Депутату Саратовской Областной Думы
Бондаренко Н.Н.
от Мельниченко Марины Сергеевны
Уважаемый Николай Николаевич!
Вице-губернатором Саратовской области - Председателем Правительства Саратовской области подписано постановление Правительства Саратовской области от 5 ноября 2021 года № 949-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Постановление № 949-П).
Данным постановлением гражданам РФ, проживающим в Саратовской области, отказано в посещении кафе, ресторанов, фуд-кортов, кинотеатров, театров, концертных залов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер классов), физкультурных, спортивных мероприятий. Посещение указанных мероприятий и организаций предусмотрено исключительно при наличии QR-кода сертификата вакцинации или сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 и документа, удостоверяющего личность.
Данное постановление существенно нарушает основополагающие права граждан, предусмотренные российскими нормативно-правовыми актами, на основании следующего.
1. Вышеперечисленные положения Постановления № 949-П не законны, вводят грубую дискриминацию людей по признаку наличия или отсутствия вакцинации, сеют рознь и вражду между привитыми и не привитыми гражданами, вводят запрет не вакцинированных граждан на участие в общественной жизни, на посещение большинства объектов социальной инфраструктуры, тем самым принуждая граждан к вакцинированию.
Принуждение может иметь место только в строго определенном, закрытом перечне медицинских вмешательств, от которых отказаться гражданин не может, но все эти случаи связаны исключительно с таким состоянием человека, когда его жизнь или здоровье в опасности, а сам он никаких решений принимать не может вследствие заболевания, либо его состояние таково, что угрожает жизни и здоровью других людей. Однако право на отказ от вакцинации указанные ограничения никак не затрагивают.
Принятие вышеуказанных положений Постановления № 949-П квалифицируется как принуждение к медицинскому вмешательству, недопустимость которого закреплена в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Помимо нарушений прав в сфере здравоохранения, Постановление 949-П нарушает целый ряд прав граждан, предусмотренных Конституции РФ: на здоровье, на личную и врачебную тайну, свободу передвижения, образование, достойную жизнь человека (ч. 1 ст. 7), свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8), не дискриминацию, равенство всех перед законом вне зависимости от любых обстоятельств (ст. 19), право на охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 21), право не быть подвергнутым насилию, на добровольное участие в медицинских, научных и иных опытах (ч. 2 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на охрану здоровья (ч. 2 ст. 7, ст. 41), право на неприкосновенность частной жизни, личную (в том числе врачебную) тайну (ст. 23 Конституции РФ, подп. 9 ст. 4, ст. 13, подп. 7 п. 5 ст. 19, подп. 2 п. 2 ст. 73, подп. 4 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), недопустимость отрицания или умаления общепризнанных прав и свобод человека, недопустимость издания актов, ограничивающих или отменяющих права человека (ст. 55).
Учитывая изложенное, деление на «привитых» и «не привитых», болевших в течение 6 месяцев, 8 и т.п. либо не болевших, с точки зрения объема прав, предусмотренных Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, противоречит принципам любого правового и цивилизованного государства.
Фактически, указанным постановлением Председатель Правительства Саратовской области цинично принуждает граждан вакцинироваться либо болеть, отказывая тем, кто этого не сделает, в реализации их прав на свободу передвижения, проведение культурного досуга, лишая возможности встречи с друзьями, родственниками и т.п.
Более того, привязывает реализацию прав в областях, в которых эти права гарантированы Конституцией РФ, не просто к вакцинации, а к подтверждению данного факта исключительно посредством QR-кода, неофициально не признавая даже справки на бумажных носителях.
Таким образом, даже наличие сертификата на бумажном носителе о вакцинировании не гарантирует гражданину РФ, проживающему в Саратовской области, который выполняет свои обязательства перед государством, платя налоги, взносы и т.п., доступ к социальным и иным государственным услугам.
3. Следует отметить, что на сегодняшний день 100% защиты от COVID-19 не имеется, привитые граждане также могут заболеть и заразить других, об этом свидетельствуют высказывания врачей в ряде публикаций.
Например, Андрей Поздняков, врач-инфекционист, к.м.н., главный врач клинико-диагностической лаборатории ООО «Инвитро-Сибирь» (https://www.invitro.ru/about/press_relizes/vrach-infektsionist-rasskazal-pochemu-lyudi-boleyut-koronavirusom-posle-vaktsinatsii/), Ринат Максютов, директор центра «Вектор», где создали «ЭпиВакКорону», вирусолог Анатолий Альтштейн, также говорят о таких фактах, министр здравоохранения Михаил Мурашко, по подсчетам которого столкнулись с инфекцией 0,8 процента привитых (https://takiedela.ru/2021/06/privitsya-i-zabolet/).
Таким образом, если Председатель Правительства Саратовской области руководствуется «заботой о гражданах», то участие в культурных мероприятиях, посещение спортивных клубов и т.п. исключительно «привитыми» гражданами, при наличии QR-кода, сомнительно, поскольку не гарантирует заражение граждан от «привитых», но при этом прямо, грубо и цинично нарушает права тех, кто не привит, болел более 6 месяцев назад (независимо от наличия антител) либо не болел вовсе, а также не имеет OR-кода.
