Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ

Субботники в школах - еще раз

Сообщение опубликовал пользователь Екатерина
22.11.2014 в 01:30

Уважаемая Ирина Михайловна! Вы могли бы все-таки уточнить, сколько «экологических акций» проходит за месяц в Саратове и как конкретно они вписываются в образовательный процесс? По информации, поступающей от родителей и учителей, субботники в школах продолжаются до сих пор, по 2-3 раза в неделю, даже при минусовой погоде и повышенной влажности (что является не самым благоприятным в сезон простуд и ОРВИ). Детей снимают с уроков, выводят убираться на улицы, в парки и скверы, их надо сопровождать, значит, надо с ними отправлять учителей, менять расписание... Это настоящая головная боль для школ, да и затраты - инвентарь городские власти не предоставляют. Более того, по закону «Об образовании в РФ» (ст.9, п.5) даже «обустройство прилегающих к школам территорий» относится к обязанностям органов местного самоуправления. Правда, в нескольких районах чиновники пошли на уступки - РАЗРЕШИЛИ при плохой погоде вместо детей выводить на улицы... учителей. Не понятно, как это согласуется с воспитательной работой, но понятно, что учителя «безмерно рады» такому «подарку» - им ведь действительно нечем заняться в свободное время, саратовские педагоги, получая (в среднем) среднюю зарплату работают ВСЕГО ЛИШЬ (в среднем) на 1,5 ставки (в некоторых школах города средняя нагрузка - полные 2 ставки), и это только уроки (25-27 часов в неделю), а еще есть классное руководство (7-10 часов в неделю), а еще заполнение всяких отчетов (бумажные журналы, электронные журналы, журналы по технике безопасности, учет посещаемости, учет питания и так далее), а еще выполнение «других педагогических обязанностей» (работа с отстающими детьми, работа с одаренными детьми, дежурства по школе, участие в бесконечных районных-городских мероприятиях, повышение квалификации)... Как будто нет Конституции и трудового кодекса, как будто президент страны не говорит об укреплении конституционного строя и усилении работы по защите прав граждан... Сколько раз в этих субботниках участвовали чиновники городской администрации, органов управления образованием, депутаты? Пересчитать можно по пальцам — обычно они приходят на такие мероприятия либо «попиариться», либо покритиковать качество уборки (или не приходят совсем, но от школ требуют фотоотчеты о проведенной работе). Вы серьезно считаете, что это «благое дело»? По-вашему, в ребенке можно так вот воспитать уважение к труду, заставляя его выполнять «разнарядку», без поощрений, без должной организации мотивационной работы (а она отсутствует в принципе, есть только распоряжения городских и районных властей)? Единственное, что воспитывает принудительный труд с высокой долей вероятности — это отвращение к общественным работам и любой добровольческой активности. Ну и еще в детях взращивается понимание, что можно не уважать права и свободы человека, а достаточно иметь над ним хоть какую-то и власть и тогда заставлять его делать то, что захочешь, даже если это не вполне законно — а это в перспективе ведет к правовому нигилизму и серьезным проблемам с моральными нормами в обществе. Вы пишите, что 100 детей отправились по путевкам на море — но извините, в субботниках участвуют ТЫСЯЧИ саратовских школьников, как же происходит отбор достойных подобного поощрения? Более того, детям не объясняют, что есть такая возможность, им наоборот говорят, что это такая «отработка» - только не совсем понятно, за что же они отрабатывают. Может быть за то, что их родители до сих пор покупают «бесплатные» по закону учебники и оплачивают питание в школе? Или за то, что их родители сдают деньги на охрану, уборку, ремонт и прочие нужды, которые не в состоянии финансировать государство, хотя и обязано? Да, может быть, для кого-то из детей за счастье прогулять уроки и они готовы тратить время на субботник — но школа-то обязана выполнять стандарты и программы, а если пропадают уроки, начинается отставание, которое надо компенсировать, переставив уроки на другие дни, но там есть еще и другие уроки, и получается неравномерное распределение нагрузки, а это ведет к нарушениям санитарных норм, и школам проще написать, что урок «как бы был», хотя его и не было на самом деле — то есть действия властей подталкивают школы к подтасовке данных, а это опять же ведет к нарастанию того самого правового нигилизма, о котором мы писали выше. Кстати, подобное происходит не только из-за субботников — городские власти просто обожают срывать в школах нормальный учебный процесс, например, требуя направить сотни и тысячи учащихся на какие-нибудь массовые мероприятия. Не Вы ли, Ирина Михайловна, подписывали письмо, в котором просили городские школы направить 5000 учащихся для участия в хоровом пении в Парке Победы? Детей тогда несколько дней снимали с занятий и возили со всех концов города на Соколовую гору ради репетиций (даже не хочется говорить, как отвратительно была организована перевозка). А еще на той же неделе такое же количество детей «затребовали» городские власти в качестве зрителей футбольного матча. И все это — в учебное время. Можно назвать еще десятки мероприятий меньшего масштаба, но суть одна — ради «показухи», ради «галочки», лишь бы провести. Не важно, что это все мешает школам спокойно осуществлять свою основную работу, главное, чтобы было что вписать в отчеты, чем удовлетворить амбиции какого-нибудь начальника. Школам, конечно же, мало забот — каждый год придумывается что-нибудь новенькое с итоговыми экзаменами, проводятся регулярные репетиции и апробации, контроль и проверки усиливаются, количество их растет, вводятся ФГОС, сочинения, наркотестирование, ГТО... и все это в обязательном порядке, любыми средствами и за любой счет. Конечно, на таком фоне субботники смотрятся вполне невинно, но давайте подчеркнем еще раз важные моменты: (1) дети не обязаны выходить на субботники, и дело не только в согласии родителей, но и в их собственном; (2) школы не обязаны убираться в парках, скверах и прочих общественных местах, они могут самостоятельно решать вопрос об участии в «экологической акции»; (3) раз субботники относятся к воспитательной работе, значит, они должны прописываться в соответствующих документах, а также согласовываться с органом общественного управления школы (родительский комитет и т.п.); (4) поощрение должно заключаться не только в материальном плане, но и в моральном (элементарное уважение законов и человеческих прав); (5) недопустимо за счет эксплуатации труда учащихся и учителей решать вопросы благоустройства города, просто потому, что на них не хватает средств в местном бюджете. П.С.: На днях уполномоченный по правам ребенка Юлия Ерофеева нашла в Саратове детей, которые страстно желают как раз заниматься благоустройством, а им не дают - так почему бы не привлечь их вместо всех остальных?


Комментарий:
22.12.2014 в 12:30

Уважаемая Екатерина! Рассмотрев Ваше обращение по вопросу проведения субботников в муниципальных общеобразовательных учреждениях, сообщаю следующее. Интернет-сайт «Лица Губернии» в ответ на поступающие обращения ранее опубликовывал информацию по организационным вопросам проведения субботников. Её Вы можете найти в ответе председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.10.2014 на обращение Сергея от 09.10.2014. По вопросу участия обучающихся в хоровом пении в Парке Победы и в футбольном матче в качестве зрителей необходимо объяснить следующее. Данные мероприятия имели нравственный, патриотический и воспитательный характер. При их проведении были соблюдены все установленные требования безопасности участников.

 

 

Архипова  Ирина  Михайловна
Архипова
Ирина Михайловна

Экс-председатель комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2025
Письмо в редакцию         18.02.2025
0.41386079788208