![Лица Губернии Лица Губернии](/images/liza_logo.gif)
Уважаемая Ирина Михайловна! Вы могли бы все-таки уточнить, сколько «экологических акций» проходит за месяц в Саратове и как конкретно они вписываются в образовательный процесс? По информации, поступающей от родителей и учителей, субботники в школах продолжаются до сих пор, по 2-3 раза в неделю, даже при минусовой погоде и повышенной влажности (что является не самым благоприятным в сезон простуд и ОРВИ). Детей снимают с уроков, выводят убираться на улицы, в парки и скверы, их надо сопровождать, значит, надо с ними отправлять учителей, менять расписание... Это настоящая головная боль для школ, да и затраты - инвентарь городские власти не предоставляют. Более того, по закону «Об образовании в РФ» (ст.9, п.5) даже «обустройство прилегающих к школам территорий» относится к обязанностям органов местного самоуправления. Правда, в нескольких районах чиновники пошли на уступки - РАЗРЕШИЛИ при плохой погоде вместо детей выводить на улицы... учителей. Не понятно, как это согласуется с воспитательной работой, но понятно, что учителя «безмерно рады» такому «подарку» - им ведь действительно нечем заняться в свободное время, саратовские педагоги, получая (в среднем) среднюю зарплату работают ВСЕГО ЛИШЬ (в среднем) на 1,5 ставки (в некоторых школах города средняя нагрузка - полные 2 ставки), и это только уроки (25-27 часов в неделю), а еще есть классное руководство (7-10 часов в неделю), а еще заполнение всяких отчетов (бумажные журналы, электронные журналы, журналы по технике безопасности, учет посещаемости, учет питания и так далее), а еще выполнение «других педагогических обязанностей» (работа с отстающими детьми, работа с одаренными детьми, дежурства по школе, участие в бесконечных районных-городских мероприятиях, повышение квалификации)... Как будто нет Конституции и трудового кодекса, как будто президент страны не говорит об укреплении конституционного строя и усилении работы по защите прав граждан... Сколько раз в этих субботниках участвовали чиновники городской администрации, органов управления образованием, депутаты? Пересчитать можно по пальцам — обычно они приходят на такие мероприятия либо «попиариться», либо покритиковать качество уборки (или не приходят совсем, но от школ требуют фотоотчеты о проведенной работе). Вы серьезно считаете, что это «благое дело»? По-вашему, в ребенке можно так вот воспитать уважение к труду, заставляя его выполнять «разнарядку», без поощрений, без должной организации мотивационной работы (а она отсутствует в принципе, есть только распоряжения городских и районных властей)? Единственное, что воспитывает принудительный труд с высокой долей вероятности — это отвращение к общественным работам и любой добровольческой активности. Ну и еще в детях взращивается понимание, что можно не уважать права и свободы человека, а достаточно иметь над ним хоть какую-то и власть и тогда заставлять его делать то, что захочешь, даже если это не вполне законно — а это в перспективе ведет к правовому нигилизму и серьезным проблемам с моральными нормами в обществе. Вы пишите, что 100 детей отправились по путевкам на море — но извините, в субботниках участвуют ТЫСЯЧИ саратовских школьников, как же происходит отбор достойных подобного поощрения? Более того, детям не объясняют, что есть такая возможность, им наоборот говорят, что это такая «отработка» - только не совсем понятно, за что же они отрабатывают. Может быть за то, что их родители до сих пор покупают «бесплатные» по закону учебники и оплачивают питание в школе? Или за то, что их родители сдают деньги на охрану, уборку, ремонт и прочие нужды, которые не в состоянии финансировать государство, хотя и обязано? Да, может быть, для кого-то из детей за счастье прогулять уроки и они готовы тратить время на субботник — но школа-то обязана выполнять стандарты и программы, а если пропадают уроки, начинается отставание, которое надо компенсировать, переставив уроки на другие дни, но там есть еще и другие уроки, и получается неравномерное распределение нагрузки, а это ведет к нарушениям санитарных норм, и школам проще написать, что урок «как бы был», хотя его и не было на самом деле — то есть действия властей подталкивают школы к подтасовке данных, а это опять же ведет к нарастанию того самого правового нигилизма, о котором мы писали выше. Кстати, подобное происходит не только из-за субботников — городские власти просто обожают срывать в школах нормальный учебный процесс, например, требуя направить сотни и тысячи учащихся на какие-нибудь массовые мероприятия. Не Вы ли, Ирина Михайловна, подписывали письмо, в котором просили городские школы направить 5000 учащихся для участия в хоровом пении в Парке Победы? Детей тогда несколько дней снимали с занятий и возили со всех концов города на Соколовую гору ради репетиций (даже не хочется говорить, как отвратительно была организована перевозка). А еще на той же неделе такое же количество детей «затребовали» городские власти в качестве зрителей футбольного матча. И все это — в учебное время. Можно назвать еще десятки мероприятий меньшего масштаба, но суть одна — ради «показухи», ради «галочки», лишь бы провести. Не важно, что это все мешает школам спокойно осуществлять свою основную работу, главное, чтобы было что вписать в отчеты, чем удовлетворить амбиции какого-нибудь начальника. Школам, конечно же, мало забот — каждый год придумывается что-нибудь новенькое с итоговыми экзаменами, проводятся регулярные репетиции и апробации, контроль и проверки усиливаются, количество их растет, вводятся ФГОС, сочинения, наркотестирование, ГТО... и все это в обязательном порядке, любыми средствами и за любой счет. Конечно, на таком фоне субботники смотрятся вполне невинно, но давайте подчеркнем еще раз важные моменты: (1) дети не обязаны выходить на субботники, и дело не только в согласии родителей, но и в их собственном; (2) школы не обязаны убираться в парках, скверах и прочих общественных местах, они могут самостоятельно решать вопрос об участии в «экологической акции»; (3) раз субботники относятся к воспитательной работе, значит, они должны прописываться в соответствующих документах, а также согласовываться с органом общественного управления школы (родительский комитет и т.п.); (4) поощрение должно заключаться не только в материальном плане, но и в моральном (элементарное уважение законов и человеческих прав); (5) недопустимо за счет эксплуатации труда учащихся и учителей решать вопросы благоустройства города, просто потому, что на них не хватает средств в местном бюджете. П.С.: На днях уполномоченный по правам ребенка Юлия Ерофеева нашла в Саратове детей, которые страстно желают как раз заниматься благоустройством, а им не дают - так почему бы не привлечь их вместо всех остальных?
Уважаемая Екатерина! Рассмотрев Ваше обращение по вопросу проведения субботников в муниципальных общеобразовательных учреждениях, сообщаю следующее. Интернет-сайт «Лица Губернии» в ответ на поступающие обращения ранее опубликовывал информацию по организационным вопросам проведения субботников. Её Вы можете найти в ответе председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.10.2014 на обращение Сергея от 09.10.2014. По вопросу участия обучающихся в хоровом пении в Парке Победы и в футбольном матче в качестве зрителей необходимо объяснить следующее. Данные мероприятия имели нравственный, патриотический и воспитательный характер. При их проведении были соблюдены все установленные требования безопасности участников.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
|
22.11.2014 в 01:30