Интервью
Интервью Александра Анатолиевича Вотчаева для альманаха "Лица Саратовской губернии 2011"
- Какие налоги являются наиболее важными для бюджетов различных уровней?
- Основные виды налогов, которые формируют доходы бюджетов всех уровней - это НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизные сборы и налог на имущество организаций. Данные виды налогов в 1 полугодии обеспечили 89% от общего объёма поступлений. Доходы областного бюджета формируют налог на прибыль – 40%, НДФЛ – 27%, акцизы – 13% и налог на имущество организаций – 12%.
Структура формирования бюджетов муниципальных образований несколько отличается. Кроме основного источники доходов - поступлений НДФЛ в объёме 65%, существенную роль в доходах муниципальных образований занимают также земельный налог – 17% и единый налог на вменённый доход – 10%.
- Как в субъекте обстоят дела с задолженностью. Ведь не секрет, что взыскание задолженности - источник пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Какие методы применяются к должникам?
- Задолженность по налоговым платежам, пеням и штрафам за 1 полугодие снизилась на 6,8% и составила 7562,3 млн. рублей.
В целях погашения задолженности налоговыми органами области к должникам применяются различные меры принудительного взыскания: направляются в адрес должников требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов; выставляются инкассовые поручения к расчетным счетам должников; направляются в службу судебных приставов постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества должника, органы прокуратуры накладывают арест на имущество.
По результатам всех мер принудительного взыскания к налогоплательщикам – должникам в бюджеты различных уровней поступило 1762,5 млн. рублей.
- По каким принципам отбираются кандидаты для налоговых проверок?
- Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, любой налогоплательщик должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления их результатов, права и обязанности сторон.
Согласно «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» планирование проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Риск назначения проверки каждая организация может оценить самостоятельно на основании 12 общедоступных критериев.
Организация может быть внесена в план проверок как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это высокий удельный вес вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.
- Достаточно долгое время остро звучала тема легализации заработной платы. Налоговая служба объявила войну зарплатам «в конвертах». Как сегодня складывается ситуация с нелегальными зарплатами?
- В 2011 году по результатам проведенных проверок налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня, дополнительно начислено по НДФЛ - 31,4 млн. руб., другим налогам – 319,2 млн. руб.
От величины поступления налога на доходы физических лиц напрямую зависят расходы бюджетов муниципальных образований, поэтому главы администраций муниципальных образований оказывают налоговым органам всестороннюю поддержку и помощь в данной работе. Кроме того, мы тесно сотрудничают с другими контролирующими службами. В первом полугодии налоговыми инспекциями передано 166 материалов в прокуратуру, органы внутренних дел и инспекцию по труду.
- Не секрет, что налоговое законодательство постоянно меняется. Что в этом плане принес 2011?
- Из года в год законодатели пытаются усовершенствовать порядок налогообложения. Изменений достаточно много и они затрагивают вопросы исчисления и уплаты всех основных налогов.
- Понятно, что работа занимает много времени, но все же, чем Вы в первую очередь займетесь, как только выдастся свободное время?
- Все свое свободное время я стараюсь посвящать семье.
- Где мечтаете побывать?
- На озере Байкал.
- Есть ли у Вас кумиры?
- Нет.
- Вы патриот?
- Да.
- Что можете пожелать россиянам?
- Крепкого здоровья и семейного благополучия.
2010 год
- Александр Анатольевич, вы уже достаточно долгое время работаете в налоговой службе. Что изменилось в ведомстве за последние шесть лет с момента вашего прихода на должность руководителя Управления?
- Действительно, за прошедшие годы налоговая служба значительно шагнула вперед. В первую очередь это коснулось технического обеспечения. Созданы информационные ресурсы на всех уровнях (федеральном, региональном и местном), которые позволяют перевести всю имеющуюся информацию в электронный вид.
