ПРОСЬБА ПОДДЕРЖАТЬ восстановление бюджета социального научно-образовательного комплекса подготовки по социальной работе и социологии в рамках бакалавриата, маги-стратуры и аспирантуры СГТУ имени Гагарина Ю.А.
В 90-е гг удалось расширить спектр дисциплин по социальным и гуманитарным наукам, ввести в учебные планы историю философии, этику, эстетику, курс «познай самого себя» (психологию личности), теорию и историю культуры. Это осуществи-лось до официальной кампании по гуманитаризации образования, обеспечивали чтение новых дисциплин на всех потоках огромного вуза, сформировали научно-педагогическую школу социологии и социальной работы СГТУ. Мы участвовали в кон-курсе на право осуществления подготовки, и первые в Саратове осуществили от-крытие новой для России специальности Социальная работа, связанную с пере-стройкой и новым отношением к человеку.
В 1991 г. технический вуз попал в первую пятерку российских вузов, получивших право начать эту подготовку. Для разработки стандарта новой специальности приняли участие в работе организован-ного в Москве Временного научно-исследовательского комитета, стартовала новая образовательная программа «Социальная работа» в пяти вузах России, включая Саратовский Политех, который благодаря этому нововведению стал затем техническим университетом. Через несколько лет социальная работа как специальность, социальное образование оформляется уже во многих университетах и пединститутах страны. Мы оказывали методическую помощь, разрабатывали рекомендации работникам соцзащиты, кафедра стала предметом профессиональной гордости, получили разрешение на открытие магистратуры при наличии положительных экспертиз зарубежных университетов, под влиянием шведской и американской программ того времени сразу перешли к этим траекториям. Затем открыли аспирантуру, докторантуру по социологическим специальностям, возник и Диссертационный докторский совет, за 23 года успешной и напряжённой работы совет получил высокую оценку ВАК. Осуществилась инновация введения специальностей и кафедр социального профиля в пространстве университетского инженерно-технического образования.
Между тем неадекватность системы подготовки кадров состоянию не только глобального, но и российского рынка труда способствовала углублению дисбаланса профессиональной структуры спроса и предложения, росту безработицы молодых специалистов. Отсутствовала система взаимодействия социальных институтов для задач профессионального самоопределения, интеграции в социум, рынок и трудоустройство. Падение престижа инженерных специальностей обнажило задачу конструирования и стратегического регулирования внутренней политики, инклю-зивной культуры.
В период 2015-16 гг. по решению ведомства Ливанова была про-изведена реорганизация научно-образовательной структуры социального направ-ления, успешно развивавшегося на протяжении почти четверть века. Реорганизация означала переход от гуманитаризации к узкой профилизации технического образо-вания, закрытию аспирантуры и докторантуры, отмене бюджетного финансирования магистратуры по социальным специальностям (социология, социальная работа). Следствием этой реорганизации стало сокращение преподавательского состава, в том числе перспективных учёных, молодых кандидатов и докторов наук.
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|
27.03.2017 в 20:31