Беспилотники 2
НОВОСТИ ДНЯ
ЛИЦА

Интервью "Деловой Саратов"

Город чистой воды

 

Город чистой воды… Традиционно это определение относится к Риму, в котором до сих пор функционирует система акведуков, подающих чистейшую воду. О том, какое отношение это имеет к нашему городу, «Деловой Саратов» разузнал у куратора проекта «Атлас рима: руководство саратовскому водохлёбу» Игоря Сорокина.

 

- Большинство социокультурных проектов, в которых Вы принимали участие, связаны с Саратовом или охватывают и другие регионы?

 

- Охватывают и другие регионы. Минувший год мне подарил возможность посотрудничать «на дальних рубежах». С одной стороны - Владивосток и Находка. С другой стороны - Брест. Но есть несколько музейных проектов и в глубине страны – это Тула и Коломна. Последняя вообще даёт мне возможность на протяжении последних трёх лет участвовать в очень большом и разнообразном проекте по формированию и насыщению культурного пространства в историческом городе – там и журнал общества любителей вольных прогулок, и музейный театр, и арт-коммуналка с резиденцией для творческих людей, и книжный фестиваль. Это я перечислил только те форматы, в которых лично участвую – и это лишь малая часть большого культурного круговорота на коломенском посаде (надо отметить, что это частная инициатива, поддержанная государством и частным бизнесом, существует наряду со знаменитым Коломенским кремлём – и при этом успешно с ним конкурирует!)

 

- Ваш последний проект посвящен родникам Саратова, как родилась эта идея? Почему Вас взволновал этот вопрос?

 

- Речь не об одних родниках, но о водопользовании вообще. Идея, с одной стороны, зрела подспудно. Я много лет дружу и сотрудничаю с Александром Башкатовым – он географ и профессионально занимается водными ресурсами места. Очень давно, когда мы делали первый наш совместный проект «Музейная долина», посвящённый Глебучеву оврагу, меня поразила информация о четырнадцати речках, протекающих сквозь город и задавленных человеком – подумайте только, сколько красоты мы изничтожили! Желание разведать и понять, как и откуда текут эти речки, где впадают в Волгу, меня с тех пор не оставляло.

 

С другой стороны, был и некий импульс: в прошлом году моя однокурсница Татьяна Зайцева, отвечавшая в «Софит-Экспо» за фестивальную программу в рамках строительной выставки, призвала меня для совместных мозговых штурмов с архитекторами и художниками. Предложено было обнажить какую-нибудь городскую проблему и поискать фестивальными средствами пути её решения. Я предложил родники, все поддержали. Архитектурный фестиваль «Диалог с городом» прошёл, однако проблема так и осталась лишь обозначенной. Именно поэтому пришла идея более глубокого погружения. Мне близок музейный плацдарм. Именно поэтому следующим шагом было написание грантовой заявки в благотворительный фонд Владимира Потанина.

 

Саратовский областной музей краеведения победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и получил средства на осуществление проекта. Не скажу, что этим проблема исчерпана, но, безусловно, сделан ещё один шаг к её решению.

 

- Состояние родников в большей степени касается экологов. Как были найдены точки соприкосновения с культурой?

 

- Очень хороший вопрос. Характерной особенностью нашего проекта является его основополагающая музейная составляющая – обращённость в прошлое. То есть, нам важно знать не только сегодняшнее состояние родников-речек-прудов, но и историю их освоения и использования. Мы применяем комплексный подход – высматриваем воду на старых фотографиях, изучаем карты, поднимаем архивные документы и ищем живые свидетельства. Мы, к примеру, используем такие маркеры для обнаружения водных ресурсов, как сады, огороды, бани и пожарные службы, поскольку наличие воды является определяющим для обеспечения жизнедеятельности данных объектов.