Для снижения операций, которые выполняются вручную, мы принимаем налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. С 2004 года внедрен электронный документооборот между органами Федерального казначейства и налоговыми органами. В настоящее время физические лица имеют возможность оплатить имущественные налоги (транспортный, земельный и на имущество) через банкоматы и терминалы банков. Все это освободило инспекторов от ручного ввода документов, что приводило к ошибкам и увеличивало время для отражения информации в базах данных. Результат – введение с декабря 2009 сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Он позволяет налогоплательщикам – физическим лицам через Интернет получить информацию о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом по имущественным налогам и НДФЛ, самостоятельно автоматически сформировать платежный документ для оплаты налогов через кредитные учреждения.
Основная функция налоговых органов – контрольная. Несколько лет назад акцент в контрольной работе был сделан на углубленном предпроверочном анализе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и определения «зон риска» налоговых правонарушений. Позиция ФНС России – решение задачи контроля и надзора за правильностью исчисления налогов можно решать не только фискальными методами, но и повышением налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Для этого разработано 12 общедоступных критериев риска. По ним налогоплательщики могут самостоятельно оценивать уровень своих платежей и добровольно уточнить свои обязательства перед бюджетом.
Не секрет, что между налогоплательщиком и налоговым органов возникают конфликтные ситуации. До недавнего времени все противоречия разрешались в судебном порядке. Зачастую причина спора – отсутствие однозначного толкования законов и разный подход к проблемным вопросам. Пробелы и противоречия в законодательстве также приводят к спорным ситуациям. Налоговые органы обязаны выявлять и анализировать подобные ситуации, вырабатывать меры, исключающие их в дальнейшем. Для того, чтобы правильно реагировать на допущенные в службе нарушения и для снижения числа судебных споров, а в дальнейшем и налоговых споров вообще, было создано подразделение досудебного аудита. Это накладывает на налоговые органы дополнительную ответственность за законность принятых решений и налоговых правоотношений. На действия налоговых органов в 2010 году поступило 1026 жалоб, это на 22% меньше, чем в 2009 году. Удовлетворено только 44% рассмотренных жалоб.
С 2008 года введен Единый стандарт обслуживания, который определяет порядок и сроки предоставления налогоплательщикам услуг и исполнения сотрудниками налоговых органов функций по их обслуживанию.
Во всех инспекциях и Управлении на постоянной основе работают комиссии по легализации налоговой базы. Их работа заключается в проверке заявленных убытков и анализе выплачиваемой заработной платы. Для этого у налогоплательщиков до проведения контрольных мероприятий выясняется обоснованность полученных убытков, причины высокого уровня налоговых вычетов и низкой заработной платы. Критерий заработной платы – средний уровень по отрасли. На таких комиссиях было рассмотрено 1517 убыточных организаций и 4606 – выплачивающих низкую заработную плату. Результат – 686 налогоплательщиков уменьшили убытки на 942 млн. руб. или отразили в декларациях прибыль на сумму 57 млн. руб. и 4247 организаций повысили заработную плату. Бюджет получил почти 300 млн. недоплаченных налогов.
В период экономического кризиса эта работа приобрела и новый формат – Ситуационного центра, на котором рассматривались предприятия, снижавшие налоговые поступления. Ведь еще одна из наших функций – наполняемость бюджетов. Налоговая служба является главным администратором доходов бюджетов.
- Есть два взгляда на природу налоговой службы. Одни эксперты считают, что она должна быть сервисной службой, т. е. помогать правильно уплачивать налоги. Другие видят ее скорее в качестве налоговой полиции, задача которой — максимально наполнить бюджет. Какая точка зрения Вам ближе?
- Мы должны переломить сложившееся годами отношение к налоговой службе как к карательному органу. При высоком уровне оказания сервисных услуг нам необходимо максимально наполнять бюджет, ведь налоговые поступления являются оной из основных его составляющих.
Сегодня перед службой стоит задача стать современной, динамично развивающейся структурой, оказывающей государственные услуги.
