Год 2010-й
— Какое событие из Вашей личной жизни в текущем году стало самым значимым?
— Личная жизнь — это отношения с самыми дорогими людьми — с моей женой, сыном, близкими друзьями. Я счастлив, потому что ежедневно ощущаю их любовь, понимание, поддержку.
— Какое событие из жизни Области в текущем году произвело на Вас наибольшее впечатление, (почему)?
— Университет, который я имею честь возглавлять, получил статус национального исследовательского. По значимости, по тому экономическому и духовному подъёму, что дарует это не только области, но и всему региону, думаю, с подобным событием за текущий год ничего сравниться не может.
— Ваша гордость (достижение) в профессиональной деятельности за 2010 год.
— Смотри ответ на вопрос № 2. Это событие не просто кардинально поднимает уровень нашего вуза. Оно — гарант создания университета, конкурентоспособного лучшим представителям высшей школы по всему миру.
Современное, я бы даже сказал элитарное оборудование, позволяющее проводить самые новаторские эксперименты, активнейшая инновационная деятельность, возможность стажировок в легендарных мировых центрах внушают чувство удовлетворения.
Не случайно на торжественной линейке первого сентября из уст и университетских профессоров, и VIP-гостей неоднократно звучала мысль: нынешним первокурсникам можно завидовать белой завистью.
— Ваше любимое увлечение вне профессиональной деятельности (хобби).
— Бывая в командировках, стараюсь, если время позволяет, посетить знаменитые художественные музеи. С удовольствием приобретаю альбомы великих художников, потому что рассматривание даже хороших репродукций старых мастеров гармонично воздействует на душу.
— Какие идеи Вы можете предложить для улучшения жизни населения и процветания нашей области?
— В СГУ разработано немало уникальных, оригинальных изобретений, в реализации которых остро заинтересованы многие наши партнёры — как в России, так и за границей. Назову только два — чудо-печка, оперативно и качественно сжигающая мусор и дермальный эквивалент для кожи, подвергшейся термическим травмам. Если бы Саратовская область в лице своего руководства заинтересовалась упомянутыми разработками, вся губерния оказалась бы в выигрыше...
— Поделитесь профессиональными планами на 2011 год.
— Уже довольно давно я вывел для себя формулу жизненного успеха: обрести золотое равновесие между тем, что хочу и тем, что могу делать. Мне представляется, что этого состояния я достиг. Наука управления таким сложнейшим организмом как СГУ потребовала от меня максимальной концентрации. За последние несколько лет пришлось пройти через многое — в том числе и серьёзные битвы за университет с теми, кого не устраивал образ сильного и не карманного высшего учебного заведения. Но в битвах есть свой плюс! Сегодняшний университет есть не только сообщество блестящих интеллектуалов, но и команда единомышленников, способных решать сложнейшие задачи, которые у нас впереди.
— Что для Вас значит участие в альманахе «Лица Саратовской губернии»?
- Один из множества рабочих моментов.
- Леонид Юрьевич, почему Вы пошли учиться на мехмат?
- Вообще-то, я хотел идти на истфак, хотя и учился в математической школе. Меня привлекала археология, потому что она сродни детективу: ты восстанавливаешь, изучаешь то, что утеряно. Это и романтика, и увлечение. В детстве я основательно изучал археологию. Могу многое рассказать о скифских стрелах и скифском «зверином стиле», о срубных могильниках в Поволжье. Но на мехмате я оказался по воле родителей, они не дали мне поступить на истфак. Мой отец был офицером КГБ, и он как никто понимал, что значит быть историком в то время. Это значило быть служителем официального культа. Уже будучи преподавателем я сталкивался с историками, философами, которые не верили в то, что они преподавали студентам. Получается, ты выходишь на кафедру обманывать...
Вот почему я пошёл учиться на мехмат.
- Какая научная командировка Вам запомнилась больше остальных?
- Вторая. Тут можно целую поэму написать. Или драму...
Первый раз я поехал на конференцию в Германию. Это было в момент распада Советского Союза, денег не было, была полная неразбериха. Нам оплатили билет, а жили мы в казарме бундесвера. Каждый день мы проходили мимо часового, который стоял в натовской форме, с винтовкой М-16. В это время я уже был профессором.