 

Нам, как исследователям, кроме того, важно отыскать, сохранить сведения, которые могут вот-вот исчезнуть. Именно поэтому – экспедиции и вылазки на места. В данном случае носителем важной информации может оказаться любой человек – вне зависимости от возраста. И, безусловно, каждый из членов экспедиции. Главное, правильно настроить зрение: как и откуда вечно течёт вода, как она подтопляет фундаменты и заливает погреба, где проявляется трещинами в асфальте, зарослями камыша или осоки, вечной грязью. Мы, как граждане города, конечно, не лишены потребности мечтать. Именно поэтому в наши исследования прошлого и настоящего вторгается будущее – архитектурное проектирование. Таким образом, мы стараемся повсеместно предположить великое будущее тем местам, которые этого достойны. Мы считаем, что лучше освободить воду, чем тратить силы на бесплодную борьбу с ней. Если её нельзя использовать для питья и готовки, можно для полива или созерцания. Вода – великое богатство. Просто у нас её слишком много и, зачастую, жители города её не ценят и не замечают.

 

- Почему проект назван «Атлас рима»? Как появилось название?

 

- Слово «рим» в названии пишется с маленькой буквы. Это обобщенный образ «города чистой воды». Как известно, в Вечном городе можно пить из любого фонтана, поскольку там на протяжении многих столетий действует система самотечного родникового водоснабжения: вода по акведукам приходит в город с окрестных гор. Подобная ситуация была и в Саратове в середине XIX-го века. На пяти площадях находились бассейны с чистейшей питьевой водой, собранной в долине Лысой горы. К великому сожалению, саратовцы пользовались «правом чистой воды» недолго – меньше полувека. Рост города и приход новых технологий привёл к принципиально иному решению. Английской компанией был построен напорный водопровод из Волги: с системой насосов и фильтров. Тогда же по решению суда был уничтожен дубовый самотечный водопровод, созданный в 1840-е годы на средства саратовского гражданина Василия Васильевича Гришина и других саратовцев. Остается только сожалеть, что мужи города не смогли тогда противостоять натиску капитализма.

 

- Какова основная цель проекта?

 

- Мы хотим собрать и предъявить карты, схемы и прочие изображения, свидетельствующие о наличии в городе существенных запасов воды, с помощью атласа сделать это очевидным. В Саратове, как и в Риме, благоприятная ситуация: город находится в чаше, окруженной горами, изобилующими водой. Увы, ситуация, в двух словах, такова: многое мы задавили и загадили, но истоки благодаря физике местности всё ещё чисты. Современные технологии, конечно, позволяют пробурить на Кумысной поляне кучу скважин и нарушить тем самым устойчивую родниковую систему, но хочется верить, что теперь-то у нас хватит ума сохранить наше общее достояние! Отрадно, что и чиновники реагируют на призывы сохранять-преумножать природное богатство. «Атлас рима» – это всего лишь предъявление горожанам их владений. А цель – вернуть к жизни загубленные речки. То есть – улучшить жизнь. Труднодостижимо, многотрудно – загадить куда как проще! – но стратегически верно.

 

- Что уже сделано и что планируется в ходе реализации проекта?

 

- Для реализации проекта мы применили такие инструменты, как экспедиции, разведки и вылазки. Команда проекта провела их больше двадцати. Кроме того, мы ведём архивную работу (изучение карт и документов). По результатам исследований делаются публикации как в музейных экспозициях (было пять выставок), так и в СМИ. Весной мы провели конкурс архитектурных проектов по обустройству завокзальной долины. Победители – саратовцы Андрей Ботов и Анастасия Тарасова. Проект подкупает тактичным подходом, доверительным отношением к месту. Хочется верить, что проект-победитель будет в итоге воплощён. Увы, грантовые средства фонда Потанина не позволяют развернуть строительство и заняться благоустройством: цель проекта разбудить воображение, «взрыхлить сознание». Мы смогли позволить себе лишь организацию и проведение международного архитектурного конкурса – и то во многом благодаря таким партнёрам проекта, как «Софит-Экспо», завод керамического кирпича «Римкер» и управление градостроительства и архитектуры.

 

- Кто основные действующие лица проекта?

 

- Музейщики. Архитекторы. Жители города – все желающие. Сердце проекта бьётся в областном музее краеведения.

 

- Что проект даст городу?