Одним из приоритетных направлений развития является повышение качества взаимодействия с налогоплательщиками, ее открытости. Для этого необходимо значительно повысить качество информирования и создать налогоплательщикам такие условия, при которых правильное исчисление, полная и своевременная уплата налогов станет приятной обязанностью. С каждым годом число добросовестных налогоплательщиков неуклонно увеличивается.
Меняется и подход к налоговому контролю. Выездная налоговая проверка – одна из наиболее эффективных его форм. С 2007 года мы отбираем налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, используя Концепцию планирования. Таким образом, процедура отбора стала открытым процессом. Любой налогоплательщик может воспользоваться общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков и оценить вероятность включения в план выездных проверок.
Снизилось количество проводимых проверок, однако при этом возросла их эффективность. В последние годы мы уходим от тотального контроля налогоплательщиков.
Необходимо выстраивать эффективные партнерские отношения налоговых органов с налогоплательщиками на базе взаимного уважения. Такие отношения эффективнее любых штрафов стимулируют граждан к выполнению их долга перед государством.
- Что происходит со схемами уклонения от налогов? Какие видите тренды, каких схем становится больше, какие новые методы борьбы появляются?
- Уклонение от уплаты налогов, пожалуй, самое распространенное и массовое правонарушение в России. Оно сопряжено с построением хорошо проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем.
Развитие общества, изменения в законодательстве все это приводит к появлению новых путей ухода от налогообложения, которые становится все сложнее отслеживать и доказывать.
Хочется выделить основные виды часто используемых схем:
1) с использованием фиктивных посреднических отношений. Смысл данной схемы заключается в том, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом "вешались" бы на баланс реально не существующих организаций. Гражданско-правовые отношения оформляются агентским договором, договором комиссии или договором простого товарищества;
2) с искусственным занижением налога на прибыль и НДС. Это делается посредством отнесения легально действующим налогоплательщиком в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов, "осуществленных" в отношении "фирмы-однодневки". Аналогичная ситуация возникает и с уплатой НДС;
3) с отчуждением долей (вкладов) организации третьим лицам. Это делается, прежде всего, по результатам проведенных налоговым органом контрольных мероприятий, когда сумма начисленных налогов значительна. При таких налоговых обязательствах владельцу организации намного выгоднее "продать" ее посредством изменения состава учредителей и смены руководителя;
4) необоснованное возмещение НДС. В основе этой схемы лежит правило: 'обязанность перечисления продавцом полученной суммы НДС в бюджет не является одним из условий для возврата покупателю этой суммы. Этим активно пользуются налогоплательщики, устраивающие длинные цепочки подставных посреднических "фирм- однодневок", получающих НДС в составе цены товара;
5) осуществление деятельности физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Здесь хочется отметить, что по результатам проведенных в 2009 году выездных налоговых проверок физических лиц, применявших указанную схему, в области сложилась положительная Арбитражная практика.
В целях выявления организаций, участвующих в схемах ухода от налогообложения, Управлением был разработан Временный порядок по противодействию деятельности недобросовестных налогоплательщиков.
В соответствии с данным Порядком Управлением ведется база данных организаций, имеющих признаки фирм-«однодневок», которая постоянно обновляется и направляется в инспекции области, территориальное управление ЦБ РФ в Саратовской области и Прокуратуру. На 01.01.2011 указанная база содержит 204 налогоплательщика.
Также, ведется база данных всех имеющихся протоколов допросов свидетелей (руководителей, учредителей, главных бухгалтеров) «проблемных» организаций.
В Инспекциях области для анализа схем уклонения от уплаты налогов и выработки эффективных методов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками еще в 2007 году созданы Аналитические группы.
Самым эффективным способом борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов является выездная налоговая проверка.
При этом первыми претендентами для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств.
В первую очередь налоговые органы стремятся выявить фиктивных контрагентов.
