29.01.2015, 09:52
Леонид Писной о выселении должников, судьбе двух платежек и патриотической стройиндустрии
Поделитесь с друзьями:
|
В 2014 году в России заработал закон о капитальном ремонте многоквартирных домов.
В советское время государство пыталось приводить наше жилье в нормативное состояние за счет бюджетных средств. В 1990-е вопрос капремонта отошел даже не на второй, а на восемнадцатый-двадцатый план. В те годы главной жилищной темой стала предоставленная государством возможность приватизировать полученные при советской власти квартиры. Но в эпоху стабильных нулевых грянула реформа ЖКХ, которая напрямую ударила по новоявленным собственникам, – государство стало постепенно перекладывать обязанности по содержанию жилья на наши плечи.
Теперь настала очередь и капитального ремонта. Процент износа многоквартирных домов растет год от года, исправлять ситуацию решено, отчасти, за наш с вами счет. Причем платить придется всем: и тем, кто живет в только что сданных новостройках, и тем, чье жилье может не пережить рассчитанную на тридцать лет региональную программу капремонта.
О том, насколько реальны перспективы реализации этой программы в условиях разразившегося в России экономического кризиса, мы решили расспросить депутата областной думы, постоянного эксперта программы "Коммунальный ликбез" на "TVSAR" (проект ИА "Взгляд-инфо") Леонида ПИСНОГО.
Вопросы задавал Андрей ТРИАДСКИЙ. Фото автора и Юрия НАБАТОВА
– Леонид Александрович, в свете роста цен практически на все товары и услуги, стоит ли нам уже в ближайшее время ожидать увеличения платы за капитальный ремонт?
– Все, что связано с минимальными взносами за капремонт, регулируется законом. Минимальный взнос – понятие политическое, социальное в первую очередь и в последнюю – экономическое. А в самую последнюю очередь это понятие зависит от курса национальной валюты.
Минимальный взнос – это мера соцзащиты. Суть нашего регионального закона, который мы ввели почти два года назад: появление минимального взноса на капремонт не должно увеличить число семей, у которых совокупная доля расходов на ЖКХ превысит 11%. Эта норма будет действовать на протяжении всего срока действия программы.
На сегодняшний день размер минимального взноса в Саратовской области не изменился - 6,33 рубля за квадратный метр. Он может меняться один раз в год. Вот сейчас статистики дадут данные по среднедушевому доходу, по доходам семьи, по доле расходов на ЖКХ с учетом платы за капремонт, и можно будет говорить, есть ли у нас диапазон для роста. Если его не будет, плата останется неизменной.
К сожалению, при снижении курса рубля мы становимся беднее. Доходы растут не так, как цены, поэтому может случиться, что минимальный размер взноса придется даже снижать. Цены на ЖКХ выросли, доходы выросли меньше. Соответственно, в совокупной доле расходов доля "коммуналки" увеличилась. Если при таких обстоятельствах увеличить размер взноса, то доля может выйти за допустимый по региональному закону показатель.
– Но если придется даже снижать размер минимального взноса, на какие же средства будут ремонтироваться наши дома?
– Напомню, что помимо минимального у нас существует понятие предельного взноса. Это уже экономический эквивалент, он рассчитывается из суммы затрат, необходимых на приведение дома в нормативное состояние. Этот показатель может меняться. Он зависит от инфляции, от времени, отведенного на реализацию программы, от других вещей. Между этим показателем и тем, что мы вводим, исходя из социальных гарантий, возникает определенная разница. Она должна закрываться бюджетом. Пока Москва дает на это денег меньше, чем необходимо. Причем, я напомню, для отдельных категорий граждан мы еще 50% от суммы минимального взноса компенсируем за счет увеличения Единой денежной выплаты, в которую включен платеж за ЖКУ.
– Нет ли у вас опасений, что при ухудшении ситуации в экономике программа капитального ремонта может быть сорвана?
– Вариант, что программа будет сорвана, есть даже при хорошей ситуации в экономике. Чисто теоретически люди защищены тем, что, во-первых, государство, введя механизм реализации программы, прежде всего использует свои институты, тот же Фонд капитального ремонта. Он был создан регионом, и мы за него несем субсидиарную ответственность.
Во-вторых, невзирая на способы накопления (включая накопление на спецсчете в кредитном учреждении) программу утверждает государство, в лице губернатора Валерия Радаева. Мы де-юре берем на себя ответственность за выполнение работ во всех домах. Но это теория. Пока же у нас есть доля софинансирования из бюджетов всех уровней, но ее недостаточно. Вообще, для первого года реализации программы остается слишком много вопросов, на которые пока нет ответов: какая сложится инфляция, сколько будет стоить баррель нефти и так далее.