 

- В какой-то мере – руководство к действию. Вода, собранная в разного рода водоёмы, может быть использована не только как питьевая (в верховьях), но с использованием инженерно-архитектурных средств (устройство ручьёв, прудов и фонтанов) может решить несколько задач: эстетическую (места для созерцания), рекреационную (отдых) и познавательную (одна из основных проектных задач - это обнаружение и предъявление истории места). Кроме того, Саратов должен изучить стратегические запасы чистой воды и разработать комплекс мер по их охране и использованию. В том числе, учесть при дальнейшем развитии городской застройки возможность использования смешанной системы водопользования: питьевой воды из родников и волжской для технических нужд. Можно предположить, что отдельные участки обустроенных родниковых долин могут иметь как рекреационные общественные территории (скверы, пруды, небольшие водопады), так и частное потребление. За последние годы, как минимум, две родниковые долины были застроены без учёта этих возможностей: комплекс «Бестужев сад» в Заводском районе и жилой комплекс в верховьях Мечева буерака в Ленинском районе. В обоих случаях, похоже, родниковые воды были просто «задавлены» и они непременно проявят себя комарами в сырых подвалах, грибком, трещинами в фундаментах и стенах. Тогда как можно было не создавать этой, уже ставшей привычной для саратовцев проблемы, а, напротив, обратить всё в радость! С экономической точки зрения родниковые долины могут быть крайне выгодны для города, поскольку привлекательны возможностями здорового образа жизни.

 

- Какие ещё проблемы города Вы могли бы выделить как наиболее острые?

 

- Самая острая проблема – отсутствие любви к родному городу. Чаще всего она происходит от незнания его истории и непонимания его природы. Саратов не случайно в последние годы многие обзывают нелицеприятно «Засратовом». Такой неологизм не мог появиться на пустом месте. Мы, действительно, живём на колоссальной помойке, и помои сливаем в родниковые речки, буквально «гадим под себя». Город перестал быть единым организмом – сейчас это, скорее, куча мала, и жители в ней барахтаются, как могут, каждый на своём отдельно взятом плацдармике. Попробуйте пройти хотя бы по Мясницкому оврагу (одному из отвержков Глебовражной системы) от небольшого озерка в гаражах под мусульманским кладбищем до эконома, сразу поймёте, почему мы так живём. Между прочим, на многих дореволюционных картах вытянутый треугольник под Соколовой горой, ограниченный Мясницкой – 1-й Садовой – Соколовским переулком, обозначен как «Городской сад»!

 

Практически во всех районах Саратова очевидна нехватка общественных территорий – той неотъемлемой особенности, которая отличает собственно город – площади, парки, скверы, общественные сады. И как следствие – социальная напряжённость. Отсюда и, условно говоря, нелюбовь. Замкнутый круг.

 

В плане ресурса общественных территорий и рекреационных зон логично использовать именно долины малых рек. И строительство здесь неразумно, и близость воды даёт возможность интенсивного роста растениям. Всё было бы по уму. Как самый яркий пример – Глебучев овраг, первые решения о благоустройстве которого принимались городской Думой ещё в конце XIX века. Он, вбирающий в себя водные ресурсы сразу двух горных массивов – Лысогорского и Соколовогорского, по-прежнему является ключевым в решении проблемы катастрофической нехватки рекреационных территорий городского центра.

 

- Есть ли у Вас идеи новых проектов?

 

- Есть! Рассредоточенный музей города. Музей без витрин и смотрителей, музей, в котором и магазин, и кафе, и учреждение, и подворотня могут служить витриной – рассказывать и сообщать. Собственно, музеем является сам город, его историческая часть, которую мы совершенно бездумно рушим вместо того, чтобы ей гордиться. Это проект – если, конечно, успеем до потери «критической массы» исторического города, который, на мой взгляд, сможет изменить отношение к Саратову. Мне кажется, целесообразно начать с «первоначальной крепости», то есть с участка города, который занимала саратовская крепость в XVII веке. Он не такой уж большой, при этом углы крепостного треугольника уже закреплены тремя музеями!

 

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

http://www.delovoysaratov.ru/communication/interview/94/

 

 

Шашко Владимир Александрович
Шашко
Владимир Александрович

Генеральный директор ООО «Деловой Саратов Инвест Информ Групп», Член Правления ТПП Саратовской области, исполнительный директор регионального отделения ООО "Деловая Россия"

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

Харатс
ВАЖНО:
АНОНСЫ
Телега3
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
Письмо в редакцию         26.11.2024
0.010204076766968