Для этого используются возможности ст.93.1 НК РФ, в части истребования документов (информации) у контрагентов: выясняется, зарегистрирован и поставлен ли на налоговый учет субподрядчик или поставщик, представляет ли он в налоговый орган отчетность, отразил ли он у себя выручку от генподрядчика, есть ли у него лицензия на проведение строительно-монтажных работ, открыты ли у него счета в банке. В настоящее время может проводиться почерковедческая экспертиза с целью подтверждения фиктивности исследуемых документов.
Так как "фирма-однодневка" только инструмент, то задача налоговых инспекторов состоит в том, чтобы пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует "фирмы-однодневки", чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета) и налог на прибыль.
Во время налоговой проверки налоговые инспекторы проводят опросы работающих сотрудников с целью выявления реального положения дел в организации.
Кроме того, налоговыми органами осуществляется опрос сотрудников заказчика или генподрядчика с целью выяснения следующих вопросов: какой материал и где покупался, кто фактически выполнял работу, кто привозил груз, предоставлял технику; адреса, телефоны контрагентов, данные о материалах, их ценах, маршрут следования и номера машин, местонахождение складов и т.д.
Особое внимание обращается на так называемые альтернативные формы расчетов: векселя, взаимозачет, бартер, уступка права требования.
Таким образом, организация, которую на основании совокупности признаков налоговые инспекторы сочтут "организатором схемы", будет включена в план выездных налоговых проверок.
- Какие новые интернет-сервисы ФНС собирается вводить?
- В этом году ФНС запустила новый информационный портал (www.nalog.ru). Сайт сменил не только дизайн, но и информационную политику. Такие же изменения постигли и сайты региональных Управлений, в том числе Саратовской области (www.r64.nalog.ru).
Мы воспринимаем портал как наше собственное средство массовой информации, главная функция которого – просветительская. Часто налогоплательщик не исполняет свой долг не потому, что умышленно хочет уйти от уплаты налога, он просто не владеет информацией. У нас процветает элементарная Налоговая безграмотность. Сегодня, особое внимание направлено на информирование граждан и повышение налоговой грамотности. Мы помогаем разобраться и стараемся обеспечить возможность комфортного выполнения своего долга гражданами.
Блок электронных услуг формировался исходя из принципа востребованности тех или иных сервисов посетителями сайта, и этот блок постоянно расширяется. В недалеком будущем, налогоплательщик сможет уточнить и заплатить налоги, не выходя из дома.
Наиболее популярным на сегодня является Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика», который позволяет физическому лицу узнать свою задолженность по налогам в любом регионе. Сейчас на базе ряда регионов тестируется второй этап личного кабинета. Он даст возможность гражданам не только погасить задолженность, но и получить в электронном виде единое налоговое уведомление и проверить свои платежи.
Кроме того, ФНС занимается реализацией оплаты через Интернет налогов, пошлин и других администрируемых Службой платежей. Совместно с Федеральным казначейством и Сбербанком России мы участвуем в пилотном проекте. Цель проекта – предоставление налогоплательщику возможности оплаты через Интернет по системе «Сбербанк Онл@йн», а налоговому органу - получения по системе Федерального казначейства данных о платеже и его зачислении в бюджет.
Кроме того, обсуждаются вопросы внедрения федеральной биллинговой системы, которая позволит оплачивать налоги из любой точки России через отделения и устройства самообслуживания Сбербанка.
- Одно время региональные управления публиковали данные о компаниях, имеющих налоговую задолженность. В списках оказывались и крупные компании. Вы поддерживаете такую практику?
- Нет, в нашем регионе такая практика не прижилась, да и необходимости в опубликовании на сайте такой информации нет.
Более 60% организаций представляют налоговую отчетность через Интернет по каналам связи. Отчетность в электронном виде направляется только через специализированного оператора связи. Именно он установит правильные программы, обеспечит информационную безопасность и подтвердит дату отправки отчета. Эта услуга набирает все большую популярность.