Вторая моя поездка была в Англию, в Манчестер. Я первый раз выехал один, без делегации. Целый месяц я не слышал русского языка – общался только на английском. Первое шоковое состояние было, когда я прилетел в аэропорт Хитроу, прошёл таможню и, когда вышел за барьер, меня вдруг посетила мысль, что я один в чужой стране и никому не нужен. Случись что со мной – меня никто не хватится. Мне было некому позвонить, спросить совета. Вот такие воспоминания...
- Где Вы обедаете?
- Обедаю я, не отходя от рабочего места, и вопрос даже не в том, где, а когда и сколько по времени. Обедаю за пять минут, а вот когда – это как Бог даст. То есть полноценного обеденного перерыва, к сожалению, у меня нет.
- Как при таком плотном графике у Вас находится время для общения с семьёй и совместного отдыха?
- Это большая проблема. Моя супруга работает в университете, и иногда здесь мы видимся чаще, чем дома. И такое бывает.
- Есть ли у Вас домашние животные?
- Да, немецкая овчарка и британская кошка. Собака живёт во дворе, а кошка – в доме.
- Большой ли у Вас дом?
- Небольшой. Два года назад у меня были гости из Брюнельского университета, где я являюсь почётным приглашённым профессором, им было интересно посмотреть, как живёт ректор. Когда они уехали, я спросил моего друга, профессора Каплунова, который сопровождал их, какие у гостей впечатления. Оказывается, они сказали, что это действительно дом обычного старшего профессора.
- Как Вы любите проводить отпуск?
- Мне очень хочется проводить отпуск без телефона, но этого никогда не получается, потому что уезжаешь летом – в университете приёмная кампания, зимой – разгар учебного процесса, очередного конкурса. Поэтому постоянно отпуск провожу с телефоном, а те, кто рядом со мной, очень на это обижаются: с кем я провожу отпуск – с женой и сыном или с телефоном? А самое лучшее времяпрепровождение для меня – это подвижное времяпрепровождение. Можно даже просто сесть в машину и поехать куда-нибудь.
- Умеете и любите ли Вы водить машину?
- Конечно, умею. Когда я был деканом, приезжал на машине – уезжал на машине. Очень любил ездить один и ездить далеко. Поднимешься куда-нибудь на пригорок, остановишь машину, выйдешь, а там трава, солнышко. Постоишь, подумаешь, сигарету выкуришь и дальше поедешь. Очень люблю машину, очень люблю ездить, но просто работать деканом и работать ректором – это разные вещи.
- Когда у Вас появился первый персональный компьютер?
- ...Я уже и не помню. Забыл, наверное, потому, что этот факт для меня не является чем-то особенным, ведь моя жизнь связана с программированием начиная со школы. Когда я учился в школе №13, наш выпуск стал первым выпуском физико-математического направления. Это было в 1966 году. В школе стояла машина «Урал-1», которая была подарена университетом. Взамен «Урал-1» в СГУ тогда установили «Урал-2». Я программировал на всех ЭВМ, потом на всех компьютерах, которые были в Советском Союзе. Поэтому в этом смысле я профессионал.
- В какой компании Вы встречаете Новый год?
- Только дома и только в семье. С близкими родственниками.
- Ваше любимое блюдо?
- Жареная картошка. Настоящая деревенская картошка, жаренная с маслом и яйцом.
- Планируете ли Вы поехать на Олимпиаду в Сочи?
- Нет. Я бы лучше съездил на бразильский карнавал.
- Какая Ваша самая любимая книга?
- Назвать какую-то одну трудно, хотя их и не так много. Даниил Гранин «Иду на грозу» – это святое. Книги Вальтера Скотта… «Три мушкетёра» Дюма – эту книгу можно перечитывать постоянно, и это гораздо лучше, чем смотреть фильм. Единственный фильм, снятый по книге, который мне хочется смотреть снова и снова, – это «Приключения Шерлока Холмса».
Источник: www.sgu.ru
© Социально-информационный портал «Лица», 2009 – 2024
|