Ежегодные осенние бюджетные баталии для министерства финансов области привычны. Не каждый год они переходят на газетные полосы. Как правило, муниципальные образования направляют свои расчеты и обоснования важнейших вопросов в отраслевые министерства, которые рассматривают их в июне-июле, чтобы успеть обобщить и обсудить на межведомственной комиссии (МВК), в работе которой к тому же участвуют представители крупнейших муниципалитетов области (Саратов, Энгельс, Балаково). Правда, не всегда лица, определенные по согласованию в состав комиссии распоряжением Губернатора, непосредственно работают в ней. На трех заседаниях этого года областной центр был представлен заместителем руководителя финансового органа, не изложившим ни разу позицию муниципальной власти.
По параметрам бюджета города Саратова и текущего года, и прошлых лет можно однозначно сделать вывод, что при определении их размера бюджетное и налоговое законодательство не нарушено. При распределении межбюджетных трансфертов строго соблюдается установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип равенства бюджетных прав муниципалитетов.
Проблемы межбюджетных отношений, несбалансированности бюджетов, которые затронуты городом, обсуждаются все последние годы как на федеральном, так и на областном уровне. Не по всем принимаются решения так, как хотелось бы городским округам. И это обоснованно – областная власть несет ответственность за благополучие региона в целом, а не только отдельного муниципального образования, будь это областной центр или рабочий поселок. Несправедливы, с нашей точки зрения, по отношению к другим муниципалитетам и притязания города на роль единственного донора регионального бюджета – в силу действующего налогового законодательства с территории города в бюджет поступают доходы, сформированные и на их территориях.
Путь решения поставленных вопросов один – отраслевые министерства, МВК, согласительная комиссия, учитывая общую ситуацию в области. Все предложения исполнительной власти перед принятием бюджета законодательным органом проходят экспертизу профильных комитетов областной Думы, Счетной палаты области, прокуратуры, обсуждаются на публичных слушаниях, то есть решение всегда принимается коллегиально. Баланс интересов достигается во многом благодаря деятельности бюджетного комитета и его руководителей, работа которых – за добрый десяток лет – всегда отличалась высоким профессионализмом.