Сегодня на территории Саратовской области предоставляют услуги операторов связи более 10 организаций. Актуальную информацию о них можно получить на нашем сайте (www.r64.nalog.ru). При такой конкуренции, любая компания сможет подобрать для себя удобный и выгодный пакет услуг.
Кроме того, в рамках информационного обслуживания мы предоставляем дополнительные электронные услуги плательщикам, сдающим отчетность по каналам связи. Бухгалтер может без визита в налоговую получить справку о состоянии расчетов с бюджетом, посмотреть, все ли начисления и оплаты проведены. Даже для проведения сверки расчетов с инспекцией не нужно выходить из офиса. Таким образом, руководство компаний при помощи новых технологий круглосуточно может «держать руку на пульсе» и иметь актуальную информацию о своих налоговых обязательствах.
- Правительство приняло решение о сокращении госаппарата на 20% за три года. У вас есть план оптимизации численности службы?
- Да, на начало года численность налоговых органов региона составляла – 2777 человек, за три года нам предстоит сократить 556 человек.
В текущем году численность уменьшится на 142 единицы, в 2012 – на 136 и в 2013 – на 278 единиц.
Первый этап сокращения численности Инспекций и Управления в 2011 году в основном будет проведен за счет вакансий. При проведении второго и третьего этапов первоочередной задачей становится сохранение качества и темпов работы.
Кроме того, продолжится оптимизация структуры налоговых органов области. Управлением 1 февраля 2011 года уже утверждены новые структуры Инспекций.
В настоящее время из районных Инспекций поступают дополнительные предложения по изменению типовых структур.
Оптимизация структур позволит повысить эффективность деятельности Инспекций в условиях сокращенной численности в 2012 году.
Помимо этого, считаем необходимым в 2013 году провести мероприятия связанные с объединением Инспекций.
Таким образом, после объединения отдельных Инспекций структура налоговых органов Саратовской области будет состоять из 16 Инспекций вместо 18. В результате оптимизации, предельная численность составит 2221 единицу вместо 2777 единиц (сокращение – 20,0%).
- Самая громкая налоговая премьера последнего года — изменение сроков уплаты имущественных налогов и утверждение новой единой формы налогового уведомления на уплату физическими лицами имущественных налогов. Как эти изменения коснутся жителей региона?
В 2010 году внесены изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающие возможность уплаты земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц 1 раз в год, за прошедший налоговый период, в срок не ранее 1 ноября.
Так, за 2010 год налог на имущество уплачивался равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября 2010 года.
С 1 января текущего года вступили в силу изменения, и за 2011 год срок уплаты налога на имущество физических лиц переместился на 1 ноября 2012 года.
Срок уплаты транспортного налога за 2011 год на территории Саратовской области для физических лиц установлен – не позднее 5 ноября 2012 года, земельного налога – не ранее 1 ноября 2012года.
Например, по г.Саратову физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны уплатить земельный налог за 2011 год – не позднее 2 ноября 2012 года.
Оплатить имущественные налоги граждане смогут на основании единого налогового уведомления, сформированного налоговым органом.
- Александр Анатольевич, хотелось бы знать, как обстоят дела с уплатой налогов физическими и юридическими лицами города Саратова по состоянию на конец 2010 года?
Поступления налоговых платежей в 2010 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 4,8 млрд. руб. или более чем на 7 процентов. Основная часть налогов – это налоги, уплачиваемые юридическими лицами: налог на прибыль, НДС, взимаемый на товары, реализуемые на территории Российской Федерации и акцизы. Эти налоги составляют свыше 55% поступлений и обеспечили их существенный прирост в 2010 году.
Физические лица уплачивают налог на доходы физических лиц и имущественные налоги, поступления по ним возросли на 1,3 млрд. руб. или 6,5 процентов. Доля поступлений по данным налогам составляет 27%. Из имущественных налогов наиболее значимая часть – это транспортный налог с физических лиц – 53%. Поступления по нему увеличились на 115 млн. руб. или 20%. На долю налога на имущество физических лиц и земельного налога приходится соответственно 24% и 23% поступлений. По этим налогам также наблюдался рост поступлений на общую сумму 106 млн. руб. или на 21 процент.
