Это умение уловить гармонию момента в проявлениях повседневности, увидеть и вычленить поэтическую мысль из прозаического сора жизни. А. Кушнер в одном из писем — очень дорогом для меня, написал: «…Меня радует в Ваших стихах точно найденный повод (никогда не искусственный, очень естественный и в то же время оригинальный, неожиданный) для лирического высказывания. Вы не придумываете стихи, а умеете найти поэтическую мысль – это очень важно». Как это состояние пришло? Не знаю, мне кажется, оно всегда было со мной. Я не очень понимаю, что это значит: «писать по вдохновению». Моё вдохновение — это моё время. Полное отрешение от всего и вся. Настрой на эту волну, когда открываются в тебе какие-то сокровенные дверцы, клапаны, шлюзы... «Минута — и стихи свободно потекут».

- Вы помните свое первое стихотворение? А как возникла идея выпустить свою первую книгу?

- Идея выпустить первую книгу пришла в голову не мне, а мужу, когда он создал в перестроечные годы своё издательство. Это был его подарок к моему сорокалетию. А впервые слова об издании моей книжки прозвучали лет на 20 раньше, на семинаре молодых писателей в Волгограде, в котором я принимала участие. Об этом говорил мне руководитель семинара. Но я этим словам тогда не придала серьёзного значения — у нас в Саратове издать свою книгу было в те времена нереально. Вторую книгу нам помог издать Лев Озеров (известный своей фразой: «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»), написавший к ней предисловие.

Помню ли своё первое стихотворение? Помню. У меня даже есть небольшой рассказик об этом. Вот его начало:

Листья кружатся в медленном танце

Иду по осеннему скверу. Осторожно ступаю по шуршащему золоту листьев. С невольным сожалением замечаю, что его на аллее становится всё меньше — пожилые женщины в спецодежде сгребают всё это богатство в мешки и складывают под деревьями.

Мешки такие большие и пухлые, что действительно напоминают мне мешки с золотом — из каких-то старинных пиратских фильмов. Из глубин памяти всплывает: "Листья кружатся в медленном танце..." Первая строчка моего первого стихотворения. Мне шесть лет. Мы гуляем с отцом в осенних Липках. Или в каком-то другом сквере — уже не помню. Но помню, как отец ужасно обрадовался этой, возможно, случайно оброненной мной строчке. И всячески понукал меня к её продолжению. "Ну, а как же там дальше, ну, ну?" — теребил он меня. И я с азартом — хотя и не без труда — "родила" следующие: "Листья кружатся в медленном танце... падают тихо в забытом саду... И по аллее... осенью поздней..." Дальше никак не выходило. Но отец смотрел на меня с такой надеждой, с таким нетерпеливым ожиданием, что не оправдать их было нельзя. "Я прохожу по цветному ковру!" — выпалила я наконец. И испытала жуткий восторг от содеянного. Я впервые сотворила стих! Это было необыкновенное ощущение какого-то экстаза, эйфории. Я прыгала, кружилась, поднимала с земли разноцветные листья и осыпала себя ими, как золотом. Это было приобщение к чему-то новому, неведомому, прекрасному, которое пустило меня в свою волшебную дверцу, оказавшуюся за нарисованным очагом папы Карло. И отец радовался не меньше меня. Я уже не помню подробностей, мучительно пытаюсь вспомнить, как вспоминают сон. Так давно это было! Но то ощущение радости, своего могущества, сказочного преображения мира помню очень хорошо...

- Какое направление в поэзии Вы бы определили для себя? Какова тематика и проблематика Ваших последних стихотворений?

- Мне близка традиционная поэзия. Новизну я вижу не в форме, а в глубине постижения мира, души человеческой. Как сказал Пастернак: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». Меня трогают те стихи, где — искреннее чувство, пережитая боль, живое настроение, точное слово, интересная мысль. Стихи, которые заставляют сильнее биться наше сердце. Многообразие образов, новаторских вывертов, поэтизмов и всяческих украшательств не могут скрыть подчас отсутствия поэтической мысли и правды чувства. «Узорными финтифлюшками для пустой души» называл их Блок. Когда насилуют слово, заставляя его выполнять всевозможные трюки, оно мстит, оставляя только свою оболочку и закрывая доступ к душе читателя. Поэтому я плохо отношусь к так зазываемому «авангарду». Хоть «перформансом» это обзови, хоть «акцией», хоть «сейшном», «хотя осыпь его звездами» - всё это останется тем, чем, в сущности, является: детскими играми не наигравшихся в детстве людей, стремлением любым путём обратить на себя внимание. Но всё это — графоманство, как бы красиво оно себя ни называло. Поэт пишет стихи, а графоман пытается сконструировать нечто подобное. Это — суррогат, подделка, платье голого короля. (У меня была статья с таким названием:

http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/pamfleti/Iskusstvo_totalnogo_prikolizma.pdf )