Давайте прямо говорить: доллар стал в два раза дороже, при этом цены в два раза не выросли. Есть отдельные показатели по группам товаров, где рост составил 18–20%. Может быть, это только начало и дальше будет хуже. Если взять группу товаров, связанных с капитальным ремонтом, то мы вообще никаким образом не зависим от импорта. Начиная от кровли и заканчивая продукцией для сантехнических и электротехнических работ. Примерно 90% товаров из этого сегмента мы выпускаем в России. Слава богу, 1990-е годы дали толчок нашей стройиндустрии. Хотя это произошло за счет западных инвесторов, но все заводы-то работают в России. Их никто никуда не вывезет и санкций против них не введет.
– А не получится ли так, что желание во что бы то ни стало следовать утвержденной программе капремонта приведет к снижению качества проводимых работ? В частности, из-за использования более дешевых стройматериалов?
– Риски есть во всем. На улицу вышел, и глыба льда на голову упала. Что, теперь на улицу не выходить? Или все-таки нужно заставлять коммунальщиков чистить крыши? Это я в качестве аналогии.
– Леонид Александрович, существует ли механизм, защищающий собираемые на капремонт средства от инфляции?
– Фонд капитального ремонта размещает деньги с учетом начисления процентов. Там всего 4%, и это, конечно, далеко от компенсации инфляции. За Фондом мы присматриваем. Я думаю, что там люди неглупые. Но надо помнить, что размещали они свой счет в октябре, а тогда была совершенно другая ситуация в экономике. Думаю, что сейчас Фонд будет работать с банками, чтобы увеличить размер компенсации хотя бы до 6-8%.
Что касается средств владельцев счетов в кредитных учреждениях, то все зависит от того, где будут размещены деньги согласно решению собственников. Это уже не 4%, а больше.
– Реализация программы только началась, но часть саратовцев уже столкнулась с неприятностями – двойными платежками. Как могла возникнуть подобная ситуация?
– Речь идет о домах, где решение о проведении капитального ремонта было принято до принятия региональной программы. Это те дома, где люди, видя их состояние, проводили собрания, намечали какие-то работы и, используя ту базу, которая и сейчас существует в жилищном законодательстве, принимали решение о ремонте. На практике я еще весной прошлого года столкнулся с обращениями граждан, чьи дома обслуживает АТСЖ Ленинского района. Люди жаловались, что у них выросла плата за капитальный ремонт. Вместе с прокуратурой мы стали анализировать ситуацию, и выяснилось, что поправки к статьям в Жилищный кодекс, регламентирующие проведение капитального ремонта, не распространяются на дома, где решения были приняты до 1 января 2013 года. То есть оказалось, что обязанности привести старые решения в соответствие с новым законодательством пока нигде нет.
– И что же делать людям, получающим сейчас по две платежки?
– Если решение не отменено, то оно подлежит исполнению. Как бы это печально ни звучало, придется платить.
– Если собственники проведут новые собрания, что будет с деньгами, которые с них собрали на капремонт по старым решениям?
– Деньги собирались в рамках той редакции Жилищного кодекса, которая, повторюсь, действует и сейчас. В ней прописан порядок отчетности за собранные за капремонт средства. Выход один – требовать отчета. Шансы, что деньги куда-нибудь исчезнут, увы, очень высоки. Если владелец старого счета на капитальный ремонт знает, что ему осталось недолго, он может попытаться собранные средства "эффективно" освоить. Так что жителям нужно искать в своих домах активистов, которые бы занимались вопросом контроля.
– А кто сегодня имеет право рассылать платежки жителям?
– На сегодня у нас существуют три возможных варианта. Первый – когда жители на собрании собственников многоквартирного дома приняли решение накапливать средства на капремонт в кредитном учреждении. В данном случае право рассылать платежки принадлежит владельцу счета.
Второй вариант тоже простой. Речь идет о перечислениях региональному оператору в так называемый "общий котел". В данном случае платежки должен рассылать Фонд капитального ремонта, ему на эти цели выделены ассигнования из бюджета.
Третий вариант – когда идет накопление средств на спецсчете у Фонда. Этот вариант, к великому сожалению, при разработке всего блока законов был нами упущен. Он "выстрелил", когда Фонд капремонта, не увидев своих полномочий по закону, стал работать "по понятиям". Он разослал управляющим компаниям письма с требованием организовать сбор средств. Управляющие компании где-то добровольно, где-то не очень, не имея никаких отношений с Фондом, стали рассылать платежки. При этом в реквизитах они в качестве получателя указывают Фонд.