- Допустим, кто-то уплатил, кто-то не уплатил или не всё уплатил. Какие существуют сегодня меры воздействия, которые Вы вправе применить и применяете к должникам?
Налогоплательщик обязан самостоятельно и своевременно исполнять обязанность по уплате налогов. Для недобросовестных налогоплательщиков у нас существуют свои рычаги воздействия.
Первый шаг к принудительному взысканию задолженности – направление требования на уплату налога. Налоговый орган указывает в требовании срок для добровольного погашения задолженности – восемь дней и более с момента получения.
Второй шаг. Если добровольной оплаты требования не произошло, происходит взыскание долгов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Одновременно приостанавливаются операции по расчетным счетам должника.
Третий шаг. Если средств на счетах недостаточно или нет самих счетов, руководитель налогового органа выносит решение о взыскании за счет имущества и в течение трех дней направляет соответствующий пакет документов на исполнение судебному приставу.
Если должником является обычный гражданин (не предприниматель), общая сумма долга превышает 1500 рублей и добровольной оплаты по требованию не произошло, то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности.
- Александр Анатольевич, когда налоговые службы могут проверить предприятие — ОАО, ООО, ЗАО, индивидуального предпринимателя?
- Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная.
Камеральная проверка проводится в помещении налоговой инспекции. Выездная - "на выезде", то есть в помещении (офисе) проверяемой организации. Важно отметить, что выездная налоговая проверка является обычно "планируемым мероприятием", то есть для ее назначения существуют определенные предпосылки, показатели налоговой неблагонадежности организации.
Сроки проведения налоговых проверок строго регламентированы налоговым законодательством. Так, срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами, причем увеличить его можно только в одном случае - если до окончания проверки налогоплательщик представит налоговому органу уточненную налоговую декларацию. Тогда камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая, в отношении которой действует тот же предельный срок - три месяца, только течение этого срока начинается со дня представления уточненной декларации.
Выездная проверка проводится в течение двух месяцев, но этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев или, наоборот, приостановлен на срок до шести месяцев.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны налогоплательщиков предусмотрено исключение из приведенного правила, предусматривающее возможность проведения повторной выездной налоговой проверки лишь в двух случаях:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок.
- Давайте прокомментируем ещё один важный момент, касающийся многих - насколько легко сегодня стать частным предпринимателем? Каковы требования налоговых служб?
- Стать предпринимателем не сложно, но нужно это сделать правильно.
Начать предпринимательскую деятельность нужно с государственной регистрации. Для этого, необходимо сообщить государству некоторые сведения о себе, то есть собрать пакет документов и обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства.
Пакет документов должен включать:
заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Его можно заполнить на нашем сайте;
документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. Новый одноименный электронный сервис позволит сформировать этот документ быстро и безошибочно;
копию паспорта;
подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке место регистрации жительства физического лица (в случае отсутствия данных сведений в паспорте).
В случае если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо - весь пакет документов должен быть заверен нотариально (кроме документа об оплате госпошлины). Если же заявитель лично подает документы - вместе с копиями необходимо представить подлинники, чтобы их могли сверить (и заверить) на месте, при регистрации.
Таким образом, для того чтобы стать предпринимателем по месту своей регистрации, гражданину, как правило, достаточно представить в налоговый орган заявление, копию паспорта и квитанцию об уплате государственной пошлины.
Регистрация индивидуального предпринимателя происходит в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов в налоговый орган. Датой представления документов на государственную регистрацию считается день их получения налоговым органом. Не позднее чем через один рабочий день с момента государственной регистрации налоговый орган выдает свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
С момента государственной регистрации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.