Конечно, продолжать русскую классическую традицию трудно, да и не модно. А «новое платье короля» каждый дофантазирует в меру своих возможностей. Но после футуристической зауми, после обериутов, быстро прошедших всю шахту и вернувшихся из тупика (Заболоцкий), редкая порода была выработана, нельзя же в десятый раз рисовать «чёрный квадрат».

- Есть такое понятие, как «творческий кризис». Приходилось ли Вам когда-то испытывать его, и как посоветуете из него выходить?

- Мне кажется, это надуманное понятие. Бывают периоды, даже весьма длительные, когда не пишется, но понукать и взнуздывать своё вдохновение, я считаю, не стоит. Надо воспринимать этот «простой» как период накопления, внутренней подспудной работы, которая, когда придёт время, сама выплеснется созревшими в тебе словами. Иногда нужно остановиться, вглядеться, вслушаться в себя. Не торопить. Как писал Блок: «...не мучь, не трогай, Не понукай и не зови. Когда-нибудь придёт он, строгий, Кристально-ясный час любви». Или час творчества, что в данном случае одно и то же. Но очень важно при этом не прекращать работать: писать, читать, думать. Как сказал А. Цветков: «Таланту вредит многодневный простой. Ржавеет умолкшая лира».

- Если бы у Вас была возможность прожить жизнь заново, то Вы бы постарались избежать неких ошибок?

Постаралась бы больше внимания и заботы уделять родителям, близким, больше говорить им о своей любви. Пока они живы — этого не ценишь, как воздух, кажется, что это будет с тобой всегда. Одна из моих книг называется «Письмо в пустоту». Это слова любви всем тем, кому я не успела их сказать при жизни. Больше ценила бы каждую минуту своего времени, не распылялась бы на случайные занятия и случайных людей. А вообще-то я начинаю жить заново каждое утро. Как писала в одном из стихов: «С упорством мухи, бьющейся в стекло, Я начинаю утром путь земной Судьбе назло, самой себе назло, С другой строки и с буквы прописной».

- Как Вы думаете, люди стали читать меньше или больше?

- Думаю, меньше. До перестройки люди выписывали толстые журналы, стремились прочесть произведения, которые были предметом всеобщего обсуждения. Нечтение считалось признаком недалёкости, отсталости, не читать было стыдно. Тогда ценились образованность, начитанность, интеллект. Теперь же и те, кто читают — чаще всего потребляют развлекательное и низкопробное чтиво, что просто отвлекает человека от проблем его собственной жизни, позволяет забыться, что никаким образом не влияет на его развитие и самопознание. Но с другой стороны — Интернет открыл богатейшие возможности для оперативного получения нужной информации. Если раньше приходилось в поисках нужного материала часами просиживать в библиотеке, конспектировать фолианты, то теперь это можно сделать не в пример быстрее и эффективнее. И хотя Интернет так же заменяет книгу, как интернат родителей, но прочесть теперь можно гораздо больше и не нужно сбиваться с ног в поисках нужной книги — в Интернете, как правило, есть всё.

- Наталия Максимовна, как по-Вашему, что главное в человеке?

- Порядочность, честность, доброта. Если в юности влекло главным образом к умным, ярким, талантливым, то с годами начинаешь больше ценить человеческие качества, искренность, бескорыстность, готовность откликнуться, помочь. В наше время это большая редкость. Жизнь ведь не только из литературы состоит. Фаулз даже книгу об этом написал: «Аристос» - о возможности стать человеком. Это и есть самое главное, чему следует учиться всю жизнь. Быть человеком.

 

 

 

Кравченко  Наталия  Максимовна
Кравченко
Наталия Максимовна

Саратовская поэтесса

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         23.11.2024
0.011622905731201