Сейчас мы вместе с коллегой-депутатом Сергеем Курихиным внесли в областную думу соответствующую поправку к законодательству. Она обсуждается, коллеги относятся к ней благосклонно, единственный момент – требуется увеличение бюджетных расходов на три миллиона рублей. Но, думаю, решение будет положительным. И скорее всего с марта-апреля региональный оператор получит полномочия на выставление платежей владельцам спецсчетов, которые у него открыты.
– Но сейчас нужно оплачивать счета, которые приходят от управляющих компаний?
– Конечно, нужно. Не стоит копить долги.
– Кстати о должниках. Какие санкции будут к ним применяться?
– По данным, которые на этой неделе были озвучены на федеральных телеканалах и которые подтвердила председатель комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская, по соцопросам, проводившимся в Москве и Московской области, 20% жителей категорически заявили, что не будут оплачивать капитальный ремонт. Думаю, что по Саратову процент даже несколько выше. Я основываюсь не на официальных цифрах, а на беседах с гражданами.
Причина такого отношения довольно проста: люди не верят, что их деньги будут использованы эффективно. А после того, что у нас произошло с рублем, пессимистичные настроения усилились, хотя, повторю, ослабление рубля никак на капремонте не отразится.
Что же касается неплательщиков, то с ними будет все, что положено по закону. Владелец спецсчета или региональный оператор будут обращаться в суд. Хотя говорят, что за суд нельзя что-то решать, но тут отказов в удовлетворении требований о взыскании долгов не будет. Дальше включается механизм привлечения судебных приставов, поиск должника, опись имущества, списание зарплаты, вплоть до выселения из квартиры.
Верховный суд еще в 2011 году принял решение, что можно выселять собственников с предоставлением другого благоустроенного помещения в границах муниципального образования. То есть, к примеру, человеку можно будет предоставить место в общежитии. Вода есть, туалет есть, электроэнергия в наличии, пищу можно приготовить (правда, на общей кухне) – все, жилье благоустроенное.
– Небольшое отступление: в конце прошлого года возник вопрос о взимании банковских комиссий при оплате капремонта. Эта тема обсуждалась на площадке областной думы, и вы в "Коммунальном ликбезе" говорили об обещаниях банков минимально снизить комиссию. Это обещание выполнено?
– Мы пока банки не трогаем. Когда этот вопрос обсуждался, мы еще не знали, что произойдет с экономикой в декабре. Банкам сейчас не до текущих вопросов. Они ждут стратегию на перспективу. Думаю, в феврале-марте мы с ними проведем повторную встречу. Во всяком случае, со Сбербанком и другими кредитными учреждениями, которые имеют право аккумулировать средства на капитальный ремонт, консенсус был достигнут. Надеюсь, со временем комиссия будет снижена. (По данным наших корреспондентов, один из местных банков в центре Саратова уже не взимает комиссию за платежки по капремонту. – Ред.).
– Говоря о капитальном ремонте, нельзя обойти и тему расселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Люди волнуются: не отразится ли экономический кризис на реализации данной программы?
– Надо отдать должное федеральному центру, который еще в 2012 году выделил деньги Фонду содействия и реформирования ЖКХ. Эти деньги лежат у них, более того, Фонд сумел заработать более шести миллиардов рублей, которые в качестве бонусов распределили по некоторым регионам страны. Так что, думаю, те планы, которые наметил федеральный центр, будут профинансированы.
Сможем ли мы вытянуть то, что с нас положено по софинансированию? При той ситуации, которая складывается сейчас, думаю, не сможем. Нам надо изначально менять способы приобретения жилых помещений. Ситуацию с дефицитом средств по софинансированию я предвидел еще в 2013 году, хотя тогда эта норма как обязательная еще не была принята на уровне Москвы.
Нам надо строить дешевле. Как это ни парадоксально, но такие возможности у муниципалитетов есть. Просто сейчас этим вопросом никто не занимается, хотя подобные эксперименты проводились в Саратовском и Базарнокарабулакском районах. Результаты были положительными.
– А что будет с теми, чье жилье сейчас лишь формально пока не признано аварийным? Не случится ли так, что из-за нехватки средств на местах процесс перевода таких домов в статус непригодных для проживания будет искусственно тормозиться?
– Пока ничего подобного не происходит. Более того, прокуратура активно занимается этим вопросом и не дает забюрократизировать процесс.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|