4. Дискриминация является административным правонарушением, посягающим на права граждан, и определяется ст. 5.62 КоАП РФ и ст. 136 УК РФ как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
По Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…» (ст. 18).
По ч. 2 ст. 55 Конституции, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Внесудебное ограничение прав человека недопустимо.
5. Положение п. 1 ст. 56 Конституции РФ устанавливает: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».
Однако, учитывая, что в РФ не введен режим чрезвычайного положения, то ограничение прав и свобод жителей Саратовской области вышеуказанным Постановлением 949-П противоречит Конституции РФ. В режиме повышенной готовности (распоряжение Губернатора Саратовской области от 17.03.2020 № 200-р) нормы Конституции РФ не позволяют ограничивать права граждан.
Кроме того, многие вышеперечисленные права, в том числе право на не дискриминацию, не могут быть ограничены даже в случае чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение, к тому же, не может длиться больше 30 суток. Чрезвычайное положение может быть введено исключительно указом Президента РФ, который утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 56 Конституции РФ, ст. 9 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). Борьба с коронавирусом, по данным официальных источников информации, безуспешно ведется уже полтора года. Однако в связи с распространением коронавируса чрезвычайное положение не было объявлено, так же как не была объявлена эпидемия.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы глав регионов или муниципальных образований не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России).
А это означает, что и власти регионов не вправе издавать распоряжения, выносить постановления, принуждающие к вакцинации и ограничивающие права граждан.
Все ограничения для не вакцинированных граждан предусмотрены законом. В самом Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ (ст. 35). При этом вакцинация регулируется Федеральным законом № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Вакцинированы гражданин или нет - это его личная врачебная тайна, не подлежащая разглашению третьим лицам. А от вакцинации закон разрешает отказаться (абз. 7 п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ). Полный перечень последствий отказа от вакцинации содержится в п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ. В перечне нет запрета на посещение музеев, театров, предприятий общепита, спорткомплексов, врачей и прочего.
Всего три последствия предусмотрены в случае, если гражданин отказывается от той или иной прививки:
1) запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;
2) временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
3) отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Итак, для не вакцинированных законом не предусмотрены присвоение кодов и меток, а также иные запреты, таких как запрет на посещение общественных мероприятий, магазинов, общепита.
Вакцина от коронавируса проходит клинические испытания. А участие в клинических испытаниях только добровольное (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») и не предусматривает вообще никаких негативных последствий отказа от участия в клинических испытаниях.
6. Как уже было отмечено и является совершенно очевидным, что ограничение прав граждан преследует задачу принудить граждан к вакцинации. Фактическое принуждение к вакцинации нарушает целый ряд статей Конституции РФ, а именно:
1) Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, а также других обстоятельств, включая наличие или отсутствие прививок.
2) Принуждение к вакцинации является умалением достоинства личности и понуждением к участию в эксперименте (поскольку вакцина еще не прошла всех стадий испытания), чем нарушается ст. 21 Конституции РФ.
3) В статье 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право, а не обязанность. Поэтому принуждение к прививкам является нарушением базового конституционного права граждан в сфере здравоохранения.
4) Статья 29 Конституции запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
5) Государство гарантирует достойную жизнь каждому и запрещает дискриминацию, в том числе по мотивам отсутствия вакцинации (ст. 7 Конституции РФ).
6) Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ст. 39 Конституции РФ).
7) Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый имеет право свободно передвигаться, а не сидеть дома и быть ограниченном в посещении общественных мест.
8) Согласно ст. 44 Конституции РФ, ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1), каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В ст. 7 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» закреплено право каждого на доступ к объектам культурного наследия. Статья 47.4. указанного Закона содержит исчерпывающий перечень условий доступа граждан к объекту культурного наследия, включенному в реестр и не содержат ограничений для не вакцинированных граждан.
На основании изложенного, полагаю, что постановление Правительства Саратовской области от 5 ноября 2021 года № 949-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» противоречит ст.ст. 15, 18, 28, 41, 44, 55, 56, 76 Конституции РФ, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральном законе РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений».
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Для реализации указанных полномочий прокурор вправе провести проверку и по ее результатам внести акт прокурорского реагирования (ст. 22, 23, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), в том числе внести представление либо обратиться в суд с требованием о признании его недействительным.
С учетом изложенного, прошу Вас провести прокурорскую проверку и по ее результатам принять акт прокурорского реагирования, обязав отменить заведомо незаконные положения постановления Правительства Правительства Саратовской области от 5 ноября 2021 года № 949-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» как противоречащие Конституции РФ и вышеуказанному законодательству РФ.
С уважением___________________________________ Мельниченко Марина Сергеевна
т. 8-937-029-58-88
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|
22.11.2021 в 14:37